ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Можно ли одесситам лечиться дешевле?
13.03.2013 / Газета: Одесская жизнь / № 11(338) / Тираж: 15200

Всматриваясь в рецептурный бланк, многие пациенты невольно прикидывают в уме, во сколько обойдется весь этот комплекс лекарств, витаминов, капель и уколов, который щедро выписал им лечащий врач. Порой суммы, которые нужно выложить за препараты, оказываются для пациентов просто неподъемными. Но всегда ли оправдана покупка самых дорогих лекарств?

О лекарствах сообщают агенты по продаже

Не стоит думать, что врач лечит больного и назначает ему лекарства исключительно исходя из своих знаний и своего опыта. Дело в том, что медики при диагностировании и лечении заболеваний руководствуются клиническими протоколами медицинской помощи, которые утверждаются приказами Министерства здравоохранения. В них указаны симптоматика, методы диагностики, виды диагностических процедур и методология лечения.

Но протоколы лишь указывают группу препаратов, не называя само название лекарства. А врач уже сам выбирает и назначает конкретное средство. При этом следует помнить, что на рынке существует масса лекарств, сходных по составу, но имеющих разные названия и производимых различными фармакологическими компаниями. Так чем руководствуется доктор при назначении именно того, а не другого препарата? Откуда вообще врачи узнают о новых лекарственных средствах, поступающих на рынок?

В Управлении здравоохранения Одесского горсовета на наш запрос по этому поводу ответили следующее:

«Вопросы информирования практикующих врачей о новых лекарственных средствах и методах лечения публично в плановом порядке обсуждаются на научно-практических конференциях – областных и городских, «днях специалиста». Доведение до сведения врачей новаций в медикаментозном секторе оказания медицинской помощи осуществляется строго в рамках действующего запрета на рекламу медицинских препаратов и фирм. Личное ознакомление врачей происходит путем размещения фармакологической информации в профильных медицинских журналах и газетах, на официальных сайтах компаний, рассылкой Минздравом Украины официальных формуляров».

Однако в личной беседе некоторые практикующие участковые терапевты называют еще один источник информации. Это так называемые медпредставители – представители фармакологических компаний. По сути дела, это агенты по продаже. Их задача – продвинуть тот или иной препарат, информируя медспециалистов и используя все доступные механизмы продвижения товара.

Что получают врачи?

Никто не утверждает, что наши медики сидят на зарплате у фармакологических компаний. Времена, когда доктор выписывал рецепт на именном бланке и настойчиво рекомендовал приобрести выписанные лекарства строго в определенной аптеке, остались в 90-х годах. Менеджеры по продажам компаний, производящих лекарственные средства, давно осознали: не столь важно, кто конкретно способствует продажам их продукции, а важны объемы продаж.

Никто никогда не сознается в том, что получает материальное вознаграждение при контактах с медпредставителями. Однако существуют другие способы вызвать благоприятное отношение специалиста к компании и, следовательно, ее продукции.

На приеме у врача осмотритесь в его кабинете. Вот красивый календарь с логотипом известного производителя лекарств. А вот хорошая ручка и блокнот — тоже с логотипом еще одного фармакологического бренда. А еще на докторе надет халат с названием препарата от головной боли. Все это недорогие мелочи, многие из которых врач получает от агентов фармакологических компаний в качестве презента.

Что делать больным?

1. На приеме у врача не постесняйтесь поинтересоваться ценой препаратов. Узнайте, есть ли более дешевые аналоги?

2. Если вам настойчиво предлагают пройти обследование или сдать анализы в конкретной лаборатории, стоит сдать аналогичные анализы в другой (желательно независимой) лаборатории. Их в нашем городе довольно много.

3. Бывает так, что медпредставители пытаются общаться с врачом во время приема больных. Такого быть не должно.

«Прерывание приема больных из-за приема торговых агентов в рабочее время, относится к нарушению Правил внутреннего трудового распорядка и «Основ законодательства Украины о здравоохранении — об установлении ограничений при осуществлении руководителями и работниками лечебно – профилактических заведений профессиональной деятельности» и подлежит административному наказанию в соответствии с КЗОТом Украины. Установление подобных фактов возможно только в порядке рассмотрения жалобы пациентов в адрес администрации учреждения», — говорится в ответе Горуправлении здравоохранения.

4. Не пасуйте перед медиками. Вы имеете право знать все о том, что вам назначают, как и чем вас будут лечить. Не забудьте попросить врача разборчиво написать в вашей медицинской книжке диагноз, назначения и прочую информацию. Больной имеет право не путаться в корявых каракулях «врачебных почерков».

Врачам запрещено рекламировать лекарства

Еще в июле 2012 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменения в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно установления ограничений для медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности».

Согласно изменениям, которые вносит принятый закон, руководители и работники лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений не имеют права:

- получать от производителей вознаграждение в любой форме;

- получать образцы лекарственных средств;

- рекламировать любым способом лекарственные средства, в том числе выписывать лекарственные средства на бланках (рецептурных бланках), содержащих информацию рекламного характера, а также на которых напечатаны наименования лекарственных средств.

Автор: Андрей Соколов

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту