![]() |
|
![]() |
![]() |
Закон «Об экстренной медицинской помощи», вступивший в силу 1 января нынешнего года, предполагает глобальное реформирование действующей «скорой». Этот документ обязывает руководство каждой области создать в структуре центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф одноименное отделение и единую диспетчерскую службу с системой GPS-навигации.
Единая коммуникационная связь должна обеспечить фантастическую (по нашим меркам) оперативность: прибытие к пациенту в течение десяти минут в городе и двадцати — в сельской местности. Реорганизация также подразумевает обустройство сети станций скорой помощи с подстанциями и пунктами временного базирования.
Соответствующее решение — «Об образовании и функционировании системы экстренной медицинской помощи в Одесской области» — уже принял облсовет. Речь, в том числе, идет о создании в составе коммунального учреждения «Одесский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» девяти обособленных подразделений. В частности, станций экстренной (скорой) медицинской помощи — арцизской, белгород-дне-стровской, беляевской, великомихайловской, измаильской, коминтерновской, котовской, любашевской и одесской.
Как пояснил главный врач Одесского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Александр Лиман, из названных девяти станций пока функционируют только две — в Одессе и Измаиле. На последней в дальнейшем «замкнут» четыре района: Ренийский, Болградский, Килийский и, соответственно, Измаильский. Кроме того, в состав единой системы войдут двадцать семь подстанций скорой медицинской помощи и пятьдесят два пункта временного базирования.
Единую диспетчерскую службу, куда будут поступать вызовы из любой точки Одесской области, разместят в одном из зданий нынешнего издательства «Черноморье». Здесь, на улице Ицхака Рабина, имеется площадка под гаражи для спецтранспорта. Сейчас разрабатывается проект, создается электронная карта региона.
— Диспетчер, сверив по карте место назначения и дислокацию машин «скорой», с которыми у него прямая связь, сразу направит к пациенту помощь, — поясняет Александр Лиман. — Согласно старой, пока функционирующей, системе, действует территориальный принцип. То есть если вы живете, скажем, на поселке Котовского, то машина «скорой» к вам приедет с подстанции, находящейся на улице Академика Заболотного. Однако отсюда медики не поедут в близлежащий поселок Шевченко или в Фонтанку, просто потому, что это Коминтерновский район, который в их «покрытие» не входит.
Пресловутый территориальный принцип неоднократно вызывал возмущение граждан. Этим принципом медработники неоднократно «прикрывали» отказы поспешить на помощь к больному человеку. Реформирование же экстренной медицинской помощи предполагает создание единого медицинского пространства. Иными словами, на вызов пациента обязана выехать ближайшая к нему бригада.
— Специалисты центра медицины катастроф на частные вызовы не выезжали, — продолжает Александр Гаврилович. — У нас сто двадцать высококвалифицированных врачей всех специализаций, которые консультируют непосредственно в медицинских учреждениях. При необходимости, по официальному запросу той или иной районной больницы, организуем бригаду. Помощь оказываем на месте: консультируем, оперируем, транспортируем в Одессу. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций — массовых заболеваний, взрывов, пожаров и прочих катастроф — выезжаем с запасом медикаментов (для этого имеется НЗ) в конкретное лечебное учреждение.
В составе нашего центра — единственный на юге Украины учебно-методический отдел, где люди немедицинских специальностей осваивают навыки по оказанию первой помощи. Это милиционеры, спасатели МЧС, водители общественного транспорта, стюарды. После обучающего курса выдаем сертификат установленного образца. Недавно даже получили благодарность — водитель маршрутного такси пришел, чтобы сказать спасибо за хорошее обучение. Благодаря полученным знаниям он спас свою тещу, у которой произошла остановка сердца.
Исходя из изначального предназначения центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, подчинение и подконтрольность ему «скорой» выглядит вполне логично. Понятно, что десять—двадцать минут, отпущенных для прибытия к пациенту, лишь приветствуется. Однако работа эта, что называется, не одного дня. Так, в стадии двухлетнего эксперимента по созданию экстренной помощи пребывают Киев и три области — Донецкая, Днепропетровская и Винницкая. Эксперимент направлен на структурно-организационное и финансово-экономическое разграничение первичного медико-санитарного уровня, вторичного специализированного и третичного высокоспециализированного уровней медицинской помощи. Основные цели и задачи пилотных областей — апробация новой системы, выявление рисков и отработка мер по минимизации недостатков. Планировалось, что эксперимент завершится к 2014 году, а потом, с учетом проб и ошибок, реформирование проведут в других регионах.
Однако процесс внедрения решили ускорить. И, по мнению компетентных специалистов, сделано это напрасно — в перечисленных «пилотах» эффективность реорганизации неоднозначна. Более того, за столь короткий срок еще не успели создать нужное количество подстанций, пунктов базирования, сформировать бригады и, соответственно, обеспечить их транспортом. А это означает, что своего рода подопытными кроликами, вслед за Киевом, Донецком, Днепропетровском и Винницей, стали и все остальные.
Поэтому неоднократно высказывались опасения: реформа лишь навредит — уничтожит крохи, оставшиеся от важной медицинской структуры. Тем более что образчик «реконструкции» реорганизации здравоохранения известен — сокращение (уничтожение) десятков поликлиник и больниц.
Тем временем заместитель министра здравоохранения Украины Александр Толстанов заявляет: пилотные регионы используют в работе карты базирования и маршрутизаторы машин экстренной медицинской помощи. Четкое определение «скорой» способствует сокращению радиуса обслуживания вызовов и ускоряет приезд к больному. Сейчас в стране работают три тысячи триста шестьдесят три такие бригады. А в других областях (включая Одесскую) создаются мощные диспетчерские пункты, налаживается система оперативной связи, оборудуются автопарки, машины экстренной медицинской помощи оснащаются новейшим оборудованием, в том числе GPS-навигаторами.
Как утверждает А. Толстанов, Минздрав проводит постепенное обновление парка машин «скорой помощи». Так, в прошлом году почти двести миллионов гривень государственных бюджетных средств было потрачено на двести шестнадцать автомобилей для лечебно-профилактических учреждений Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областей и Киева. В этом году министерство намерено приобрести около тысячи двухсот новых машин экстренной медицинской помощи.
В официальных отчетах чиновники рапортуют об успехах, однако реальность не столь радужная. Глава Независимого профсоюза медицинских работников Олег Панасенко утверждает: «Пациенты не могут дождаться «скорой помощи» больше часа. И это происходит не только в сельских районах, но и в крупных городах. Таких, как Киев». Причина — нехватка бригад.
Согласно еще советскому нормативу, на десять тысяч населения требуется одна бригада «скорой». Исходя из этого, для Харькова, например, необходимо сто пятьдесят спецмашин, а в наличии — шестьдесят. На два с половиной миллиона жителей столицы требуется двести пятьдесят, а есть сто сорок пять бригад.
Не ускоряют приезд врачей и GPS-навигаторы. Как утверждают медики, автомобили оснащаются таким оборудованием, прежде всего, для контроля за местом нахождения самих бригад. Такой надзор нравится далеко не всем. Вслух же говорят о неудобстве, связанном с отсутствием в машинах экранов с электронной картой местности. Ее видит лишь диспетчер, направляющий водителя по телефону.
По мнению директора Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава Владимира Юрченко, не менее важно в реформировании всей системы верное распределение вызовов «скорой помощи» на экстренные и неэкстренные. Так, количество вызовов по стране за год составляет более тринадцати миллионов, из которых обслужено двенадцать, а около миллиона семисот «отсечено» диспетчерами (то есть в вызове отказали, так как в этих случаях было достаточно консультации по телефону). При этом действительно нуждались в госпитализации только около двадцати процентов пациентов — два миллиона триста тысяч человек. Остальным врачи «скорой» оказывали на дому амбулаторно-поликлиническую помощь. Семь процентов вызовов — травмы, ожоги, отравления, имели место и пятьсот две тысячи «непрофильных» выездов.
Юрченко считает, что разграничение вызовов способствует эффективному использованию ресурсов экстренной медицинской помощи и спасению большего числа людей. При этом об отказе в помощи речь не идет.
К экстренным случаям относятся, например, тяжелые травмы, укус ядовитым животным, кровотечение, потеря сознания, судороги, острая боль в области сердца или живота, поражение электротоком. В этом же ряду — психическое расстройство, угрожающее жизни самого пациента или окружающих. Неэкстренными считаются наркотическая ломка, простуда, головная боль и боль в суставах, слабость, повышение артериального давления, болевой синдром у раковых больных. В таких случаях автомобиль экстренной медицинской помощи может задержаться до часа. К тяжелым пациентам «скорую» обязаны направить мгновенно. Однако сроки прибытия (десять—двадцать минут) позволительно увеличить вдвое — из-за неблагоприятных погодных условий, эпидемии и… плохого состояния дорог. Как утверждает директор департамента реформ и развития медицинской помощи Минздрава Украины Николай Хобзей, обозначенные временные рамки признаны в большинстве стран Европы.
С особенностями реформирования уже столкнулись не только в пилотных регионах, но и там, где оно только начинается. Минусы ноу-хау коснулись людей, страдающих онкологическими заболеваниями. Так, в одном из сел Полтавской области врач «скорой» отказался ввести обезболивающее лекарство мужчине, корчащемуся от острой боли. У бедолаги было обострение, но медик лишь развел руками: вводить сильнодействующее лекарство не имеет права. И предложил госпитализацию…
В Независимом профсоюзе сотрудников скорой медицинской помощи считают: велика вероятность того, что поверхностная реформа превратит «скорую помощь» в банальный транспорт по доставке в больницу. Ведь помимо времени прибытия, существуют такие проблемы, как качество медпомощи, комплектация бригад, пункты дислокации машин, оснащенность необходимой аппаратурой и лекарствами, наличие самих автомобилей. В той же Одесской области, по словам замначальника управления здравоохранения обладминистрации Татьяны Кондратюк, около пятидесяти процентов автомобилей санитарного транспорта практически отработали свой моторесурс...
Несмотря на приведенные выше мнения, Александр Лиман настроен оптимистично:
— Согласно нормативу, на Одесский регион положено двести восемнадцать бригад (в наличии пока сто шестьдесят две), из которых врачебных — семьдесят — семьдесят пять (в том числе специализированные — реанимационные, кардиологические, неврологические, психиатрические и так далее), остальные — фельдшерские. Только в Одессе необходимы сто три бригады «скорой», сегодня их чуть больше шестидесяти. Налицо некомплект, а значит — вакансии для медиков.
— Почему фельдшерских бригад больше, чем врачебных?
— Есть задачи, с которыми легко справляются именно фельдшеры. Скажем, с гипертоническим кризом, наложением шины на перелом с последующей госпитализацией, обезболивающим уколом. Тем не менее на сегодняшний день существует дисбаланс — врачебные бригады работают только в Одессе, Измаиле, Южном, Теплодаре, Ильичевске. Это тоже неправильно.
— Где разместят подстанции?
— Нынче при каждой центральной районной больнице — своя станция скорой помощи, которая в рамках реформирования остается в качестве подстанции. Дополнительно создаются пункты базирования. Они будут находиться в определенных населенных пунктах. Например, зимой в Затоке отдыхающих нет, поэтому сейчас там одна бригада. Но летом, когда за счет отдыхающих число людей увеличивается в десятки раз, перебросим в эту курортную точку пару машин, скажем, из Белгорода-Днестровского.
Нынче неуклонно растет количество ДТП. Планируем одну станцию экстренной медицинской помощи обустроить непосредственно на Киевской трассе, в Любашевке, а подстанцию — в Ширяево. То есть постараемся «разбросать» объекты так, чтобы их удобная дислокация позволила максимально быстро приехать на вызов.
— В какую сумму обходится содержание одной бригады?
— Одной фельдшерской, в среднем, в шестьсот—восемьсот тысяч гривень, врачебной — в миллион двести. Это зарплата, оснащение и все накладные расходы. Еще дороже — специализированные бригады, которых в регионе пока двадцать две, но их количество планируем увеличить.
— Можете назвать преимущества вступившего в силу закона?
— Их достаточно. Взять хотя бы целевое финансирование. Раньше материальное обеспечение «скорой помощи» было головной болью главврачей медучреждений, на балансе которых она находилась. Сейчас, в рамках национальной программы, средства поступают непосредственно из областного бюджета. На 2013 год предусмотрено сто тридцать пять миллионов гривень. Если раньше выделялось на один вызов от двух до четырнадцати гривень (включая лекарства), то сейчас — двадцать пять. Здесь, ясное дело, больные только выигрывают.
— Можно ли говорить о «выигрыше» больных при разграничении вызовов?
— Неправильно, что «скорая» едет на дом для введения наркотического препарата онкобольным. Понимаю, что люди страдают, но обезболивание — функции амбулаторно-поликлинической сети. То есть этим должны заниматься семейные, участковые врачи, медсестры. Зачем к бабушке, которая каждый вечер вызывает «скорую», присылать бригаду в составе врача, фельдшера и санитара, когда достаточно одного фельдшера? Разделение очень важно. Представьте, в Одесской области фиксируется порядка семисот тысяч вызовов в год, из них в Одессе — двести тридцать тысяч. Соответственно, в сутки — около двух тысяч (точнее — тысяча девятьсот семнадцать) и шестьсот тридцать.
В качестве примера непрофильного вызова приведу ситуацию, возникшую в одной из пилотных областей. В диспетчерскую экстренной медицинской помощи позвонила женщина: «Срочно приезжайте — умирает мой сосед!». В село за пятьдесят километров направили укомплектованную «до зубов» бригаду. Увы, мужчина уже скончался. Но произошло это… сутки назад. В общем, вызывать туда следовало не «скорую», а милицию, которая для фиксирования смерти пригласила бы местного фельдшера. Не исключено, что пока к умершему человеку гнали машину по сельской местности, можно было спасти другого крайне сложного пациента…
— Каково обеспечение спецтранспортом?
— Сейчас для сельской местности более чем на шесть миллионов гривень закупили сорок «УАЗов», которые оснащены, как положено: выезжающими носилками, кислородными баллонами, стойками под капельницы. Всего в наличии — около ста восьмидесяти машин. Приобретем еще, по мере комплектации бригад. Дополнительно к двумстам восемнадцати обеспечим двадцатипроцентный резерв — автомобилей сорок.
— Есть ли необходимые лекарства?
— На шестнадцать миллионов семьсот восемьдесят тысяч гривень, выделенных Кабмином Одесской области, приобрели медикаменты (сто тридцать шесть наименований). Так что «скорые» обеспечены ими в полной мере. Причем речь не только о перекиси водорода и зеленке, в наличии у бригад — дорогие лекарства, в том числе применяемые при инфаркте. Так что если к вам приезжает «скорая помощь» и медики утверждают, что нужного препарата нет, это ложь! Есть у них и системы, и шприцы, и перчатки...
— Предусмотрен ли для оказания помощи и транспортировки пациентов вертолет?
— Планируется создание республиканской станции со своей авиацией, у которой будут пункты базирования в разных областях. В том числе и в Одессе, чтобы охватить юг Украины.
Тот факт, что скорая медицинская помощь нуждается в реформировании, сомнений не вызывает. Но делать прогнозы рановато. Наряду с положительными моментами, налицо масса минусов, большая часть которых, по мнению специалистов, упирается в проблемы национального здравоохранения в целом. Существует риск того, что в силу тех или иных причин часть граждан останется без помощи. Это может быть и неверно оцененный вызов (экстренный или не очень), и некомпетентный фельдшер... Ведь работа той же амбулаторно-поликлинической службы, на которую теперь легли дополнительные функции, часто вызывает справедливое негодование пациентов. Профессионализм же большинства новоявленных семейных врачей даже не обсуждается…
Тем не менее механизм запущен. Руководство страны обязало губернаторов обеспечить все необходимые условия для четкого функционирования экстренной медицинской помощи. В их числе — пресловутые дороги, состояние которых давно стало притчей во языцех. О каких двадцати минутах на прибытие к пациенту может идти речь, если скорость машины регулирует не педаль газа, а сама трасса?! При других обстоятельствах можно было бы посмеяться, но не в этой ситуации…
Сейчас решаются оргвопросы — районные структуры передают определенное имущество на баланс областных центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Процесс этот болезненный, и далеко не всем по душе. Начались проблемы и в Одессе.
Речь идет о городской станции скорой помощи, в составе которой семь подстанций. Ее сотрудники против лишения учреждения статуса самостоятельного юридического лица. Приводятся цифры: на станции работают тысяча сто тридцать два человека, большинство которых имеют высшие квалификационные категории, дежурят
шестьдесят шесть бригад, имеется консультативный центр.
В обращении, направленном в СМИ, сказано: «Подстанция № 7 (Валиховский переулок, 10) — уникальный памятник архитектуры республиканского значения, что подтверждено охранными грамотами еще в 1987 году и решением областного совета 1985 года, а трехэтажное здание — подарок городу мецената графа М.Толстого, почетного гражданина Одессы. Это значит, что здание не может быть выставлено на аукцион ни при каких обстоятельствах. КУ «Одесская городская станция скорой медицинской помощи» не может быть по своему статусу приравнена к остальным восьми подразделениям центра медицины катастроф, так как по числу обслуживаемого населения, количеству выездных бригад и объему медицин-ской помощи эти подразделения несопоставимы».
По словам Александра Лимана, ни о каком увольнении, сокращении или продаже здания и речи нет. Измаильская и одесская станции войдут в состав новой структуры по принципу единого медицинского пространства с финансированием из областного бюджета.
Основными принципами работы как старой системы, так и новой, чиновники называют доступность, бесплатность, качество и своевременность. Что до своевременности, то здесь немаловажную роль играет сознательность всех участников дорожного движения. Ведь нынче большинство автомобилистов-любителей «скорую» с мигалкой не замечают в упор. Не пропускают спецтранспорт, создают аварийные ситуации — в ДТП нередко погибают те же медики, спешащие на помощь к больным...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |