![]() |
|
![]() |
![]() |
В Одессе разгорелся крупный скандал вокруг смерти трехмесячного малыша в одной из городских больниц. И сегодня как горожане, так и целый ряд инстанций пытаются выяснить, кто же в этом виноват. Эта запутанная во многих местах история вызвала такой резонанс, что губернатор области Эдуард Матвийчук взял ее расследование под свой личный контроль, поручив компетентным органам разобраться как можно скорее…
В поисках истины
Первенец у супругов Надежды Хассан и Сергея Гечева появился на свет 12 октября прошлого года. Он болел всю свою недолгую жизнь, а 5 января года нынешнего его не стало. Мать умершего мальчика уверена, что во всем виноваты врачи, обвиняет их в некомпетентности и вымогательстве. Она считает, что их шантаж с целью получения денег и привел к смерти ребенка, который попал к медикам с воспалением легких. Поэтому она со своей бедой обратилась в прокуратуру и милицию. Новорожденный действительно поступил в стационар детской больницы имени Резника два месяца назад с подозрением на двухстороннее воспаление легких. Его лечили около 20 дней, но лучше ребенку не стало, его перевели в реанимацию. Однако, по словам матери, лишь после получения денег он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Надежда Хасан также пожаловалась, что ее ежедневно с пространным списком направляли в конкретную аптеку, где все лекарства уже были помечены. Всего, по ее словам, родственники крошечного Глеба заплатили около 3 тысячи долларов лично реаниматологу, еще 76 тысяч гривен — за лекарства. А чтобы впустить к ребенку в реанимацию, несчастные родственники должны были платить по 500 гривен с человека.
Несмотря на принятые меры, все попытки медиков вылечить ребенка успехом не увенчались. Он скончался. От чего именно – пока понятно только теоретически, ведь родные сначала отказались от патологоанатомической экспертизы, объяснив это религиозными соображениями. Но теперь, чтобы найти виновных в смерти сына, они готовы даже на эксгумацию – но не в Одессе, а в Киеве, потому что местным специалистам уже не верят.
Кроме жалоб в правоохранительные органы, обращение родителей умершего ребенка поступило и в Департамент информации и связей с общественностью Одесского городского совета. Речь в нем идет о грубых (с точки зрения авторов) нарушениях стандартов оказания медицинской помощи, этики и деонтологии сотрудниками отделения реанимации городской детской больницы им. Б.Я. Резника.
По факту данного обращения распоряжением Одесского городского головы создана комиссия, которая расследует этот случай. В ее состав вошли специалисты областного и городского управлений здравоохранения, академик Николай Аряев, ученые Одесского национального медицинского университета, депутаты Одесского городского совета и старший прокурор Одесской городской прокуратуры. Комиссия даст оценку правильности лечения и своевременности оказания медицинской помощи на всех этапах. И некоторые предварительные данные работы этого органа уже озвучены.
«В частности, ребенок родился с очень серьезной врожденной патологией сердца и прожил 2 месяца и 3 недели. Хочу отметить, что он постоянно находился в лечебных учреждениях и ни одного дня не оставался без оказания медицинской помощи. Ребенок нуждался в оперативном лечении. Заведующий областной детской больницей осматривал этого ребенка, и предлагал матери сделать операцию. Тем не менее, мать категорически
отказывалась», — сообщил на днях начальник управления здравоохранения облгосадминистрации Михаил Бартко.
Виновны по определению
Медики согласны с тем, что смерть ребенка — это тяжелая ситуация в любом случае. Они глубоко соболезнуют семье, которая понесла такую тяжелую утрату. Понимают всю тяжесть их состояния, но при этом все же оставляют за собой право защищаться. По их мнению, все выглядит не так однозначно, как утверждает противная сторона.
По словам медиков, ребенок родился недоношенным, и весил всего 1920 граммов. Уже на третий день в роддоме у него обнаружили порок сердца. Со временем ему нужно было делать операцию. Благо, современное состояние медицины позволяет это.
Но она так и не была проведена из-за принципиального отказа родителей. Они желали, чтобы ее делали лишь в Киеве. В итоге, вот такая несогласованность позиций врачей и родителей ребенка привели к тому, что время было упущено. Хотя, по утверждению Михаила Бартко, родителям трижды предлагали сделать необходимую операцию в Одессе, в детской областной больнице, где для этого есть и специалисты, и соответствующая аппаратура. Трижды они получали отказ. А сами же врачи принимать такое решение без согласия родителей не имеют юридического права, и сейчас можно только сожалеть о не сделанном.
«Мы виноваты по определению, мы не смогли спасти жизнь человеку. И сейчас разбор этого случая переводится в плоскость разговора об упущенных возможностях, — подчеркнул академик АНУ, профессор, заведующий кафедрой перинатологии Одесского национального медицинского университета Николай Аряев, с мнением которого считаются не только у нас, но и за рубежом, зная весомую репутацию ученого. — Такие возможности были. К сожалению, родители не поняли до конца те посылы, которые им давали врачи. Увы, без результатов вскрытия общая картина будет неполной, так как объективно присутствовала патология и других органов. Для врачей отказ от вскрытия –
тоже урон. Мы ведь тоже учимся на ошибках. Но комиссия, расследующая данную ситуацию, проверит правомерность действий медиков и их соответствие нормам, утвержденным Министерством здравоохранения».
Медики с пониманием относятся к состоянию родителей, но считают, что высказывали правильную позицию, и делали все, что возможно. «Абсурдно обвинять людей, которые три месяца пытались спасти ребенка всеми способами. Тогда нужно перечеркнуть мнения ведущих неонатологов и двух профессоров, которые консультировали нас. Ребенок умер от врожденного порока сердца, при котором страдают и легкие: их заливает кровью и развивается отек. Когда областной кардиохирург предлагал оперироваться в Одессе, родственники отказались, о чем есть соответствующая запись, и настаивали на переводе в столицу. Но из-за тяжелого состояния ребенка это было невозможно. Родители сами затянули время, что привело к фатальным последствиям», — заявил реаниматолог Виктор Тополенко.
Также врачи допускают, что могло возникнуть недопонимание с их киевскими коллегами, которые не были в курсе всех подробностей состояния ребенка.
«Я рекомендовал оперировать в два этапа, а в Киеве, видимо, не понимая сложности ситуации, заочно, предложили сделать сразу, хотя такой операции не показано. Тем самым в заблуждение ввели родителей, настаивавших на транспортировке. Это — роковое стечение обстоятельств», — заявил кардиохируг Роман Лекан, который в прошлом году сделал 140 аналогичных операций.
Исследовать во всех подробностях
Поэтому комиссии придется тщательно работать, выясняя очень много пока еще спорных моментов. Надежда Хасан предъявила целый ряд претензий, и имеет право получить исчерпывающий ответ на вопрос: кто же виноват в смерти маленького Глеба, и была ли у него возможность жить вообще.
«Относительно того, что родителей не пускали в реанимацию, то мы и представить себе не можем, чтобы это практиковалось, — отметил глава городского горздрава Игорь Шпак. — В реанимация должна быть полная стерильность. Там же находятся недоношенные дети! Мы не вправе допустить, чтобы туда попала хоть какая-то инфекция. Поэтому никогда дети не находятся в реанимации вместе с родителями».
По словам соседки по палате в реанимации Александры Тарасовой, мать погибшего мальчика рассказывала, что многие проблемы начались еще в роддоме. «Надежда лежала почти сутки без родовой деятельности, когда уже отошли воды. Кто за это ответит?», — вопрошает женщина.
«Мы будем отслеживать начиная от зачатия до момента смерти все, что происходило», — заверил всех Михаил Бартко.
В свою очередь, Игорь Шпак не согласен также с тем, что Глебу могли помочь лишь киевские специалисты. «В данном случае у ребенка была диагностирована врожденная патология сердца. В Украине на сегодня достаточно сильно развиты технологии кардиохирургии у детей, — отметил он. — Хорошие результаты есть и у одесских кардиохирургов. Надо понимать, что успешность лечения врожденных пороков сердца зависит от раннего выявления данной патологии. Это было сделано вовремя. Порок был непростой для диагностики на внутриутробном этапе развития. После выявления этого порока ребенок был сразу переведен из родильного дома в отделение реанимации детской городской больницы № 1. В данной ситуации можно говорить о своевременном выявлении у новорожденного порока сердца. О весе ребенка уже говорили. Таких маленьких детей крайне сложно оперировать, и исход операций у них хуже, чем у детей, имеющих большую массу. Поэтому кардиохирургами было рекомендовано провести подготовку новорожденного к операции – нужно было, чтобы он добрал массу тела, укрепить его, наладить работу внутренних органов и систем, для того, чтобы можно было проводить операцию на открытом сердце».
Цена вопроса
И тут возникает еще очень важный момент — денежный, действительно весомый в этой истории. В Европе цена «детской» операции на открытом сердце зависит от страны, в которой она делается. К примеру, в Польше это может обойтись куда дешевле в Израиле – значительно дороже. В среднем же ее стоимость составляет 70-120 тыс. долл.
Сегодня, согласно статистике, в Украине порядка 7 тысяч детей в возрасте до 1 года нуждаются в проведении таких операций. В связи с этим не так давно премьер-министр Украины Николай Азаров во время встречи с представителями сферы здравоохранения высказал собственное отношение к данному вопросу.
«Эти операции должны быть доступны, — подчеркнул премьер. — Финансовую часть за проведение операций на сердце таким детям должно взять на себя государство».
При этом он добавил, что сегодня в Украине есть клиники, которые по уровню обслуживания достигают европейского уровня. «А некоторые даже лучше», — подытожил Азаров.
В прошлом году одесские медики провели 65 таких операций детям в возрасте до одного года, и только 8 из них не смогли выжить...
«Но нужно понимать, что за проблемы были у этих детей, — отметил Михаил Бартко. – Это малыши, например, с двумя камерами в сердце, у которых практически не было шансов на жизнь с такой патологией. А в целом наши результаты выглядят очень хорошо на фоне европейских результатов».
Кстати, по словам чиновников-медиков, подобные операции в Одессе проводятся бесплатно. «Если речь идет об операциях при врожденных пороках сердца, то такие операции для детей в Украине проводятся абсолютно бесплатно и полностью покрываются за счет бюджета, — говорит Игорь Шпак. — Что касается оплаты лечения (умершего Глеба, — ред.), то в истории болезни зафиксированы абсолютно все чеки, которые мать предоставляла вместе с приобретенными ею медикаментами. По итогу подсчета суммы этих медикаментов, предварительная цена за 2,5 месяца пребывания и лечения ребенка в больнице составила 10 тысяч гривен. Вместе с тем, хочу заявить, что ни одного обращения от родственников с просьбой помочь в приобретении дорогостоящих медикаментов не было, семья ребенка не заявляла о своей финансовой несостоятельности».
Впрочем, все понимают: Надежда Хасан не врала, когда говорила, что семья потратила все, что имела, на лечение сына. Мы понимаем, в какой стране мы живем. И что при выделенной норме государством на лечение 6 грн на человека в сутки, было бы наивно полагать, что на операцию не придется потратиться. И если бы малыш остался жив, никто бы даже и не подумал предъявлять претензии медикам относительно потраченных денег. Другой вопрос, что размер суммы сейчас никто не сможет точно установить. Или сможет? Ответить точно сможет опять-таки только специальная комиссия. Отвечая на вопрос о ее задачах, Игорь Шпак подчеркнул: «Позиция данной комиссии – максимально жестко подойти к проверке данного случая, но вместе с тем, и объективно. Мы считаем, что имела место недоработка администрации медицинского учреждения, которая при обращении родственников ребенка по разным фактам не смогла донести до них необходимость и правильность принимаемых медиками мер и не смогла разрешить эмоциональные и психологические проблемы родителей, связанные с болезнью ребенка. Например, пластырь на лице ребенка, о котором упоминают родственники в своем заявлении, нужен был для фиксации трубки, через которую осуществлялось поступление воздуха. Такая же фиксация нужна при внутривенных вливаниях. Родители жаловались, что ребенка не кормили и не давали пить. Однако действия врачей обоснованы, поскольку у ребенка был парез кишечника и легочная гипертензия, при которой нельзя давать обильное питье. При этом все необходимое поддержание жизнедеятельности ребенка осуществлялось внутривенно».
Комиссия будет работать в течение месяца, и все ее выводы мы узнаем лишь по истечении этого срока.
Хочется только добавить еще один важный нюанс. Как утверждает ряд СМИ, в семье отца умершего мальчика из девяти родившихся детей восемь (!) умерло именно от порока сердца. Сами медики по этическим соображениям не спешат разглашать эту информацию. Но если излагаемое прессой имеют хоть что-то общее с правдой, — генетическая предрасположенность могла существенно повлиять на развитие ребенка.
Этическая сторона вопроса
Высказались медики и по поводу нагнетания некоторых настроений — в то время, когда можно говорить о многих хороших вещах.
«Почему сегодня во главу угла ставится только негатив, почему не говорится о положительных тенденциях, которые у нас есть? – возмущается Михаил Бартко. – А ведь в этом году тенденции в медицине региона были положительными, и хороших моментов куда больше, чем отрицательных. Я бы хотел подчеркнуть, что в прошлом году в Одесской области родилось на 1400 детей больше, чем в предыдущем, а младенческая смертность сократилась с 9,2 до 8,7 промилей. Я надеюсь, что такая тенденция сохранится и в нынешнем году. Это республиканский показатель, но мы хотим его еще улучшить». Медиков очень радует то, что продолжается закупка оборудования для медицинских учреждений области, в первую очередь для районных больниц. Непосредственно для
улучшения условий для детей было приобретено 1 аппаратов для вентиляции легких, 12 инкубаторов и 17 мониторов для новорожденных, другое оборудование. Все это — на сумму 20 млн. грн.
А одной из главных задач в сфере здравоохранения Михаил Бартко считает состояние здоровья детей и подростков в возрасте от самого рождения до 18 лет. Вот с этой целью будет проведена их «сплошная диспансеризация», чтобы иметь возможность выявить заболевание на ранней стадии.
Также медики высказали свою озабоченность распространение неправдивой информации, и опровергли распространенную на днях в СМИ информацию о высокой опасности распространения туберкулеза среди учеников школы поселка Фонтанка под Одессой. В отличие от информации в прессе, они подчеркивают: заразившаяся ученица 4-го класса данной школы переносит начальную, инфильтральную стадию туберкулеза.
«Ребенок не был заразным для окружающих. Опасаться одноклассникам девочки и их родителям нечего, — подчеркнул главный медик региона. – И те, кто писал об открытой форме туберкулеза у школьницы, создали сейчас ей и ее семье очень тяжелые условия для жизни. Ребенок не может выйти на улицу. В то время, как она совершенно не опасна, у нее закрытая форма болезни. И вот такая некорректная информация нанесла вред целой семье. Те, кто это писал, должны были подумать не только правдивости своих слов, а и об этической стороне дела».
Михаил Бартко отметил, что еще прошлой осенью результат анализа на реакцию Манту у девочки был нормальным. С начала ухудшения состояния здоровья школьницы у нее наблюдались симптомы пневмонии. Только после проведения антибактериального курса лечения, который не дал результатов, ей сделали повторные анализы и обнаружили первичные признаки туберкулеза. В данный момент ребенок проходит стационарное лечение. Состояние здоровья девочки стабильное. И ничего экстраординарного в ее заболевании нет.
По информации главного врача региона, ежегодно в Одесской области фиксируется несколько таких случаев. Да, показатели заболеваемости туберкулезом в Одесской области увеличились. Но неожиданно врачи такую тенденцию назвали положительной. Дело в том, что повышение цифр заболеваемости получилось в результате реализации проекта «Народный медосмотр». Благодаря ему туберкулез начали выявлять на ранней стадии. А это позволяет успешно его лечить. «Число людей, заболевших заразной формой туберкулеза, значительно сократилось. Это свидетельствует об успешном лечении этой болезни в Одесской области, — сказал Михаил Бартко. – Понимаете, мы все инфицированы палочкой Коха, и в моменты стрессов и перегрузок можем заболеть туберкулезом. Но своевременное его выявление позволяет справиться с болезнью». В связи с этим планируется и дальше проводить обследования, а также возобновить практику принудительного лечения туберкулеза. Для этого в Одессе предполагается создать небольшое отделение на 50 коек на территории областной клинической противотуберкулезной больницы. «В этом отделении будут лечить от туберкулеза в принудительном порядке», — отметил Бартко.
А контроль за тем, чтобы больные были доставлены и не сбежали, будут осуществлять представители милиции.
Экстренная медицина нам необходима
Уделили внимание на пресс-конференции еще одной теме – реорганизации системы оказания медицинской помощи населении. Михаил Бартко подчеркивает, что, выполняя распоряжение председателя областной государственной администрации Эдуарда Матвийчука относительно создания и функционирования на территории Одесской
области системы экстренной медицинской помощи, во всех районах области, а также областном центре начата соответствующая работа.
Так, местными советами принято решение о передаче в областную собственность имущества системы неотложной помощи в 13 районах области — Ананьевском, Арцизском, Березовском, Болградском, Белгород-Днестровском, Великомихайловском, Измаильском, Любашевском, Ренийском, Саратском, Тарутинском, Татарбунарском и Фрунзовском районах. На сессии областного совета был утвержден устав ГП «Одесский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», а также соответствующие документы о создании станций экстренной медицинской помощи в девяти территориальных округах, а именно в Измаильском, Арцизском, Белгород-Днестровском, Беляевском, Коминтерновском, Великомихайловском, Котовском, Любашевском районах и Одессе. «Такие станции определены как обособленные подразделения, одновременно они будут структурными единицами областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», — пояснил Михаил Бартко. Он также добавил, что в течение 2013 года на оказание экстренной медицинской помощи будет выделено 135 млн. грн. Причем в 1-м квартале этого года на выполнение возложенных на службы экстренной помощи задач будет выделено за счет трансферта из областного бюджета 29 млн. грн.
Сейчас уже определены помещения под обустройство областного центра экстренной медицинской помощи и его единой региональной оперативно-диспетчерской службы, оборудованных системой современной GPS-навигации для быстрого реагирования и скорой помощи. «Всего планируется создать на базе отделений скорой медицинской помощью 27 подстанций, а также 52 пункта постоянного и временного базирования неотложной помощи, которые будут подчинены подстанциям территориального округа. Для этого необходимо иметь 218 бригад скорой медицинской помощи, в том числе лекарственных, специализированных, фельдшерских, для укомплектования которых необходимо 450 врачей и 1170 фельдшеров », — пояснил чиновник.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |