![]() |
|
![]() |
![]() |
Север и северо-запад Украины пережили циклон с обильным снегопадом.
— Погодите, троллейбус, возможно, не поедет, — слышу от житомирского кондуктора, отказывающегося брать с меня деньги за билет. — Только что нам по мобильному главный диспетчер передал, мол, маршрут сокращайте наполовину, двигаться можно только до центра города, дальше дороги никто не посыпал…
Пассажиров на конечной остановке (железнодорожный вокзал) немного. Если рейс отменят, убытки житомирское ТТУ не понесет.
Спустя минут пятнадцать мы все-таки тронулись. Правда, ковыляли до Московского проспекта вместо обычных девяти—десяти минут все сорок. Погодная аномалия только-только стартовала.
Сказать, что стихия обрушилась внезапно, было бы заведомым преувеличением. Сообщение Гидрометцентра в прошлую среду гласило: «В Киеве в связи с перемещением активного циклона днем 22 марта и на протяжении 23 марта ожидаются сложные погодные условия: сильные снегопады, сильные метели, снежные заносы, усиление скорости ветра до 17—22 м/с, на дорогах гололедица».
Первыми в ситуации сориентировались чекисты. 25 марта у них профессиональный праздник, День службы безопасности Украины. Съехавшихся со всего региона накануне праздника контрразведчиков и ветеранов КГБ СССР начальник управления СБУ в Житомирской области генерал-майор Александр Наумов (к слову, в конце девяностых — начале нулевых годов он служил личным телохранителем у тогдашнего губернатора Донецкой области Виктора Януковича) постарался надолго не задерживать. Уже к пяти часам вечера господа офицеры из самых отдаленных отделов имели возможность добраться к постоянному месту службы. Как оказалось, гуманизм Александра Викторовича к подчиненным пояснялся не только характерным для любого настоящего генерала стремлением поберечь их жизнь и здоровье. Но об этом чуть позже.
Пока же опишу, как выглядел Житомир в первые сутки разгула стихии. Сугробы на улицах и во дворах многоэтажек были высотой от полутора до двух с половиной метров. Легковые автомобили, которые их владельцы поутру решили «пощадить», не разогревая мотор, были спрятаны от автоворов окутавшим снегом более чем надежно. Троллейбус, в котором я ехал от вокзала по улице Киевской, «не спешил» именно по этой причине: чтобы ненароком не задеть чье-то транспортное средство, ставшее на прикол у обочины. В такую метель машина превращалась в «невидимку» за считанные минуты…
Более-менее чисто было разве что на Пушкинской, у зданий областной филармонии и музыкального училища. 20 марта, в день рождения гениального пианиста Святослава Рихтера, открылся традиционный музыкальный фестиваль. Кто из устроителей мог предположить, что именитые гости из многих стран окажутся не в состоянии одолеть какие-то сто тридцать два километра пути из столицы?! Тем же, кто загодя поселился в житомирских отелях, пришлось смотреть с филармонической сцены в полупустой зал.
Именно этот стотридцатидвухкилометровый отрезок автодороги международного значения «Киев — Чоп» стал западней для водителей и их пассажиров.
Привожу монолог народного депутата Украины Александры Кужель:
— Утром раздался звонок — мне позвонили автомобилисты, уже вторые сутки стоявшие в огромной пробке на Житомирской трассе. Она растянулась на несколько десятков километров. У людей нет воды и пищи, у многих на исходе топливо, холодно, в машинах — женщины и дети. Просят помощи.
Звоню в приемную президента. Коротко рассказываю о том, что людям вторые сутки никто не приходит на помощь, и прошу немедленно начать операцию по их освобождению из снежного плена. (Кстати, совершенно непонятна позиция самого президента. В стране ЧП, а где при этом руководитель государства, чем занят?). Из администрации меня переадресовали в МЧС. Там сообщили, что о ситуации осведомлены, и на трассу направлены трактор и БТР.
Снова связываюсь с пленниками, застрявшими на трассе. Они говорят, что действительно видят технику, только она расчищает встречную полосу, а к ним добраться не может — мешает отбойник.
Опять — звонок в МЧС. Спрашиваю, нельзя ли многочисленные отряды хорошо откормленного на наши налоги «Беркута», «Грифона» и других формирований с устрашающими названиями отправить на помощь людям? Не только же оппозицию им на митингах разгонять, может, послужат еще и украинскому народу, не только «семье»? Ответ: «Они нам не подчиняются».
Опять приемная президента. Тот же вопрос: может ли президент отдать приказ своим формированиям о выполнении их прямых обязанностей — служению людям, которые их содержат? Советуют обратиться в приемную Азарова.
Звоню в приемную Азарова. Там перенаправляют в приемную вице-премьера Александра Вилкула. Он проводит селекторное совещание по борьбе со стихией. Когда освободится, ему передадут мою просьбу связаться. Жду звонка…
Похоже, Александра Владимировна Кужель таки не смотрела поздним пятничным вечером футбол из Варшавы. А там, между прочим, национальная сборная Украины «сделала» хозяев со счетом 3:1. Среди тех, кто находился в vip-ложе стадиона «Народовы» рядом с президентами Польши и Венгрии были Виктор Янукович с главой Киевской городской государственной администрации Александром Поповым. Видимо, их невеселые лица после окончания матча свидетельствовали об охватившем мужчин чувстве сопереживания пленникам снежной стихии…
Первый заместитель градоуправителя А. Мазурчак в пятницу, когда Киев уже наполовину накрыло снегом, тоже не сидел без дела. Сопровождаемый внушительным журналистским пулом, Александр Владимирович посетил Киевский зоопарк, где объявил в направленные на него телекамеры о решении взять под личную опеку… карпатскую рысь.
Появиться «в ящике» (коль уж его босс Попов вместе с президентом страны улетел на футбол), объяснить ситуацию, поддержать киевлян хотя бы морально господин Мазурчак посчитал ниже своего достоинства. Равно как и дать команду, чтобы все имеющиеся в распоряжении города эвакуаторы очистили обочины от припаркованных машин хотя бы в центральной части миллионного города.
Поскольку и это не было сделано, киевляне и гости украинской столицы нахватались «положительных» эмоций на год вперед.
На улицах наблюдались десятибалльные пробки (личные автомобили, «аварийки», «скорые» и инкассаторские машины вытягивались в многокилометровые «стоячие» вереницы), мимо/между них топали сотни тысяч киевлян, надеявшихся за несколько часов «прогулки» добраться до дома. Некоторые предпочли заночевать в офисе или салоне авто. Вокзал «Киев-пассажирский», как и менее обширные помещения, был заполнен до отказа, к тому же поезда отовсюду опаздывали в среднем на десять часов (это только по официальным данным!). Аэропорты «Борисполь» и «Жуляны» тоже старались не отставать, раз за разом отменяя авиарейсы. Таксисты за доставку клиентов от станции метро до не самых отдаленных микрорайонов «лупили» по сорок гривень. С каждого! В продуктовых магазинах иссякли запасы хлеба, народ массово раскупал любые сопутствующие продукты. Подвозить же новые было невозможно: в связи с неблагоприятным положением на дорогах ГАИ запретила въезд в город любого автотранспорта, включая «продуктовый».
Попытавшись собственными глазами поглядеть на последствия снегопада в близлежащих районах столичной области, премьер-министр Николай Азаров в воскресенье не сумел проехать с правого на левый берег Днепра по Дарницкому мосту. Правительственный кортеж элементарно застрял в заносах. Тем не менее Николай Янович таки добрался в Киево-Святошинский и Обуховский районы области, проехав заодно по Голосеевскому, Дарницкому, Подольскому и Печерскому районам столицы.
В супермаркетах (премьеру показывали наиболее благополучные) Азаров обратил внимание на нехватку молочных продуктов и повышенный спрос на хлеб. На подстанции скорой помощи главе правительства доложили: на некоторые вызовы бригадам приходилось добираться пешком, тем не менее все вызовы выполняются.
Все это было бы не так грустно, если бы не выяснилось, что контроль за уборкой снега поручен… Угадайте — кому? Если думаете, что армии — милиции — внутренним войскам — МЧС, ошибетесь. Александр Мазурчак, тот самый опекун карпатской рыси, объявил: количество снегоуборочной техники на городских улицах проверяется… контрразведчиками.
По прочтении этой новости создалось стойкое ощущение, будто я попал в Зазеркалье. Потому как до сегодняшнего дня не представлял сотрудников ФБР, дефилирующих по нью-йоркским авеню с целью проверки количества снегоуборочной техники на Манхэттене. Получается, что и в понедельник, в свой профессиональный праздник, офицеры СБУ скрупулезно документировали случаи завышения данных о задействованной в борьбе с непогодой технике!
По результатам объезда вышеперечисленных шести районов Азаров вынес вердикт: первый рабочий день недели проще сделать выходным, нежели пытаться вывезти либо растопить десятки миллионов тонн снега.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.009Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |