ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Солнечный удар»
17.01.2013 / Газета: Юг / № 2(16023) / Тираж: 122306

Российский режиссер Никита Михалков задействовал Потемкинскую лестницу под военную массовку. Архитектурный шедевр «засекречен» и покрыт черным дымом.

Восхищение этим необычным сооружением – Потемкинской лестницей — выражали в своих литературных произведениях такие знаменитости, как Марк Твен, Юзеф Крашевский, Николай Гарин, Александр Грин, Жюль Верн. Многие режиссеры, включая легендарного Сергея Эйзенштейна, уже использовали каменный «трап», соединяющий Приморский бульвар и порт, в качестве натурплощадки.

Но сто девяносто две ступени Потемкинской лестницы кинематографистам по-прежнему интересны. И Никита Михалков — не исключение. В Одессе он снимает часть художественного фильма «Солнечный удар» по мотивам произведений Ивана Бунина — одноименному рассказу и книге «Окаянные дни» (сценарий написан Никитой Михалковым, Владимиром Моисеенко и Александром Адабашьяном).

В «Окаянные дни» вошли дневниковые записи, которые писатель вел в Москве и Одессе в 1918—1920 годах. Основу произведения составляет документирование и осмысление Иваном Буниным революционных событий. Писатель выражает свое крайнее неприятие большевиков, воспринимая революцию как национальную катастрофу. Рассказ «Солнечный удар» — история о ярком любовном приключении поручика и молодой женщины — давно впечатлил Михалкова, решившего объединить в своей киноленте страстные чувства и повествование о том, как погибала Россия.

В роли поручика — латышский актер Мартинс Калита, красавица-незнакомка — студентка Виктория Соловьева. Говорят, приглашение малоизвестных исполнителей — принципиальная позиция режиссера.

Ранее съемки фильма проходили в России, в городе Гороховец Владимирской области, в Москве, а также в Швейцарии. В Одессе — масштабные сцены из «Окаянных дней», где задействованы несколько сотен «красноармейцев» и «белогвардейцев». Декораторы пристроили к Потемкинской лестнице внушительный фрагмент крепостной стены с проломом от попадания снаряда и артиллерийскими орудиями в уцелевших бойницах. Под стеной — регистрационный пункт, наверху — фильтрационный лагерь.

Работа кипит прямо на Потемкинской лестнице и на прилегающем склоне — в Лунном парке. Живописно смотрятся оборонительные укрепления, пушки, старые фургоны, пулеметы, дозорная вышка. На одном из лестничных пролетов пылает бочка с горючим. Черный дым надежно укутывает съемочный процесс от любопытных глаз — горожанам и туристам оставлен узкий проход по лестнице.

Заметим, что к мэру Алексею Костусеву создатели фильма обратились с просьбой оказать содействие в проведении съемок еще в октябре прошлого года. По данным управления информации горсовета, с заместителем директора съемочной группы Светланой Молочинской и ассистентом художника-постановщика картины Виктором Фоминым тогда встретились вице-мэр Сергей Подгайный и начальник департамента городского хозяйства Александр Козловский. Сообщалось: достигнута соответствующая договоренность, это значительно упростит киношникам установку заградительных сооружений, декораций, мусорных контейнеров и биотуалетов.

Однако без скандалов не обошлось. Как пишет «Думская», ссылаясь на свои источники в муниципалитете, съемки едва не сорвались из-за позиции фирмы «Медиа Инвестмент Групп», которая несколько лет арендует территорию Лунного парка под Приморским бульваром. Студия «ТРИТЭ», принадлежащая Никите Михалкову, согласовала свою работу в Одессе со всеми профильными ведомствами и получила согласие на использование в качестве натурплощадки Потемкинской лестницы и части Лунного парка. Однако в мэрию пришло письмо от дирекции «Медиа Инвестмент Групп» с категорическим запретом использовать для съемок арендуемую землю (говорят, эта фирма принадлежит высокопоставленному до недавнего времени киевскому чиновнику). Однако вопрос решился с помощью прокуратуры в пользу «Солнечного удара».

Восстали против Михалкова и местные коммунисты, которые считают экранизацию «Окаянных дней» «пропагандой антикоммунизма». Протестанты вышли на непродолжительную акцию с плакатами: «Белогвардейца Михалкова — гэть из Одессы», «Этот фильм — топтание на костях своего отца» и др.

Подобное отношение коммунистов к произведениям Ивана Бунина отнюдь не умаляет их значимость и превосходство. Наоборот — с началом съемок многие одесситы достали с полок книги Бунина, чтобы перечитать замечательную прозу писателя.

Другое дело — отношение кинематографистов. Если с красно-белой лентой, обтянувшей большую часть Потемкинской лестницы, приходится мириться, то с поведением охранников российской кинокомпании — никак. Запрещая журналистам заступать за ленточное ограждение, парни в камуфляжной форме также всячески препятствуют любой фото- и видеосъемке. При этом ссылаются на указание «свыше» и размахивают руками перед объективами. Отвечая на мой вопрос, кто запретил? — один из охранников сказал: «Михалков…». Понятно, что такое пике (как и сам незаконный запрет) желающих сделать памятный снимок отнюдь не остановит, а вот отношение к создателям фильма ухудшит наверняка.

Автор: Лариса КОЗОВАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту