ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Быстрая атака мера Костусева
16.02.2013 / Газета: Одесский вестник / № 7(5255) / Тираж: 5481

В баскетболе термин «Быстрая атака» означает быстрое продвижение нападающих к корзине соперников в надежде создать численный перевес и забросить мяч.

Практически то же самое должны сделать городские и областные власти, для того чтобы мы смогли принимать финал европейского чемпионата по баскетболу. Евробаскет-2015 — турнир, пусть и не такой масштабный, как ЕВРО-2012, но тем не менее способный привлечь в страну миллион болельщиков. Впечатления зарубежных гостей после прошедшего в прошлом году футбольного чемпионата невероятно приятны, кроме, пожалуй, единственного огорчения: отсутствия в списке восторгов нашей любимой Одессы. Но на этот раз руководство города и области преисполнено решимости не упустить шанс и создать все условия для того, чтобы Жемчужина у моря поразила воображение любителей баскетбола. Одна из шести суперсовременных спортивных арен должна появиться в Одессе, а универсальная тренировочная площадка (спортивная база) — в области.

— Будет напряженная и очень ответственная работа. Поэтому каждый на своем месте с первого дня, не дожидаясь отдельных каких-то указаний или контрольных проверок, должен отработать план выполнения того участка работы, который будет поручен, и мне лично доложить, — сказал Президент Украины Виктор Янукович, обращаясь к участникам первого заседания Координационного комитета по подготовке и проведению в Украине финального турнира чемпионата Европы по баскетболу. В заседании принимали участие мэр Одессы Алексей Костусев и губернатор Эдуард Матвийчук, которые являются членами Координационного комитета.

Задача изначально была поставлена сложная. С одной стороны, необходимо построить объекты, удовлетворяющие всем требованиям ФИБА (Международной федерации баскетбольных ассоциаций), с другой – найти такую форму финансирования, которая позволила бы и ответственность персонализировать, и «государево око» сохранить.

Вице-премьер-министр Александр Вилкул, рассказывая на заседании Координационного комитета о концепции подготовки национальной спортивной инфраструктуры, подчеркнул, что финансовая формула строится на основе государственно-частного партнерства. Правительство создает благоприятные условия для привлечения международных и отечественных инвесторов, а они полностью берут на себя финансирование строительства всех шести новых спортивных арен (Киев, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов и Харьков). Также частные инвесторы финансируют строительство терминальных комплексов и взлетно-посадочных полос в аэропортах Одессы и Днепропетровска. Общая сумма частных инвестиций превысит 4 миллиарда гривень. Из них 25% — средства частных инвесторов, 75% — кредитные средства, которые инвесторы берут в банках. По словам Александра Вилкула, инвесторы по плану возвращают тело кредита банкам за пять лет, а «государство будет помогать компенсировать проценты». Государственное финансирование подготовки чемпионата составит чуть более 7 миллиардов гривень.

Одесскую спортивную арену будет строить известный украинский бизнесмен Игорь Коломойский на принадлежащей ему территории – на месте бывшего завода ЗОР, что на Пересыпи. Это будет современный, многофункциональный комплекс на 10 тысяч мест. А при использовании в качестве концертной площадки его вместимость увеличивается до 12 тысяч зрителей. Сметная стоимость проекта – 400 миллионов гривень.

«Очень важно понимать, что арена, которая будет построена, – не просто баскетбольная, она даст толчок развитию многих видов спорта. Все объекты станут центрами спортивной и культурной жизни городов, в которых они будут построены», – говорит городской голова Алексей Костусев. Кроме того, такой объект немыслим без соответствующей инфраструктуры – гостиниц, паркингов, ресторанов и дорог. Если этот проект осуществится, то «депрессивный» район получит буквально новую жизнь. А тренировочная база, которую построят в области, после чемпионата станет детско-юношеской спортивной школой европейского уровня. Президент Федерации баскетбола Украины Александр Волков, который на заседании Координационного комитета представлял точку зрения ФИБА, сказал, что требования организаторов четкие – объекты должны быть ультрасовременными, многофункциональными и такими, которые дадут толчок развитию по многим направлениям, не только спортивным.

Одесский аэропорт и дороги – не менее значимые объекты для проведения Евробаскета-2015, чем арены и спортивные базы. Что касается «воздушных ворот» города, то Координационный комитет путем голосования принял протокольное решение, в котором говорится, в частности, следующее:

«Кабинету министров Украины обеспечить финансирование мероприятий по подготовке и проведению в Украине финального турнира чемпионата Европы 2015 года по баскетболу. В частности, финансирование работ по строительству и реконструкции спортивных арен в городах Киеве, Днепропетровске, Донецке, Львове, Одессе и Харькове, аэропортах в городах Днепропетровске и Одессе, тренировочных баз и другой инфраструктуры».

Таким образом (и это важно), наш аэропорт вписан в протокольное решение, которое принято на заседании Координационного комитета, при этом на взлетно-посадочную полосу, впрочем, как и на новый пассажирский терминал, наш город не потратит ни копейки. График исполнения работ таков: к осени следующего года должен быть построен новый пассажирский терминал, а 1 января 2015-го – введена в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса. При этом старая полоса останется, и в результате пропускная способность одесского аэропорта увеличится как минимум в два раза. Это также станет мощнейшим стимулом для развития города, в том числе увеличит число заходов крупных лайнеров в морской порт – потому что появится современный эффективный пересадочный узел.

Среди инфраструктурных объектов нельзя не отметить новую больницу скорой помощи. Предприниматель Аднан Киван, который ее строит, в беседе с городским головой заверил, что к 2015 году в Одессе все будет готово, а наличие такой больницы, кстати, – одно из требований, выполнив которое Одесса получит дополнительный аргумент в свою пользу.

Дороги ни в коем случае не останутся без внимания. В 2013 году город потратит на их ремонт и реконструкцию порядка 100 миллионов гривень. Причем значительная часть этой суммы – субвенция из госбюджета. «Если рассчитываешь только на городской бюджет, – говорит городской голова, – то серьезные проекты не осуществишь. К сожалению, мы каждый год отдаем долги, которые равны двум бюджетам развития такого города, как Севастополь. Поэтому свою задачу как мэр я вижу в том, чтобы привлечь в город самые разные деньги. Хорошо, что мы работаем одной командой с областью, с губернатором, привлекаем частных инвесторов и участвуем в международных программах».

«Выбить» субвенцию из госбюджета для города не так просто, как это может показаться. Мэру регулярно приходится ездить в Киев, часами работать в министерствах, в том числе ожидать в приемных – не очень-то это приятно, согласитесь. Но Алексей Костусев считает, что если мэр думает о городе, а не о себе, то тут не место личным амбициям. И, как правило, есть результат. На реставрацию фасадов, например, город из своего бюджета потратил 17 миллионов, а из государственного – 37. Ощутимо? 100 миллионов на реконструкцию и ремонт дорог – весомо? Городу в одиночку этого не потянуть, да и кредиты, тем более на дорожное строительство, – вещь опасная. После каждой зимы начинать надо все сначала, а кредит отдавать еще долго придется. И так во всем. Умение городского головы найти общий язык с государственными чиновниками, уговорить их, убедить, проявить настойчивость – в нынешней финансовой системе качество и необходимое, и достаточное.

Нельзя не сказать еще об одном крупном инвестиционном проекте, который реализует руководство города. Это реконструкция магистральной части системы водоотведения Южного бассейна канализирования, который осуществляется в рамках совместного с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) проекта «Развитие городской инфраструктуры». Реализуется он за счет средств кредитного соглашения между Украиной и МБРР, которое, в свою очередь, ратифицировано Верховной Радой Украины. 45 миллионов долларов под мизерные проценты (менее одного процента годовых!), технический надзор со стороны немецкой компании P2M BERLIN GMBH – и экологическая ситуация в районе от Аркадии до 16-й станции Большого Фонтана кардинально изменится. «Это принципиальное решение серьезнейшей экологической проблемы на 50 – 100 лет», – говорит мэр-хозяйственник Алексей Костусев.

Финансирование проектов по формуле государственно-частного партнерства, как обычно, вызывает обывательский интерес: а кто будет хозяином новых объектов? «Говоря откровенно, – заметил Алексей Костусев, – мне абсолютно все равно, кому принадлежит тот или иной объект, главное, чтобы он был современным, доступным и служил одесситам… Разве имеет какое-то значение, что стадион «Черноморец» построило не государство, не город, а Леонид Климов? У нас есть прекрасный стадион, он служит всем одесситам и гостям города-героя, 20 – 25 тысяч болельщиков приходят на матчи… Я не вижу ничего страшного, что стадион принадлежит Климову… и даже если он его кому-то продаст, целевое назначение стадиона не изменится».

И все же есть одно «но»: ни в коем случае мы не должны считать, что Евробаскет-2015 у нас в кармане. Один раз уже так посчитали – с Евро-2012. В результате осталась только горечь от разочарования. А вот во Львове остались стадион, аэропорт, построенные на государственные деньги… Поэтому надо очень много и серьезно поработать, и не только в городе, но и на национальном уровне, а может быть, и на международном. Только тогда у нас пройдет чемпионат, когда будет создана вся эта инфраструктура. Если у инспекторов, которые приедут, возникнут сомнения – Евробаскета нам не видать. Поэтому жесткий контроль крайне необходим. С этой целью на сессию 19 февраля выносится вопрос о создании департамента по контролю за подготовкой к Евробаскету-2015. В структуре органов городского совета появится специальное подразделение, которое и будет заниматься конкретными вопросами.

Что касается общегородских планов, то мэр заверил, что в этом году продолжится работа по реставрации фасадов исторических зданий. Планируется сдать четыре детских сада и начать работы по созданию еще шести. «Мы ставим задачу, чтобы к концу моей первой каденции вопрос с нехваткой мест в детских садах в основном был решен». Говоря о программе «Одесса –город счастливого детства», разработанной по инициативе городского головы, Алексей Костусев сказал, что на сессию 19 февраля он выносит вопрос об увеличении средств, выделяемых на питание школьников. «Это для меня принципиально», – подчеркнул мэр.

«В прошлом году большое внимание мы уделили Суворовскому району, – рассказывает Алексей Алексеевич, – реставрировали Крымский бульвар, начали строительство детской поликлиники. Всего за год мы вложили в Суворовский район более 60 миллионов гривень из бюджета развития города. Многие годы этот район недополучал, и жителям, наверное, обидно видеть в объявлениях приписку «Поселок Котовского не предлагать». Городская власть и я лично сделаем все, чтобы эта позорная приставка в объявлениях ушла в прошлое».

«Я работаю планово, – отметил Алексей Костусев, – к концу моей первой каденции мы освободим Одессу от безумных долгов, и появится возможность те сотни миллионов, которые сегодня мы вынуждены отдавать богатеньким банкирам, наживающимся на нас, вкладывать в город... А Одессу в 2015 году я вижу принципиально другой: с современным аэропортом, ультрасовременным спортивно-культурным комплексом, больницей скорой помощи европейского уровня, безопасной, с достаточным числом детских садов, ухоженными парками, чистым морем и побережьем. За последние 20 лет до прихода к власти моей администрации проектов такого масштаба не было ни одного. А мы хотим все это сделать за предстоящие три года и при этом отдать миллиардные долги, взятые предшественниками. Одесса задышит по-новому, легче. Это будет уже другой город, в котором одесситам жить станет уютнее, комфортнее, безопаснее».

Что ж, такие планы и настрой, а главное – конкретные дела руководителя города, которые не видит разве что слепой недоброжелатель, можно только приветствовать.

Как говорится: в добрый час!

Автор: Виктория БЕЛОШИЦКАЯ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту