![]() |
|
![]() |
![]() |
...а на самом деле на месте двухэтажного флигеля дома Вагнера планируют разместить шестиэтажную гостиницу. Историко-градостроительное обоснование и градостроительный расчет проекта реабилитации здания на Екатерининской, 14 одобрены членами градсовета, тем не менее защитники объектов культурного наследия считают, что проектная документация в сегодняшнем виде подлежит серьезной доработке.
Разработчики и члены градостроительного совета обращают внимание на то, что проект не предполагает реабилитации всего дома Вагнера (бывшего Ришельевского лицея), построенного в 10-х годах XIX века и выходящего фасадами на Дерибасовскую, Екатерининскую и Ланжероновскую улицы, а только его внутридворового флигеля , возведенного гораздо позднее комплекса сооружений лицея. Краеведы утверждают, что более полутора века назад, уже после того как Ришельевский лицей переехал на Дворянскую, 2, в этом доме располагалась популярнейшая пивная зала Николаи, впоследствии — ресторация Брунса. Да и вообще, в те годы тут велась достаточно активная торговая жизнь: работали страховые общества, переплетная и токарная мастерские, магазины белья и книг, табачная лавка. Владельцем флигеля, впрочем, как и всего комплекса зданий, был одесский 1-й гильдии купец Виллиам Вагнер. По словам проектантов, уже тогда у него витала идея открыть тут гостиницу. Добавим, что со времен Ришельевского лицея на протяжении почти двухсотлетнего существования весь комплекс зданий, который мы называем «домом Вагнера», перестраивался, достраивался, изменив свой первоначальный внешний облик, а также внутреннюю планировку.
Заказчик проекта – ООО «Предприятие Брунса» – вознамерился восстановить в какой-то степени «историческую справедливость». К флигелю надстроят еще четыре этажа, произведут перепланировку внутренних помещений, приспособив здание под гостиницу на 47 номеров и «питейное заведение» со статусом ресторана. Последний будет не только для постояльцев гостиницы, но и для одесситов и гостей города. По словам разработчиков из ЧП «Ретроград» Ирины Опрятовой и Сергея Славского, инженерное обследование флигеля показало, что проводить реабилитацию здания в том состоянии, в котором оно находится сейчас, практически невозможно. А это фактически подтвердило опасения немногочисленной общественности в том, что здание для начала все-таки планируют снести. Двухэтажное строение было построено из ракушечника, с деревянными перекрытиями; внешний облик, особенно с восточного фасада, — далеко не первозданного вида: изменена прорезка окон, появились пристройки и подпорки галерей. Все это не является «предметом охраны», уточняет Ирина Опрятова, под охраной государства находятся лишь фасады здания, выходящие на Дерибасовскую, Екатерининскую и Ланжероновскую. Что касается высоты гостиницы, то в этом вопросе разработчики руководствовались градостроительными характеристиками и сложными математическими подсчетами. Они пообещали, что все будет в пределах нормы: видимая, к примеру, с Дерибасовской проекция верхней части фасада гостиницы не превысит 62% от высоты фасада здания, которое выходит на ту же Дерибасовскую.
В качестве схемы будущего строительства принята технология каркасного монолита, для укрепления здания решено отказаться от свай. В процессе обсуждения проекта между членами градсовета возник спор: чем же все-таки считать этот проект — реабилитацией или реставрацией? Точку в дискуссии поставил главный архитектор Одессы Николай Базан, пояснив, что под реабилитацией здания подразумевается восстановление его прежней функции, а под реставрацией — восстановление, но со сменой функции. Проектанты, в свою очередь, шутливо парировали: если в здании будущей гостиницы расположится пивная, то, следовательно, его функция сохранена, а поэтому — это все-таки реабилитация.
Члены градсовета одобрили этот «нефасадный» проект. Они считают, что здание действительно пора приводить в порядок. Но не преминули заметить, что в таком месте за качеством выполняемых работ нужно следить намного тщательнее. Что касается самой гостиницы, то она, по мнению Николая Базана, запроектирована грамотно.
В свою очередь, Андрей Шелюгин, начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета (которое, кстати, расположено по адресу: ул. Екатерининская, 14), отметил, что заказчику проекта еще многое необходимо обосновать. Документация в нынешнем виде подлежит серьезной доработке, так как проект предусматривает строительные работы на территории части «ядра исторического центра Одессы», которое должно номинироваться в основной список исторического наследия ЮНЕСКО. По словам Андрея Шелюгина, не реабилитация существующего здания, а снос и строительство по его подобию нового здания с элементами традиционной одесской архитектуры едва ли будут положительно восприняты инспекцией ЮНЕСКО. Андрей Шелюгин добавил, что в предварительный список «историческое ядро города» уже попало и сейчас городской совет и управление по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета готовит необходимую документацию для номинации.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |