ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Неужели ангелы небесные покинули Одессу?
06.03.2013 / Газета: Одесская жизнь / № 10(337) / Тираж: 15200

Для тех, кто запамятовал, напомню – 2013 год объявлен президентом Украины годом экологии, годом охраны окружающей природы. Все правильно: мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали. Президентская инициатива, к сожалению, как показывают недавние события, в Одессе была не просто проигнорирована, не замечена, а, скажем так, осмеяна и освистана практическими делами.

Где рубят и почему?

События месячной давности, речь идет о 14 января, до сих жгут сердца одесситов и сидят в них занозинкой. Тогда в районе гостиницы «Аркадия» неизвестными лицами были «кастрированы» 78 деревьев. Одесситы возмутились, вышли на митинг и заставили власть найти виновных в экологическом геноциде, наказать их. Наивно было бы думать, что беспредельщики испугались одесской власти. В ночь на 12 февраля в районе Гагаринского плато возле бывшего ночного клуба «Космо» еще десяток деревьев был уничтожен.

Административная комиссия городского совета рассмотрела случаи издевательства над природой в курортном сердце Одессы, наложила штрафы. Инциденты исчерпаны? Только наивные люди в это могут поверить.

Деревья в нашем городе воровски, часто по ночам, рубили всегда, при любой власти. Так устроен человек – ради личной выгоды он зачастую готов переступить через закон, нарушить спокойствие окружающих людей и зачеркнуть завтрашний день своих детей и внуков. Приведу всего лишь несколько строчек из писем одесситов.

«У меня во дворе, возле площади Академика Глушко, сосед срубил под корень два старых тополя. Площадку залил бетоном — под парковку для своей машины!» — пишет одесситка Ирина. А вот в инспекции по благоустройству нам сообщили, что с нарушителями активно борются. «Люди нам звонят и жалуются именно на самовольную вырезку и вырубку деревьев. Эти вопросы тоже относятся к благоустройству, но раньше мы могли лишь зафиксировать нарушение, а сейчас — можем написать протокол и отправить в прокуратуру», — рассказывают в инспекции.

Какова же была реакция городской власти на возмущение горожан недавним варварским уничтожением деревьев в Аркадии?

Начальник городского управления экологии и развития рекреационных зон городского совета Игорь Дербоглав рассказал, что в ближайшее время будет составлена подробная карта зеленых зон Одессы и установлены их арендаторы. По его словам необходимость данной инвентаризации рассматривает постоянная депутатская комиссия горсовета по экологии и чрезвычайным ситуациям.

Лучше бы Игорь Альбинович не говорил этих слов. Почему? — спросите вы.

Объясню. Обратимся к документам и фактам. Напомню, что существует «Программа развития, сохранения и обновления зеленых насаждений в городе Одессе на 2009-2013 гг.», принятая сессией городского Совета 9 октября 2009 года. К тому времени Игорь Дербог-лав уже возглавлял Управление экологической безопасности Одесского городского совета. Согласно этой программе, в среднем планировалось ежегодно выделять на ее реализацию по 50 миллионов гривен. В том числе и на инвентаризацию и паспортизацию зеленых зон города.

То есть инвентаризация и паспортизация деревьев в Одессе проведена (согласно документам), а главный экологический чиновник города заявляет, что она только готовится. Самый первый вопрос: бюджетные деньги на инвентаризацию уже потрачены, а в Горсовете только готовятся к ее проведению? Ну разве это не может не волновать одесситов? И разве это не должно заинтересовать те же правоохранительные органы — прокуратуру, финансовую инспекцию?

И к сведению Игоря Дербоглава и его подчиненных. Депутаты городского Совета прошлого созыва создали комиссию по инвентаризации парков, лесопарков, скверов города. Рабочую группу возглавил депутат Алексей Гончаренко. С февраля по апрель 2008 года рабочая группа исследовала все зеленые массивы города. Выяснилось, что в областном центре 13 парков и 82 сквера. Стало существенно сложнее застроить эти территории. В частности, предотвращены стройки на Генуэзской, 20, в сквере Жанны Лябурб, на Дерибасовской, 1, Французском бульваре, 12, в сквере генерала Ратова.

Кстати, благодаря работе депутатов одесситы смогли узнать о существовании скверов имени профессора И.Г.Чумака (Генуэзская, 24-а), имени Дмитрия Ульянова (Качалова, Полтавской), дендропарка «Студенческий» (Левитана, 46-а) и многих других зеленых объектов, над которыми мог зависнуть топор дровосека.

При норме в 12 квадратных метров зеленых насаждений на человека в Одессе приходится на одного жителя всего 10. Для сравнения: в Киеве — 24 квадратных метра, в Николаеве — 22, в Донецке —19 квадратных метров. На территории города расположены 10 парков-памятников садово-паркового искусства местного значения, границы большинства из них до сих пор не вынесены в натуру. Одесса — единственный в Украине областной центр, где до сегодняшнего дня отсутствуют технические паспорта по результатам инвентаризации деревьев с подеревной съемкой. Эта инвентаризация — большая экологическая тайна Одесского городского совета. И гриф секретности с нее еще долго не будет снят. Ведь в парках города еще довольно много осталось мест, чтобы построить, уничтожив вековые деревья, очередной особняк, ресторан, «хатынку». Примеры? Пожалуйста — ресторан «Червонный лобстер» в парке Шевченко, жилые дома в парке Победы.

Итоги работы комиссии были подведены и утверждены, но, тем не менее, Игорь Дербоглав опять собирается ее проводить. Для чего? Неужели новые зеленые насаждения появились за два года и они еще не внесены в экологический реестр? Или появилась возможность пробить новое финансирование?

А вот адресок, который не дает покоя нынешним толстосумам — речь идет о земельном участке в три гектара, где располагается Гидрометеорологический центр Черного и Азовского морей. Санатории, дома отдыха, пансионаты в Одессе уже практически уничтожены. На глазах у всего города. Сегодня методично уничтожается зеленая зона, уничтожается будущее. Можно ли остановить экологическое безумство? Можно. Еще не поздно это сделать.

Чтобы слышать шелест листвы, надо забыть о топоре

«Зеленая тема» — это то, что волнует всех, кто живет в Одессе. Это — наше море, наши пляжи и склоны, наши парки и скверы, наши тихие уголки, где Мы любим отдыхать. Но «зеленая тема» часто становится «зеленой» для тех, кто не имеет проблем с валютой-вездеходом, открывающим двери в любые, даже самые высокие кабинеты. И они тоже хотят считать «своими» и пляжи, и море, и склоны.

Напомню недавнюю историю из 2011 года. В повестке дня восьмой сессии Одесского городского совета значилось рассмотрение свыше 300 вопросов. Большинство из них носило, скорее, формальный, нежели важный для города характер — речь шла о переименовании названий учреждений, о ликвидации коммунальных предприятий. Но были и такие вопросы, решение и обсуждение которых одесситы ждут годами. Речь идет о так называемой «зеленой теме».

Избиратели были шокированы известием о том, что, по предложению депутата-регионала, в недавнем прошлом активного члена Народной партии Алексея Косьмина, голосование вопросов повестки дня должно проходить без обсуждения депутатами этих вопросов. Парадоксально? Нет, такая практика, к сожалению, становится нормой деятельности нынешнего состава Горсовета. На сессии в апреле с подобной инициативой выступил городской голова Алексей Костусев. Свое предложение он мотивировал тем, что депутаты торопятся разъехаться на майские каникулы и сессию необходимо провести в ускоренном темпе. И провели.

«Зеленые» цифры

40% деревьев в историческом центре Одессы требуют немедленного спасения;

5400гектаров—общая площадь зеленых насаждений;

1043 гектара — ориентировочная площадь зеленых насаждений общегородского пользования;

29 ботанических памятников местного значения зарегистрировано в Одессе.

Без обсуждения на сессии, о которой идет речь, депутаты-регионалы с учетом их большинства провалили проект «чужого» решения о введении моратория на строительство в парках и скверах города до определения границ зеленых зон. Не поддержала фракция Партии регионов и предложение вернуть одесским морским склонам — от парка имени Шевченко до 16-й станции Большого Фонтана — статуса парка под названием «Юбилейный». Ну разве это — не охранная грамота для дровосеков и земельных захватчиков!

Сегодня новые песни придумывает жизнь. Помните строчку из одесской песни — «Спят Фонтаны, занавешены фруктовыми садами»? Сегодня эти слова скорее ностальгия о прошлой зеленой Одессе, нежели реальное отражение дня нынешнего. Исчезло очарование садов Фонтана. Там и сям выросли особняки — вызов общественному мнению. Ну а деревья в Одессе стали исчезать с фантастической скоростью — словно экологическая чума прокатилась и продолжает катиться по Одессе.

Да, зеленый наряд Одессы сегодня, скажем откровенно, обветшал. В исторической части города 40 процентов деревьев находятся в аварийном состоянии, 90 процентов требуют подрезки и формирования кроны. Но разве это может служить основанием для экологического геноцида в отношении деревьев, кустарников, зеленых насаждений?

На карте города мест, где зияют рваные зеленые раны, куда больше, нежели зеленых пятен. На 16-й станции Большого Фонтана срублено свыше 40 деревьев, еще 430 готовятся к уничтожению, на 7-й станции Черноморской дороги вырублены тополя. На улице Макаренко исчезли свыше 50 деревьев. В эти дни рубятся деревья в поселке Нефтяников. На 12-й станции Большого Фонтана у моря уничтожена целая роща.

Жуткий список зеленых насаждений, уничтожаемых на наших глазах, можно продолжать.

Ущерб природе нанести можно — победить нельзя

Деревья, если любить их и относиться не как к интерьеру, а как к спутникам нашей жизни и соседям по планете, живут долго. Существует список одесских деревьев-долгожителей. До недавнего времени в нем было 30 деревьев. На последней сессии из списка ботанических памятников природы местного значения был исключен «Вяз гладкий», находившийся на улице Генерала Плиева, 2. Дерево исчерпало свой жизненный ресурс и угасло. Казалось бы, к долгожителям зеленой Одессы должно быть особенное отношение. Я как человек, скажем так, пытливый, решил узнать, как живут долгожители мира одесских деревьев. Для большинства из них время не властно — и кроны густы, и стволы мощны. Не удалось разыскать «Дуб белый» (инв. №84) и «Дуб обыкновенный. 2 шт.» (инв. № 85). Эти деревья, согласно официальным документам, «прописаны» в Обсерваторном переулке, 6. Так, по крайней мере, утверждают чиновники. Не обнаружил этих дубов. По этому адресу значится элитный жилой дом. А старожилы рассказали, что дубы были вырублены еще несколько лет назад. Но с того времени их судьбой никто не интересовался, и потому они кочуют из одного документа в другой. Вот и получается — документ имеется, а дерева в реальности нет. Это не мистика.

Ну и продолжая тему уничтожения деревьев в Одессе. На последней сессии городского Совета 19 февраля 2013 года депутаты Горсовета приняли обращение в адрес премьер-министра Украины Николая Азарова с предложением увеличить штрафы в отношении нарушителей — юридических лиц и физических лиц-предпринимателей не менее чем до тысячи необлагаемых налогом минимумов. И внести соответствующие изменения в постановление Кабинета Министров №599 от 08.02.1999, предусмотреть соответствующие изменения в Кодексе административных правонарушений.

И к гадалке можно не ходить, чтобы быть уверенным, что Кабинет Министров Украины проигнорирует это обращение. Почему? Элементарно! Такого постановления Кабинета Министров — с таким номером, с указанной в депутатском обращении датой «8.02.1999 г.» — просто не существует. И потому отвечать на него киевские чиновники просто не будут! По формальным причинам! Обращаюсь к Алексею Костусеву и Игорю Дербоглаву: срочно исправьте, если письмо-обращение еще не ушло в Киев, дату «экологического постановления» Кабмина (оно является настольным пособием для всех, кто имеет дело с экологией). Постановление Кабинета Министров, которое вы просите откорректировать, было принято «08 апреля», а не «08 февраля», как вы проголосовали.

И в заключение небольшая цитата. Помещица Любовь Андреевна Раневская в пьесе Антона Павловича Чехова говорит такие слова: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя». Пьеса называлась «Вишневый сад». А располагался этот вишневый сад, ставший прототипом главного героя пьесы, в конце улицы Торговой в Одессе. Сад тот вырубили. И неужели ангелы небесные покинули Одессу, если в ней до сих пор звучит топор дровосека, уничтожающий память, уничтожающий день завтрашний? А последняя строка Антона Павловича Чехова из пьесы «Вишневый сад» звучит так: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». В конце концов, кто-то должен остановить этот топор, уничтожающий нашу Одессу.

Раньше мы не верили, что мы — не рабы. Сегодня не верим, что являемся свободными людьми.

Автор: Вячеслав ВОРОНКОВ, Заслуженный журналист Украины


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.011
Перейти на повну версію сайту