![]() |
|
![]() |
![]() |
«Почему у нас в Украине приватизируются те предприятия, которые дают самую большую прибыль? Ведь она могла бы идти государству, а не частным лицам, — пишет нам наш постоянный подписчик В.М. Коломиец из Ильичевска. — Прибыль от одной только алкогольной промышленности могла бы настолько пополнить Пенсионный фонд, что сделала бы ненужной пенсионную реформу!
И еще у меня вопрос: кто дал право народным депутатам принимать такие законы, которые позволяют устанавливать себе и руководству страны космические зарплаты, пенсии, многотысячную материальную помощь и всевозможные льготы, когда народ нищенствует? Пир во время чумы! Какая материальная помощь полагается людям с миллионными доходами, которые даже за медобслуживание не платят? У меня 54 года стажа и пятеро детей, но за всю жизнь я лишь дважды получил матпомощь по 50 рублей. А больше не просил — стыдно было, выкручивались сами».
Такими и подобными вопросами задаются десятки миллионов украинцев. И не без оснований.
«За следующие два года будет продано все. График распродажи государственного имущества зависит не от потребностей государства, а от желания олигархов, — заявил бывший председатель Фонда государственного имущества Александр Бондарь в интервью изданию «Український тиждень». — Если бы было наоборот, в этом году не появились бы проблемы с экономикой и наполнением Госбюджета, на торги выставлялось бы больше объектов и по более высоким ценам. За счет полученных средств власть без проблем погасила бы все свои социальные обязательства».
По словам Александра Бондаря, приватизацию сдерживает то, что круг допущенных к ней ограничен тремя лицами, и у них недостаточно ресурсов.
«Им сейчас по заниженным ценам продают только то, что они способны приобрести. Думаете, в СКМ Рината Ахметова нет желания скупить все облэнерго и всю генерацию? Есть. Но купили на сегодняшний день только то, на что была открыта кредитная линия. Теперь с кредиторами рассчитаются через повышение тарифов, — заявил экс-глава ФГИ. — Если брать по отраслям, то облэнерго и генерация — вотчина СКМ; все облгазы и нефтехимия — группы Фирташа, «Нафтогаз Украины» — тоже; часть «Укрзализныци» и порты — совместный бизнес структур СКМ и «семьи»; угольная отрасль — «семьи».
Фонд государственного имущества планирует в 2013 году получить от приватизации 10,9 млрд грн, которые уже запланированы в Законе о Государственном бюджете. Об этом сообщил председатель ФГИУ Александр Рябченко на пресс-конференции в Киеве 20 декабря. По его словам, в начале года планируется реализовать те государственные пакеты акций компаний, которые не были реализованы в 2012 году. В первую очередь — это контрольные пакеты акций шести облэнерго, а также — двух энергогенерирующих компаний. Еще на продажу в 2013 году будут выставлены 50 госпакетов акций облгазов и 10 — угольных предприятий.
Фонд также ожидает решения парламента относительно пересмотра перечня предприятий, которые не подлежат приватизации. По словам Рябченко, теперь предлагается сократить этот список с 1,5 тыс. предприятий до 200. Прикрываясь необходимостью наполнения бюджета в наступающем году, Кабмин выставит на торги ключевые энергетические предприятия, шахты и спиртзаводы — около 1200 компаний. Не говоря уже о том, что к торгам будут допущены лишь избранные покупатели, а цены очень занижены, продажа за год-другой всех государственных резервов — это бульон из кур, которые несли золотые яйца.
Проект Закона «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», одобренного Кабмином, фактически разрешает масштабное прикарманивание угольных шахт: в собственности государства в Донецкой области останется лишь 11 предприятий, а в Луганской — 7. Также будет проведена массовая приватизация спиртзаводов, радиотелевизионных передающих центров и книжно-журнальных издательств («Мистецтво», «Лыбидь», «Днипро», «Веселка»). Частными хотят сделать почти все спортивные базы, бассейны и стадионы, за исключением баз предприятия, которое управляет киевским Дворцом спорта, НСК «Олимпийский», «Львов-Ареной».
Сохранив в госсобственности такие знаковые винзаводы, как «Коктебель» и «Массандра», правительство предлагает разрешить продажу ряда южноукраинских и закарпатских совхозов-заводов, включая Ужгородский и Одесский коньячные заводы, Одесский завод шампанских вин. Из всех государственных элеваторов приватизации не будет подлежать лишь Новотроицкий.
Из списка неприватизируемых объектов по инициативе Министерства финансов был изъят «Турбоатом». Из него исключают НАК «Нафтогаз Украины», «Черноморнефтегаз», «Укринтерэнерго» и «Укрспецтрансгаз» (транспортировка сжиженного газа), ГАО «Магистральные трубопроводы «Дружба». Изъяты из списка Харьковский электромеханический завод, Дашавский завод композиционных материалов, специальное производство киевского завода «Радар» и Солотвинский солерудник. То, что еще дает большую прибыль.
«Вероятно, спрос на приватизацию будет в первую очередь внутренний, потом — со стороны российского бизнеса, а потом — иностранных инвесторов», — прогнозирует директор аналитического департамента ИК Dragon Capital Андрей Беспятов. Но кто бы ни получил право собственности на украинские предприятия во время этой тотальной распродажи, в дальнейшем убытки для страны в целом неизбежны.
О том, что частный инвестор эффективнее государственного, мы наслышаны со времен «перестройки». Но даже там, где собственник в самом деле морально способен «выжать» из предприятия по максимуму, в лучшем случае часть прибыли он вкладывает в модернизацию (что ныне — большая редкость), остальное же идет ему в карман. От такой «эффективности» мало проку даже работникам приватизированного предприятия, не говоря уже о потребителях продукции и экономике страны в целом. Ведь доходность повышается тремя путями: завышением стоимости продукта (или снижением его себестоимости за счет введения дешевых компонентов низкого качества), замораживанием зарплат, получением налоговых льгот. К этому можно прибавить отказ от финансирования инфраструктуры предприятия (заводская больница, столовая, общежития, детский сад и т.п.).
Впрочем, в Украине получил распространение особый, сверхдоходный способ хозяйствования: искусственное доведение предприятия до банкротства с последующей приватизацией за сущие копейки, распродажей оборудования на металлолом и сдачей в аренду (а в ближайшей перспективе — продажей) территории под застройку «высотками». Это наше национальное «ноу-хау», и нет возможности предвидеть — сколько новоприватизированных объектов в ближайшие два года постигнет такая участь.
По оценкам директора Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерия Гееца, поспешная приватизация не только приведет к продаже предприятий по заниженной цене, как это было в предыдущие годы, но и лишит бюджет налоговых поступлений. «Наши исследования показали, что многие предприятия после приватизации резко сокращают объем уплаты налогов. Поэтому необходимо тщательно рассчитать, что даст такой шаг, и смотреть не только на возможность получения средств от приватизации, но и на потребности бюджетов будущих лет», — отмечает он. Однако у депутатов ВР и высших чиновников на этот счет иное мнение, поскольку будущее они измеряют лишь интервалом до очередных выборов.
Почему такой беспредел стал возможным, в первую очередь, недоумевают те, кто жил в советской стране и помнит времена, когда государство тщательно планировало экономическое развитие на много лет вперед, когда доходов от промышленности и сельского хозяйства вполне хватало на функционирование существующих и строительство новых предприятий, на возведение жилых домов, квартиры в которых бесплатно предоставлялись честным труженикам, на обучение детей и студентов, на закупку медикаментов и оборудования для больниц, на научные разработки, а главное — на зарплаты и пенсии, вполне обеспечивающие основные потребности людей.
Руководители высоких уровней и тогда имели благ в несколько раз больше, чем рабочий человек, но они не могли полностью обобрать и разорить страну, обречь население на постепенное вымирание. Законы стояли на страже государственного имущества. Они соблюдались строго, нынешнее «законотворчество» (то есть постоянное переписывание законодательства под интересы отдельных лиц) просто не могло иметь места. А еще — часто встречалось тогда даже у высоких должностных лиц то, что упомянул автор письма: способность испытывать стыд, руководствоваться совестью.
Почему украинским миллионерам и миллиардерам удается приватизировать все, что приносит доход? Потому что для этого они и изменили законы, по которым мы живем. Потому что никакая перспектива страны их не волнует. Отпущенные «демократией» годы между сменой властей расходуются членами правительства, руководителями всех мастей и уровней только на соблюдение своих персональных и клановых интересов.
Ни одна реформа, принимаемая украинскими властями, не направлена на благо народа. Жилищная, пенсионная, медицинская — все они преследуют цель максимально ограничить конституционные права населения, а правительство освободить от ответственности и в целом по стране, и на региональных уровнях.
Можно сказать, что у нас есть страна, но нет государства. Потому что государственные структуры создаются для управления страной наиболее благоразумным образом, они предназначены для поддержания перспективных процессов и сохранения законности.
Кто дал право депутатам назначать себе огромные заработки и льготы, выгребать из бюджета с каждым годом все больше, когда у страны растут внешние долги и неуклонно сокращается численность населения? К сожалению, это право дали им мы сами, проголосовав на выборах. Опустив в урну бюллетень, мы больше никого из них не интересуем. В глазах мировой общественности ритуал соблюден — и можно дальше заниматься грабежом.
Разве не грабеж с разбоем — свежее решение новоизбранной Верховной Рады, планирующей в Госбюджете-2013 увеличение расходов на свою законотворческую деятельность на 60 млн грн (в том числе на зарплаты депутатов больше на 36 млн грн) — всего до 516 млн, повышение бюджетных выплат на нужды Госуправления делами, Высшего административного суда, Конституционного суда, Государственной налоговой службы — и при этом одновременно сокращение на 20 млн грн (до 364,7 млн) расходов на одноразовые выплаты женщинам, имеющим звание «Мать-героиня», инвалидам, неработающим малообеспеченным лицам и тем, кто пострадал от торговли людьми. Этот же проект Госбюджета, принятый депутатами 6 декабря в первом и втором чтении всего за полчаса, предусматривает еще сокращение на 160 млн грн субвенций на ремонт централизованных систем водоснабжения и водоотвода для Запорожской, Луганской и Николаевской областей. Комментарии тут излишни.
Почему так выходит? Потому что честные, совестливые, работящие люди оказались заложниками дикого украинского капитализма. И если где за слово «украинский» приходится по-настоящему краснеть, то именно в этом словосочетании.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.010Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |