![]() |
|
![]() |
![]() |
Веселый студенческий праздник, который приходится на конец января, очень быстро пролетает, и за всей этой игривой кутерьмой опять приходят суровые будни слушателей высших учебный заведений. Правда, сами студенты все больше говорят о том, что учебный процесс не такой уж и простой, потому что им основательно нужно поработать еще во время учебы, чтобы их дальнейшая жизнь обрела четкие перспективы. Ведь проблем у отечественного высшего образования – хоть отбавляй…
Трудный выбор
Так уж сложилось, что без высшего образования сейчас никуда. «Корочка» об окончании вуза зачастую – одно из обязательных условий того, что с тобой вообще кто-то будет беседовать на тему трудоустройства. В обиходе даже ходит такое выражение, что сейчас без высшего образования даже дворником не возьмут. Именно по этой причине заботливые родители буквально наседают на свои чад, чтобы оплатить им «путевку в жизнь».
Далеко не всегда это совпадает с устремлениями самих детей, поэтому в вузы попадает огромное количество людей, не желающих, либо не способных учиться. А уж какое качество образования получается вследствие этого, — можно судить по конечному результату, который нам приходится пожинать в виде обслуживания или продукции. А ведь успешность нашей страны, конкурентоспособность ее экономики и благосостояние ее граждан все больше зависят от качественного образования.
Правда, специалисты вузов утверждают, что уж какое качество образования получить, зависит от самих студентов, которые выбирают себе учебное заведение. И для того, чтобы потом не к чему было придраться, нужно хорошенько изучить этот вопрос, и сделать достойный выбор. Ведь репутация вузов практически всем известна.
Вместе с тем, преподаватели вузов уверенны, что уровень развития высшего образования определяет уровень развития общества, а, следовательно — и страны. Такое мнение высказал на прошедшей недавно пресс-конференции заведующий кафедрой мирового хозяйства и международных экономических отношений Института математики, экономики и механики Одесского национального университета им. И. Мечникова Сергей Якубовский.
Сейчас выбрать учебное заведение – дело не из легких. Ведь, по мнению преподавателя,
в наше время не содержание, а форма и результат рекламной кампании являются критерием выбора вуза абитуриентами. «Не завидую современным абитуриентам, — честно сознается Якубовский. — Если в Германии около ста вузов, то в Украине — около тысячи. Поэтому выбор вуза скорее похож на приобретение хорошо разрекламированного товара. Нет системы объективной оценки вуза. Поэтому мой совет абитуриентам: выбирать вузы, которые формировались столетиями, имеют историю. Именно они дают базовые принципы знаний по нужной специальности. А лучше всего зайти в вуз и непосредственно ознакомиться с предлагаемой вузом программой обучения».
По мнению Сергея Якубовского, стоимость и качество образования не взаимосвязаны. На некоторые специальности, по его словам, даже на бюджетные места сложно набрать студентов. Например, на технические факультеты, а технические специальности — будущее страны.
К сожалению, во всем этом процессе возникла еще одна проблема – перенасыщение определенными профессиями. И теперь экономисту или юристу не так-то просто найти
себе достойное рабочее место с устраивающей его зарплатой. В то же время в Украине не хватает слесарей, электриков, строителей, сварщиков. Поэтому нередко выпускники ПТУ и техникумов зарабатывают больше, чем обладатели дипломов по «престижным» специальностям.
«Проплаченные» рейтинги
Но вот ничего не поделаешь с тем фактом, что сейчас высшее образование стало платным, и это бизнес. Поэтому высшие учебные заведения любыми методами пытаются привлечь как можно больше студентов к себе «на контракт». Для того, чтобы сохранить так сказать «постоянных клиентов», правила игры меняются по ходу действия, и всегда появляется какая-либо новинка, которая влечет за собой выплату контракта. Увы, также существуют схемы, которые позволяют оставить студентов-бюджетников без стипендий.
Свои доходы каждый вуз распределяет уже по собственному усмотрению, но немалый процент из них идет именно на рекламу и бой за место в рейтингах. Но вот эти самые показатели могут особо ни о чем и не сказать человеку, желающему выбрать самое лучшее в сфере образования. Профессор Якубовский также рекомендует абитуриентам не обращать внимания на рейтинги вузов, которые зачастую «проплачены». Да и количество поданных заявлений в вуз не всегда является критерием популярности специальности. Ориентироваться по-прежнему приходится на рынок.
Что же касается справедливого, не проплаченного рейтинга вузов, то его можно было бы составить по результатам тестирования выпускников высших учебных заведений вместо проведения государственных экзаменов. Однако по понятным причинам этого не делается. Как полагает заместитель директора по специальности математика и прикладная математика Института математики, экономики и механики ОНУ Григорий Вартанян, все зависит от активности абитуриента, который таким образом создает конкурс в учебное заведение. Один человек может подать до 15 заявлений в различные вузы в надежде поступить хотя бы в один. Поэтому в данном случае говорить о рейтинге популярных специальностей не приходится.
Что касается самых востребованных на рынке специальностей в ОНУ, кандидат физико-математических наук Григорий Вартанян в первую очередь назвал языковые дисциплины (романо-германская филология, языковедение), а также экономические – с уклоном в юриспруденцию (экономико-правовой факультет). Оказывается, что из более 10 тысяч абитуриентов, поступивших в университет, у подавших заявление на программирование – самые высокие баллы. «Согласен, тяжело учиться на программиста, зато по окончании вуза выпускник будет гарантированно обеспечен работой: спрос на программистов всегда высок», — говорит Вартанян. А вот заместитель директора по экономическим специальностям Института математики, экономики и механики ОНУ Ирина Ломачинская вынуждена признать, что рынок перенасыщен экономическими специальностями. И основной причиной недостатка в хороших экономистах она считает незаинтересованность работодателей в подготовке специалистов.
Вот и получается, что сегодняшние украинские вузы во многом являются лишь конвейерами с массовой выдачи дипломов. Получив такой диплом, выпускник университета или академии очень часто не может найти работу по специальности, вынужден проходить дополнительные курсы повышения квалификации или приобретать необходимые знания уже в процессе трудовой деятельности. Причиной этого является слабая интеграция высшего образования в систему рыночных отношений в нашей стране. И для повышения мотивации государственные вузы должны предоставлять своим студентам именно такие знания, которые пользовались бы реальным спросом на рынке труда. С этой целью некоторые новаторы предлагают проводить мониторинг трудоустройства выпускников, обучавшихся за средства государственного бюджета, по приобретенным специальностям и по результатам данного мониторинга складывая их ежегодный рейтинг. Место вуза в данном рейтинге должно стать основанием присвоения ему национального статуса, уровня аккредитации, определения государственного заказа на подготовку специалистов и выделения доли государственного финансирования. Такая реформа, с одной стороны, позволила бы теснее связать высшее образование с потребностями национальной экономики, обусловливая заинтересованность высших учебных заведений в трудоустройстве своих выпускников и, следовательно, предоставлении им необходимых для этого знаний и навыков, а с другой – стимулировала конкуренцию между самими вузов, заставляя их постоянно совершенствовать качество своего образования.
И все же практики утверждают, что ситуация не столь безнадежна. К примеру, оптимистична в своих прогнозах по отношению к студентам, обучающимся на кафедре общей психологии, заведующая данной кафедрой Зоя Киреева. Уже на первом курсе она отмечает высокий уровень мотивации на получение знаний: 78% студентов ориентируются на результат. Кроме того, по окончании вуза многие студенты устраиваются на работу по специальности. По словам Киреевой, благодаря практико-ориентированному принципу образования, «психологи находят себе применение не только в учебных заведениях, но и в кадровых агентствах, туристических компаниях».
Едва ли не основной проблемой украинского высшего образования является разрыв между знаниями, которые студент получает в высшей школе, и реальными потребностями экономики в высококвалифицированных специалистах.
Коррупция побеждена?
Долгое время страшным бичом высшего образования нашей страны была коррупция, причиной которой во многом стали сами граждане. Данная проблема вытекает из нормы об «обязательности» высшего образования. Ни для кого не секрет, что очень часто студенты, попавшие по желанию своих родителей в вузы, не хотят учиться. Они готовы платить за пропуски, зачеты и экзамены. Более того — именно они зачастую являются инициаторами взятки. Бывают ситуации, когда преподаватели сами требуют от студентов взятки, но это – просто показатель запущенности ситуации.
Но все эти процессы стараются скрыть. Со своей стороны преподавательский состав отвергает даже возможность коррупции, не признавая, что большинство экзаменов, зачетов, модулей, курсовым студентам приходится оплачивать. Они утверждают, что благодаря внешнему независимому тестированию, отделившему руководство вузов от абитуриентов, коррупции при поступлении в высшие учебные заведения практически нет. В этом абсолютно уверен Сергей Якубовский, который считает это обстоятельство главным достижением украинского образования за последние годы.
«Наука и образование в Украине финансируются очень хорошо», — утверждает он, в то же время сетуя, что финансирование по регионам, и в частности среди украинских вузов, осуществляется несправедливо. Перераспределение бюджетных средств происходит в зависимости от симпатий и антипатий, от приближенности к министерским чиновникам. На таком же принципе основывается и распределение бюджетных мест по вузам. Правда, каков будет госзаказ в этом году, по мнению профессора Якубовского, станет известно только за месяц до начала вступительной кампании.
К сожалению, существует еще одна существенная проблема. Во многих вузах занятия значительно отстают от современных технологий, поэтому их выпускники оказываются абсолютно не готовыми к последующему трудоустройству. Если говорить об инженерных специальностях, то студенты работают с устаревшими приборами, потому что на новые нет денег. Даже компьютерные технологии преподаются с существенным опозданием, что просто непростительно для современного рынка IT-услуг.
Что касается компьютерных технологий, то IT-специалистам невыгодно преподавать в вузах – их зарплаты в разы больше, чем у любого доцента, а преподавательская рутина способна отбить желание у любого энтузиаста. Впрочем, айтишникам, можно сказать, повезло. Многое они осваивают сами, ведь в их распоряжении – огромное количество актуальной специализированной информации в интернете. И если есть желание и необходимость, многое можно освоить самому. Полученные знания теоретически можно сразу же применять на практике: фриланс, open-source и при создании собственных проектов.
Только Европа
Многие студенты сетуют на довольно неэффективную систему преподавания в нашей стране. Например, лекции, когда приходится записывать материал под диктовку, они считают крайне неэффективной тратой учебных часов. Благодаря таким тренировкам все хорошо учатся писать «в фоновом режиме»; при необходимости, прервавшись, могут запросто повторить несколько последних фраз лектора, но, выйдя из аудитории, частенько сразу же забывают даже тему лекции…
Возможно, это можно изменить, используя более современные методы. Например, можно раздавать электронные конспекты в начале курса. В таком случае, придя на лекцию, студент будет распечатывать экземпляр нужной лекции, либо брать с собой ноутбук или планшет для ее просмотра. На лекции преподаватель будет объяснять уже написанное в электронном конспекте. По мере развития курса конспект может оптимизироваться и совершенствоваться непосредственно его автором.
Но это уже вопрос техники и собственности. Будут ли электронные конспекты лекций считаться достоянием одного преподавателя, кафедры или вуза. Или они будут свободно распространяться через сайт министерства образования либо специализированный портал. Другой вопрос, что качество конспектов должно оцениваться как специалистами, так и непосредственно студентами. За лучшие конспекты их авторы должны получать достойное вознаграждение, а на их основе могут составляться еще более качественные материалы.
Отрадно, что сейчас уже стало внедряться одно из очень перспективных направлений – обучение через интернет. Можно зайти на сайт любого престижного вуза, и получить там ссылки на обучающие материалы в электронном виде. Так что во всем этом передовой опыт запада нам очень полезен. Вот и преподаватели одесского вуза считают, что нашему образованию поможет только Европа.
Уже сегодня студенты могут получить дополнительные знания самостоятельно, из различных источников. Мы видим, что большинство школьников приходят в вузы с высоким уровнем знаний. И, соответственно, уровень начитки лекций проводится на основе довузовской подготовки, говорят преподаватели ОНУ им. И.И. Мечникова. Перед вузами уже сегодня стоит важная задача: развивая высокий уровень подготовки школьников, выпустить высококвалифицированных специалистов.
Так что перемен не избежать. «Уже в ближайшие несколько лет в системе образования могут произойти очень большие изменения, когда Украина изменит вектор экономического развития и перейдет на путь европейского, бизнес будет более заинтересован в получении молодых квалифицированных кадров», — убежден профессор Якубовский.
Это приведет к необходимости качественного изменения системы образования. По мнению его коллег, система образования останется классической, но будут вводиться инновации.
«Мы не боимся изменений, — говорит профессор. – По данным Министерства образования и науки, молодежи спорта Украины, Одесский национальный университет имени Мечникова имеет четкий рейтинг – 4-е место среди вузов страны. Причем 90-95% выпускников, получивших дипломы ОНУ, могут найти работу за рубежом. Более того, продолжить обучение – как в Европе, так и США. Кстати, поступить в аспирантуру Одесского национального университета гораздо сложнее, чем в аспирантуру европейских и американских высших учебных заведений».
Реформирование по-западному
Но положение отдельно взятых вузов ситуацию во всей стране кардинальным образом не изменит. Понятно, что без основательных изменений тут не обойтись. Поэтому предложения по реформированию системы образования высшей школы возникают постоянно. Как известно, Европа уже давно прокладывает свой путь в общество знаний, и еще в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Ее создание преследовало главную цель — постепенную универсализацию стандартов высшего образования. В итоге это посодействовало формированию единого европейского научно-образовательного пространства, и было направлено на повышение качества европейского образования. Во всем этом были предусмотрены определенные этапы. К ним относилось утверждение общепринятой и соизмеримой системы степеней, в том числе через внедрение Приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Подразумевалось также введение двух основных циклов обучения: достепенного и последипломного. Доступ ко второму циклу должен предусматривать успешное прохождение первого цикла, и длиться не менее трех лет. Осуществлялось и создание системы учебных кредитов — вроде Европейской системы трансфера оценок (ECTS) как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.
Содействие свободе передвижения студентов и преподавателей осуществляется посредством обеспечения студентам доступа к возможностям и соответствующим услугами. Предполагается и обеспечение преподавателям и исследователям признания и зачета периодов времени, которое они провели, преподавая, стажируясь или выполняя исследовательскую работу в европейском контексте с сохранением их законных прав.
Производится содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования с перспективой разработки сопоставимых критериев и методологии и содействие необходимым европейским принципам в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, сотрудничества между образовательными учреждениями, выработка схем мобильности и интегрированных учебных, воспитательных и исследовательских программ.
Болонская декларация, в свою очередь, опирается на фундаментальные принципы европейского высшего образования, сформулированные в Великой Хартии Университетов, которая была подписана также в Болонье ректорами ведущих европейских вузов в 1988 году. Один из главных принципов – университет является автономным институтом в обществах, организованных по-разному вследствие отличного исторического и географического наследия. Он создает, изучает и передает культуру с помощью исследований и обучения. Для удовлетворения потребностей окружающего мира обучения, преподавания и исследования должны быть морально и интеллектуально независимыми от любой политической или экономической власти. Преподавательская и исследовательская работа в университете должны дополнять друг от друга, чтобы обучение в нем не отставало от потребностей общества, что постоянно обновляются, и продвижения научных знаний.
Свобода в исследовательской и преподавательской деятельности является основным принципом университетской жизни. Правительства и университеты, каждый в рамках своей компетенции, должны гарантировать соблюдение этого фундаментального требования. Отвергая нетерпимость, и всегда будучи открытыми для диалога, университет
является идеальным местом для встречи преподавателей, способных передавать и постоянно обогащать свои знания с помощью исследований и инноваций, и студентов, имеющих право, желание и способность обогатить свой ум этими знаниями.
Ко всему, университет является хранителем европейских гуманистических традиций, его постоянным стремлением является достижение универсального знания. Для воплощения своего призвания он пересекает географические и политические границы и подтверждает жизненную потребность различных культур познавать и влиять друг на друга. Украина присоединилась к Болонской декларации в 2005 году, взяв на себя обязательство реформировать свою систему высшего образования в соответствии с ее требованиями.
Необходимость адаптации
Наша страна не осталась в стороне от реформаторского процесса. Как уже говорилось, сами преподаватели находятся в ожидании больших изменений. Тем более, что народные депутаты Украины намерены осуществить их на законодательном уровне. Среди многих изменений, которые описаны в проекте закона «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании»», есть и отмена существующих стандартов образования, и увеличении срока обучения в аспирантуре. Законопроект также содержит положения о расширении автономии высшего учебного заведения. Основанием же для его разработки стала необходимость адаптации законодательства в сфере высшего образования к европейским требованиям и приведения нормативной базы высшего образования к современным потребностям экономики и ее инновационного развития.
Предполагается также создание стимулирование мотивации студентов для получения знаний в вузе. Среди предложений есть то, что размер повышенной стипендии должен превышать размер стандартной стипендии не менее чем на 50%.
А за научные, творческие и спортивные достижения, гражданскую активность, призовые места на всеукраинских и международных предметных олимпиадах, а также статьи, опубликованные в научных изданиях, должны начисляться дополнительные надбавки к стипендии. Собственно, подобное практикуется за рубежом.
А для поднятия общего интеллектуального уровня молодежи предлагается начислять 25% надбавки к стипендии за владение иностранным языком, подтвержденное результатами международных экзаменов класса TOEFL, DSD, TEF, DELE и т.д. Ко всему, предлагается установить корреляцию между стипендией и средним баллом успеваемости по результатам экзаменационной и зачетной сессии.
Также предусмотрена и защита прав государства. Так, вполне возможно введение возмещения студентом государству стоимости обучения в случае исключения его из вуза за академическую неуспеваемость или грубое нарушение устава. Когда и как будут внедряться данные новации, сказать пока трудно. Главное – чтобы во всем этом процессе строя новое, не разрушили полностью старую систему образования. Которая была не так уж и плоха.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |