ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Наша милиция: их разыскивает население
27.03.2013 / Газета: Уездный телеграф / № 12(476) / Тираж: 3900

Украина — типичное полицейское государство, но при этом власть практически открыто признаёт, что она не способна остановить рост преступности и элементарно защитить своих граждан

«Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна. На второй и третий тоже не видна — ни с боков, ни сзади. На четвёртый абсолютно не видна: значит, мы в засаде». Эта старая шутка, передразнивающая известную песню о доблестной советской милиции, очень точно характеризует нынешнюю борьбу с преступностью в Украине. Сегодня всё чаще звучат слова о том, что в нашу страну возвращаются бандитские 90-е годы. И это — не преувеличение. Криминальная ситуация обострилась до такой степени, что убийства, грабежи, разбойные нападения и прочие особо опасные преступления стали «нормой жизни» украинского общества.

Свежий пример — дерзкое похищение и жестокое убийство ренийского предпринимателя Бориса Иванова. Эта вылазка бандитов всколыхнула весь Придунайский регион. Резонанс, который она вызвала, усилился ещё и потому, что аналогичное преступление — убийство председателя СПК «Новосельское» Михаила Кокоша в сентябре прошлого года — до сих пор остаётся нераскрытым, нелюди продолжают гулять на свободе. А коль так, местное население задаётся страшным вопросом: кто следующий?

Тревога людей вынудила районную власть срочно заняться поиском путей противостояния криминалу. По инициативе председателя Ренийской райгосадминистрации Василия Арнаута было проведено расширенное совещание с участием правоохранительных и судебных органов, предпринимательского сообщества, органов местного самоуправления, общественных организаций, прессы. Забегая вперёд, необходимо подчеркнуть: проблемы и вопросы, звучавшие в ходе этой встречи, касаются не только Рени — они в той или иной степени актуальны для всей Украины. В данном случае Ренийский район является лишь миниатюрным зеркальным отражением тех жизненных реалий (в том числе криминальных), которые сложились в масштабах страны, и с которыми сталкивается большинство граждан.

— Мы собрались для того, чтобы вместе подумать и решить, каким образом можно усилить обеспечение правопорядка, — сказал В. Арнаут, открывая совещание. — Как известно, Ренийский район — один из самых криминализированных в Одесской области. Поэтому мы не имеем морального права ограничиться обсуждением для «галочки» или простой констатацией фактов. Нам необходим честный, открытый и конструктивный диалог. Преступность бросает нам вызов, и наш ответ на него должен быть адекватным. Я пригласил на эту встречу куратора МВД по Ренийскому району, но он почему-то не приехал. Очень жаль. Мы хотим, чтобы областные власти и силовые структуры услышали нашу тревогу. Но, видимо, они ещё не прониклись положением дел в районе… Вот почему приходится помнить: если мы не будем действовать вместе, сообща, Одесса и Киев нам не помогут.

Прошу читателей обратить внимание на эти слова руководителя районной исполнительной власти, который является не просто чиновником, а представителем Президента на местном уровне. Подобные высказывания будут повторяться ещё не раз, и именно они станут лишним подтверждением управленческой импотенции нашей власти и деградации правоохранительной системы. С вытекающим отсюда банальным принципом: спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

А пока вернёмся к совещанию.

Естественно, собравшиеся активно интересовались тем, как продвигается расследование по убийствам М. Кокоша и Б. Иванова. Тот факт, что резонансное преступление в Новосельском спустя полгода остаётся безнаказанным, воспринимается людьми как доказательство бессилия и непрофес- сионализма милиции, и это ещё больше способствует распространению страхов среди населения. Однако заместитель начальника Ренийского РО ГУМВД Артур Гладкий отказался удовлетворить резонное любопытство аудитории, ссылаясь на тайну следствия. Он отметил лишь, что расследование по этим уголовным делам находится под контролем министра внутренних дел, в работе задействованы специалисты областного уровня. «Я верю, что преступники будут найдены и наказаны», — сказал Артур Игоревич. Что касается убийства Б. Иванова, то, по словам заместителя начальника райотдела милиции, «сейчас нет достоверной информации о том, что это преступление связано с его бизнесом».

Продолжая тему, председатель Ренийского районного суда Татьяна Бешлиева заявила, что, судя по всему, убийцы М. Кокоша — не из числа местных жителей. «Они довольно свободно приезжают и уезжают, тем более что границы прозрачны, — сказала Т. Бешлиева. — Но я не стала бы настолько критически оценивать работу правоохранительных органов. За последнее время четыре убийства в нашем районе всё же раскрыты».

В своём выступлении А. Гладкий назвал ряд факторов, которые снижают эффективность борьбы с преступностью. Например, в районе нет полноценной патрульно-постовой службы — она не укомплектована. И решить данный вопрос не удаётся. «В милиции давно происходит отток квалифицированных кадров, а привлечь на службу молодых людей мы не можем, — признался Артур Игоревич. — Если в 1995 году в нашем райотделе было 140 сотрудников, то сегодняшний штат — 86 человек, тогда как реальная численность — 72 сотрудника. Основные причины нехватки кадров в МВД — маленькая зарплата и отсутствие социальных гарантий. Я не могу объяснить людям, почему они должны рисковать жизнью за 1800 гривен в месяц».

По словам А. Гладкого, годами не решается и такой вопрос, как создание в населённых пунктах общественных формирований для защиты правопорядка (народных дружин). В лучшем случае они существуют лишь формально, однако на практике абсолютно бездействуют. Но более острой проблемой заместитель начальника райотдела милиции считает слабое материально-техническое обеспечение работы правоохранительных органов. В частности, РО ГУМВД никак не может добиться организации видеонаблюдения в тех местах района, где это необходимо. Видеокамеры особенно нужны на въездах и выездах из города, но даже такой минимум не финансируется. Между тем в более крупных городах, где видеонаблюдение внедряется широко, эта мера значительно способствует раскрытию преступлений. В общем, если резюмировать позицию Артура Игоревича, то она такова: далеко не всё зависит от милиции.

Представители общественности весьма прохладно восприняли доклад А. Гладкого. Коллективное мнение аудитории жёстко выразил председатель районного совета ветеранов войны и труда Николай Безруков:

— В ходе нашего разговора создаётся впечатление, что общество живёт само по себе, а милиция — сама по себе. Почему так происходит? Да потому что народ не доверяет власти и милиции! Поэтому и не находят они поддержки у народа в борьбе с криминалом. В городе — пять участковых. А где они? Люди их не знают. Вот и нет связи между милицией и населением. Тут говорилось о том, что народные дружины надо формировать на базе предприятий (эту идею подал заместитель городского головы Рени по специальной экономической зоне и инвестициям Борис Мосейчук — Прим. авт.). Да у нас уже нет нормальных предприятий — везде сокращения и падение производства. Одна торговля осталась. Среди людей — дикая бедность, безработица, безысходность. А мы хотим посоветоваться с этими самыми людьми, как нам лучше бороться с преступностью…

— Я помню времена, когда люди хорошо знали имя и отчество начальника милиции, — сказал председатель Ренийского райкома профсоюза работников госучреждений Евгений Ломов. — Но за последние годы обесценились и эта должность, и её кадровое «наполнение». Кто сегодня вспомнит по имени-отчеству хоть одного начальника милиции из тех, кто сменял друг друга за минувшие десять лет? Они приезжают в Рени на короткое время, получают новые звёздочки на погоны, а потом уходят на повышение в Одессу или ещё куда-нибудь… А что касается народных дружин, то туда сейчас никого не заманишь — люди запуганы. К тому же, деятельность дружинников даже не подкреплена правовыми гарантиями. Ну, и о чём дальше говорить?

Досталось правоохранителям и от предпринимателей. Один из них сформулировал ситуацию в МВД просто и лаконично: «В милиции не видно конкретной работы — все заняты отписками и отмазками. Так с кем сотрудничать? К кому обращаться?»

Отвечая на многочисленные претензии, А. Гладкий отдельно остановился на мерах по усилению работы участковых. Он сообщил, что участковые получили задачу обойти дома граждан и раздать им свои визитные карточки. Кроме того, по городу и району развешиваются фотографии участковых инспекторов, сопровождаемые краткой информацией о каждом из них. Таким способом милиция пытается улучшить взаимную информированность между гражданами и «шерифами», наладить то самое взаимодействие общества с органами внутренних дел, которое было потеряно за годы независимости Украины. Что ж, начинание полезное, хотя и даёт повод для иронии. Если раньше в людных местах распространялись фотографии преступников под рубрикой «их разыскивает милиция», то сейчас — портреты милиционеров. Причём рубрика для них буквально напрашивается: «Их разыскивает население».

Да простит меня МВД за несколько ядовитый юмор, но организация работы участковых действительно отличается курьёзами. И говорят о них не только журналисты. Прокурор Ренийского района Иван Мараховский привёл пример села Новосельское: участковый не жил там на постоянной основе, а приезжал на работу из райцентра (решить проблему с жильём в селе ему не удавалось). Но именно в Новосельском за последнее время был совершён целый ряд тяжких преступлений. А поскольку многие из них происходили ночью, когда рабочий день участкового заканчивался, инспектор попросту прошляпил их. Наконец, он решил свой жилищный вопрос самостоятельно, причём весьма оригинально: развёлся с женой в Рени и женился в Новосельском. Можно, конечно, ухмыляться по этому поводу, но ведь во многих сёлах нашей страны участковых нет вообще.

Несмотря на напряжённую атмосферу, совещание всё же вошло в конструктивное русло. Участники встречи признали: невозможно сразу охватить все проблемы, но для начала необходимо решить хотя бы два-три конкретных вопроса. Один из таких вопросов — расширение видеонаблюдения на территории города и района. План действий был принят практически единодушно: предприниматели согласились профинансировать приобретение видеокамер, а органы местного самоуправления и райотдел милиции взяли на себя организационное выполнение данного решения.

* * *

В заключение хотелось бы вернуться к прозвучавшему выше тезису о неспособности (или нежелании) власти и милиции защитить граждан от разгула криминала. Страшно то, что об этом уже не стесняются говорить сами правоохранители. Вместе с тем Украина лишь укрепляет сомнительный статус полицейского государства. В мире существует чёткий критерий определения таких государств — превышение численности органов правопорядка над численностью армии. В 2012 году в Вооружённых силах Украины служили 184 тыс. человек, а к 2017 году планируется сократить ВСУ до 110 тысяч. А вот численность МВД Украины превысила 320 тыс. человек. Более того, бюджет милиции ежегодно увеличивается — невзирая на все кризисы и экономические трудности! Возникает простой вопрос: от кого собрались защищаться, господа правители Украины? От преступности или от собственного народа? Судя по «самочувствию» преступности, ответ очевиден.

Автор: Андрей ПОТЫЛИКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту