![]() |
|
![]() |
![]() |
Трущобы, глухомань, городское гетто, Шанхай, Камчатка, тьмутаракань, резервация, у черта на куличках – у всех этих слов есть объединяющее объяснение – так иногда говорят об одесских окраинах.
Трудно измерить их в гектарах и квадратных метрах, потому что трудно определить границу, которая проходит между благами цивилизации, электрическим солнцем на улицах, дорогими бутиками и выгребными ямами, разбитыми или вовсе отсутствующими дорогами, наводнениями на улицах и во дворах, неработающим водопроводом, кромешной тьмой на улицах и стихийными мусорными свалками. И все это Одесса!
Контраст между окраинами и центральной частью города настолько ошеломительно бьет в глаза, что оказавшись где-то на улице (скажем, Навигационной или на Шкодовой горе), начинаешь сомневаться в том, что находишься в Одессе.
Время для людей, живущих здесь, не идет вперед, оно будто остановилось. 20 лет на одесских окраинах люди борются за право на жизнь. Они уже давно не надеются на помощь властей, прекрасно понимая, что окраинный мир интересует чиновников исключительно в период проведения избирательной кампании, когда кандидаты обрушивают на одесситов невыполнимые и бессмысленные обещания – от строительства скоростного трамвая до открытия супермаркетов. Выборы проходят, предвыборные плакаты желтеют, кандидаты исчезают, и только остаются как напоминание об обещаниях достойной жизни.
И почтальон сойдет с ума разыскивая вас
Самая легендарная, самая жуткая, самая «убитая» окраина Одессы – это, без сомнения, поселок «Большевик» или Балтовка, как называют его местные аборигены. Мало кто знает, что именно в здешних местах, а не на Дерибасовской, находится географический центр Одессы. В этот затерянный мир общественным транспортом можно попасть всего два раза в день – таков график работы автобусного маршрута №105.
Говорят, что до войны с Ярмарочной площади сюда ходил трамвай №7. А на месте нынешней Балтовки располагались когда-то две слободки – Солдатская (в ней селились ветераны и инвалиды) и Балтовка (ее облюбовали мясники).
В недалекие времена здесь находилось промышленное сердце Одессы – работали маслозавод, обувная и мануфактурная фабрики, завод по производству линолеума, три кожевенные фабрики. А на здешний Воловий рынок пригоняли для продажи крупный рогатый скот со всего юга Украины. О том времени сегодня свидетельствуют застывшие и разрушающиеся на глазах остовы жилых домов и общежитий с зияющими пустыми оконными проемами. О былом напоминают воспоминания о том, что три местных детских садика были лучшими в Одессе.
А еще здесь находятся камышовые джунгли. От насосной станции до самого Хаджибейского лимана улица Балтская дорога пробивается сквозь камыши. С одной стороны – рукотворный дренажный канал, с другой – склон Жеваховой горы. Местные жители уверены, что в камышах нашло обиталище местное лохнесское чудовище – кабан гигантских размеров, выходящий по ночам из зарослей на охоту.
Проживают ли в этих жутких местах люди? Представьте себе – живут. Дети ходят в школу и детские садики, взрослые выбираются на «большую землю» на работу. И здесь точно знают, что о них забыла городская власть, что перспектив для того, чтобы выбраться из разрухи и трущобной жизни у них практически нет. Мрачная, беспросветная жизнь одесской глубинки стала нервом небольшого стихотворения поэтессы Ксении Чекодановой «На городской окраине».
На городской окраине
Живется неприкаянно.
Окна занавешены,
Собаки лают бешено,
Цепями холки ранены.
Улицы конечные,
Дороги самотечные,
Отходы в кучи свалены.
Облаяна, охаяна
Звенит разбитой склянкою,
И катится жестянкою
Окраинная «жисть».
Чего больше в этих строчках? Тоски безысходной? Покорности и смирения? Здесь – отчаяние от невозможности покончить с трущобной жизнью и вырваться из нее.
Улиц, переулков, закоулков и тупиков на окраинах города великое множество. Некоторые и названий не имеют. И почтальоны «сходят порой с ума», разыскивая адресатов.
Картинки из глубинки
Как правило, на городскую окраину трудно добраться. И это вполне объяснимо: общественный транспорт здесь не рискует появляться по причине отсутствия дорог, а таксисты, услышав адрес улицы, заламывают такую цену за проезд, которая сопоставима разве что с оплатой поездки от Одессы до Киева.
Чтобы попасть, к примеру, в другой окраинный район – Ленпоселок – (а располагается он в получасе езды от железнодорожного вокзала) необходимо набраться мужества и дождаться появления автобуса № 280. Его здесь называют «мифическим летучим голландцем», ибо интервал движения 30-40 минут. Ну да ладно – автобус. Появился он перед вами, а водитель выглядит так, словно финишировал на одном из этапов ралли Париж-Дакар. Если на центральных улицах Ленпоселка автомобиль еще может передвигаться, то на периферийных улицах, только на внедорожнике и проедешь.
Наталья Васильевна Корниенко, занимающая должность председателя СОН «Ленинский» вот уже 12 лет, сетует что на улице Коминтерна, где располагается церковь, сберкасса, милиция, а также руководство СОН, мягко говоря, творится безобразие.
Одесситы — не верблюды, и обходиться без воды, даже несколько дней, они не могут. А вода в здешних местах — крупица золота. Дело в том, что сети водопровода являются хозяйственными, и не состоят на балансе «Инфоксводоканала». В результате местное население, заключив договора с предприятием, оплачивает за предоставляемые услуги по тарифу, но характер этих услуг ограничивается только подачей воды в сети, а они... уже не пригодны для эксплуатации.
Такое положение дел сложилось исторически. Большинство коммуникаций на данной территории проложено еще в 50-е годы прошлого столетия, когда активно велась застройка частного сектора. Люди самостоятельно подключали водопровод от сетей к своим домам, но если ремонт внутридомовых сетей — исключительная забота собственников домов, то ремонт общегородской сети они просто не потянут, — это должно быть заботой города.
Проблема водоснабжения в Ленпоселке — далеко не простая. У жителей целого ряда улиц вода в кранах просто отсутствует, и это продолжается не день-два, не неделю-другую — проблема не решается годами!
Центральные коммуникации на окраинах западной части Одессы находятся без так называемой подкачки, то есть вода поступает сюда самотеком. Вот и получается, что в первых звеньях сети вода есть, а в конечные звенья она уже не доходит.
Автоматически решение вопроса перекладывается на плечи местного населения. Но даже если жители заменят трубы и подключатся к другой магистральной трубе — все равно воды может и не быть. Причину сложившейся обстановки жители Ленпоселка пытаются найти сами, изменив схему системы.
А слово «канализация» в здешних местах не употребляют уже лет сто. Ленпоселок и поселок Дзержинского (так же. как, к примеру, поселок Сахарный) не имеют главного канализационного коллектора, который позволил бы избавить домовладельцев от необходимости пользоваться выгребными ямами. Кстати, эта проблема требует самого скорого решения. Мало сказать, что в частных домах выгребные ямы наполняются быстро, а ассенизаторские машины не имеют узаконенного пункта слива нечистот. Обслуживающим предприятиям приходится сбрасывать стоки в любой удобный коллектор, который они знают. Второй нюанс — более 80% выгребных ям — негерметичны. За огромное количество лет, в процессе насыщения грунта химическими веществами, органическими соединениями и микроорганизмами, на этих участках, можно сказать, формируются «критические зоны» — есть опасность возникновения эпидемий и локальной экологической беды.
Напомню, что выкачка нечистот из выгребных ям — «удовольствие» не из дешевых. А вот проведение канализации в дома от центральной магистрали окупило бы себя достаточно быстро и обходилось бы ежемесячно намного дешевле. Считайте, одна выкачка объемом до 3,8 кубометра обходится жильцам в пределах 200-300 гривен. В осенне-зимний период выгребные ямы наполняются быстрее, и приходится заказывать ассенизаторскую машину по 2-3 раза в месяц, что снова говорит в пользу канализации.
А взять, к примеру, наружное освещение. Улицы в кромешной темноте, на них боятся заходить почтальоны и приезжать кареты «скорой помощи».
Городская власть запланировала обновление наружного освещения, включая замену старых деревянных столбов, которые вызывают опасения у местных жителей. Запланировано строительство нового детского сада в парке на перекрестке улиц Самарской и Кленовой. Инициатива строительства в поселке нового детского сада исходит от самих жителей. Эту инициативу поддержал председатель Одесской облгосадминистрации Эдуард Матвийчук.
Ленпоселок практически лишен «оазисов» в зеленых зонах, то есть детских игровых площадок. Но есть места, обустроить которые новыми площадками вполне уместно, тем более что строительство нового дошкольного учреждения решило бы вопрос с нехваткой мест в детских садах №9 и N2125, обслуживающих и без того густозаселенную территорию. Но будет ли выделена указанная сумма в текущем году — пока неизвестно.
Лучше жить на окраине города, чем в центре села?
Окраины Одессы уже давно стали электоральным полем, на котором пытаются делать политическую погоду кандидаты в различные органы власти. Чего только они не обещают обитателям трущоб!
Дважды — в 2004 и 2012 годах — городской Совет принимал программы благоустройства окраин Одессы. Несмотря на разницу в
годах, обе программы удивительно похожи друг на друга. Что и неудивительно — время идет, а проблемы остаются нерешенными.
Одна из самых проблемных окраин Одессы — поселок Большевик. В дополнение ко всем коммунальным проблемам «большевики» уже несколько лет страдают.от перманентного потопа: текут водопроводные трубы. Начиналось все хорошо: в 2004-2005 годах проложили новые трубы с 50-летней гарантией. Однако сегодня никто не может найти ни документации, ни той частной фирмы, что выполняла работы; ни денег на то, чтобы исправить ситуацию. По словам членов СОН «Жеваховский», трубы тогда поставили не водопроводные, а... канализационные да еще с дефектом. И теперь реки по улицам Кавказской, Февральской, Звонкой, Холмистой разливаются не реже одного раза в неделю. До сих пор не удалось найти никаких документов относительно источника финансирования работ в 2004-2005 годах (и какая именно фирма их проводила!).
Представители СОН «Жеваховский» рассказали о том, что восемь лет назад были подписаны и акт выполненных работ, и акт о проведении испытаний, и документы о переводе водопровода на баланс Суворовской райадминистрации. Но все это оказалось «липой».
Напомню, что на программу по благоустройству окраин города было запланировано выделение 67 миллионов гривен. Эти средства предполагалось направить на содержание дорог и уличного освещения, капитальное строительство.
Первый этап реализации программы — 2012 год и 19 миллионов гривен на его реализацию. Год прошел, отчета об использовании денежных средств и реализации первого этапа нет.
2012 год, если следовать пунктам программы благоустройства окраин города Одессы, должен был стать годом начала масштабных работ по спасению проблемных районов города. В СОНе «Балтский» выделялось 300 тысяч гривен на разработку проектно-сметной документации по защите территорий от подтоплений фунтовыми водами (ка-нализование микрорайона). И в 2013 году на эти же цели планировалось выделить еще 300 тысяч фивен. Выделили? Тайна великая содержится в этом вопросе, потому что никто, к кому бы мы ни обращались с вопросом, на эту тему что-либо сказать не смог. А как расходовались 390 тысяч на ремонт водопроводных труб на улице Агрономической? Была ли проведена техническая и биологическая рекультивация внешних земель на улице Никитина и по 3-му Известковому переулку? А как были использованы 300 тысяч гривен из бюджета города на капитальный ремонт плотины озера Кривое в районе улиц Известковой и Республиканской?
Повторяю, одесситы абсолютно не проинформированы о ходе исполнения программы, принятой на сессии городского Совета по благоустройству окраин города. Предположения могут быть разные на этот счет. Оттого что бюджетные деньги или не выделялись, или были просто потрачены на другие цели.
Принятая программа — это по сути латание дыр. Эксперты говорят, что она должна быть комплексная и рассчитана на 10-15 лет. Только таким образом можно будет надеяться на улучшение ситуации в депрессивных районах.
• Компетентное мнение
О ситуации на поселке Большевик
Геннадий Труханов, народный депутат Украины.
— Посетил поселок Большевик. Я еле сдержал слезы, когда увидел одинокую мать с ребенком, стоявшую в доме по колено в воде. Кто ей поможет? В других домах, тоже по колено в воде, стояли женщины. Одна с окнозаболеванием, другая с сахарным диабетом. Кто им поможет? Люди в этих домах вынуждены спать на шкафах. У них постоянная сырость. Нечистоты из выгребных ям поднимаются на поверхность и с наступлением лета угрожают превратить весь поселок в территорию экологического бедствия. Кроме того, в некоторых местах вода доходит до газопроводов, что может привести к утечке газа и даже взрыву.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |