ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Вооруженная группировка захватила Болградский аэродром
07.03.2013 / Газета: Одесские известия / № 26(4445) / Тираж: 18937

Такая вводная поступила в октябре прошлого года, и сводный отряд 79-й отдельной аэромобильной бригады и летным составом 11-го полка армейской авиации поднялся по учебной тревоге.

А ведь не так давно на этом же аэродроме велись отнюдь не учебные действия. Причем война за объект носила современный характер – это когда противник есть, действует агрессивно, но его невозможно увидеть в лицо…

«Разбор полетов» не состоялся

После вывода осенью 2006 года из Болграда дивизии «голубых беретов» военный аэродром, способный принимать даже самые тяжелые самолеты, был брошен на произвол судьбы. Министерство обороны оставило свое (точнее – государственное, народное) имущество без охраны.

Реакция последовала незамедлительно – была предпринята попытка «прихватизировать» аэродром по стоимости… однокомнатной квартиры.

Когда сделка была уже «на ма­зи», шум подняло руководство Болградского района, прибегнув к помощи журналистов. В дело пришлось вмешаться правоохранительным органам – сделка была признана незаконной, но виновные, как это нередко случается, отделались легким испугом.

Не мытьем, так катаньем: вскоре произошла первая, а затем вторая кража аэродромных плит. Объект начали разбирать на стройматериалы.

На защиту военного аэродрома вновь встало гражданское население. Депутаты областного, районного и городского советов, активисты общественных организаций высказали свое возмущение варварским уничтожением уникального объекта.

Правоохранительные органы вновь вынуждены были реагировать. Они установили, что одна часть плит находится в Каролино-Бугазе, другая – в Арцизе. Но и по сей день виновные лица не названы, государственное имущество не возвращено.

Судьба военного аэродрома обсуждалась депутатами Болг­радского районного совета на многих пленарных заседаниях. Дабы остановить беспредел, они даже попытались ответить на беззаконие беззаконием: в одностороннем порядке было принято решение о принятии аэродрома в собственность территориальных громад района, хотя военное ведомство не изъявило желание его передать. В ответ военная прокуратура проявила ранее не замеченную оперативность: решение сессии райсовета было опротестовано в суде.

Но судьба аэродрома, которую мы напомнили лишь в самых общих чертах, – лишь часть тех баталий, которые велись, как это ни парадоксально, с военным ведомством.

«Нас не слышали…»

Мы попросили о них рассказать депутата Болградского районного совета, его экс-председателя И.А. Насыпаного.

– Слухи о том, что Болградское воинское формирование будет реформировано, до нас начали доходить в 2004-2005 годах, – рассказывает Иван Антонович. – То одно, то другое подразделение дивизии действительно расформировывались. Мы сопротивлялись, как только могли. Неоднократно поднимали проблему в СМИ, в том числе и на страницах «Одесских известий». В этом сопротивлении нам оказали поддержку ныне действующие народные депутаты Сергей Гриневецкий и Антон Киссе. Они однозначно выступали против, доказывая, что неправильно, не по-государственному снимать с границы мобильные воинские подразделения. Но тщетно. Нас не слышали. В ноябре 2006 года военные из Болграда ушли, бросив все свои объекты. А, может быть, это было сделано намеренно? Для того, чтобы творить беспредел? Да, именно беспредел, потому что так обращаться с государственным имуществом недопустимо! Как председатель районного совета я обращался к начальнику Фонда госимущества, выступал на рабочем совещании в Верховной Раде Украины. А сколько было написано официальных писем и обращений! Сколько было выступлений на телевидении и в газетах! Жители нашего города вышли на митинг протеста. Но объекты продолжали «бомбить». Резались металлические ворота, снимались люки, вытаскивались кабеля, разбирались стены. Были вывезены тысячи тонн металлолома.

В 2007 году Виктор Янукович, на тот момент Премьер-министр Украины, проводил выездное совещание в Одессе, на которое пригласили всех председателей районных советов. Пользуясь случаем, я подготовил материалы по «реформированию» дивизии и передал их Премьер-министру. Реакция последовала: было издано постановление Кабинета министров о передаче части имущественного комплекса бывшего военного гарнизона городу.

В августе 2007 года (после десяти месяцев варварства!) город принял ряд военных городков. А земля? Она при этом военным ведомством не передавалась. А ведь это был важный вопрос, поскольку инвесторам, которые готовы были взять в аренду объекты, нужно было оформлять и вопросы с землей. Помню, приезжали предприниматели из Ирана, с которыми состоялась встреча в облгосадминистрации. Они говорили, что готовы разместить на базе бывших военных объектов кирпичный и керамический заводы, трикотажную фабрику, завод по сборке автомобилей. Были инвесторы, готовые реанимировать Болградский аэродром, перепрофилировав его для гражданских целей. Ведь он находится в непосредственной близости с международным воздушным коридором. Но переговоры, начавшись, так ничем и не закончились, ведь с нашей стороны была полная неопределенность. В частности, был наложен мораторий на отчуждение аэродрома, при этом хозяева, повторюсь, его не охраняли.

У районного совета были и по сей день остаются вопросы не только к военному ведомству, но и к городскому совету. Ведь многие из тех объектов, которые были приняты, так и не переданы в управление тем или иным коммунальным службам. Объекты «повисли в воздухе» – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Пытаясь навести порядок, район­ный совет создал временную контрольную комиссию по проверке состояния использования и распоряжения имуществом бывших военных городков, переданных в коммунальную собственность территориальной громады г. Болград. Мы пытались выяснить, от кого и сколько средств поступило в городскую казну от продажи и за аренду имущества бывших военных городков? Сколько рассмотрено дел по фактам хищения имущества бывших военных городков? Мы так и не получили ответы на эти вопросы.

И в заключение хочу сказать о том, что в ходе этой «войны» были человеческие жертвы. Один гражданин упал в открытый люк, получив смертельные ранения. В трансформаторной будке, которая в брошенном городке осталась под напряжением, погиб молодой парень…

Рояль – на дрова

Время показало, что болградцы, отстаивая дивизию, были в принципе правы. Сегодня военные подразделения в приграничный район возвращаются. Военнослужащие мужественно восстанавливают то, что так бездарно было уничтожено.

Надо отдать должное депутатскому корпусу районного совета, которому удалось выяснить положение дел с землей. Ведь еще в 1983 году военным было передано ни много ни мало 4240 гектаров – с оформлением соответствующей документации. 3917 гектаров предназначались под полигон, 300 – под аэродром, 23 гектара – под склады боеприпасов.

Впоследствии Министерство обороны Украины добровольно отказалось от части земли. Сначала было возвращено 1123 гектара, позже – еще 410 и 536 гектаров. На сегодняшний день доподлинно известно кому, в каком количестве и на каких условиях переданы эти земли. Ныне бывший военный полигон приносит урожай. Значительная его часть занята виноградниками, которые дают рабочие места и поступления в бюджет.

Но у Минобороны осталось 1992 гектара, и далеко не все они «плодоносят».

Так, например, не решена судьба военного госпиталя, от которого остались голые стены, а территория превратилась в джунгли.

Культработники до сих пор со слезами на глазах вспоминают дивизионный рояль. Его, как и все имущество, таким варварским образом грузили в кузов, что сломали. В считанные секунды прекрасный рояль превратился в дрова…

Нельзя не сказать о том, что есть и положительные примеры использования бывших военных объектов. Например, спорткомплекс дивизии был взят на баланс территориальных громад района. На протяжении нескольких лет депутаты направляли средства на его ремонт – на сегодняшний день город располагает прекрасным спортивным залом, где тренируется молодежь.

* * *

…Осенние 2012 года учения закончились успешно. Аэродром, от которого осталась только взлетная полоса, от условного противника освобожден.

Но одержана ли победа? До сих пор на этот объект не возвращено 600 плит. Неужели военное ведомство может позволить себе «выкинуть на ветер» полтора миллиона гривень? Такова коммерческая цена украденных плит.

Автор: Антонина Бондарева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту