![]() |
|
![]() |
![]() |
Несмотря на неблагоприятные погодные условия на этой неделе, работы по реконструкции магистральной части системы водоотведения Южного бассейна канализационной системы Одессы не прекращались. Причем к наземным прибавились подземные. В тоннеле глубокого заложения проведена георадарная съемка.
Методика георадарного зондирования основана на методе технического анализа прохождения электромагнитных волн, излучаемых георадаром, через слой земли или различные подземные коммуникации. Для чего же одесским специалистам понадобилось проводить геологические изыскания в тоннельном коллекторе, соединяющем Аркадию и 10-ю ст. Большого Фонтана, и применять современную методику обследования, не разрушающую грунт?
В годы существования Советского Союза Одесса уже сталкивалась с необходимостью реконструкции системы канализования южной части города, в связи с чем в 1988 году был разработан проект, и после прохождения государственной экспертизы в 1990 году начато строительство. Начальная точка канализационного коллектора глубокого заложения находилась в северо-западной части южного берега Черного моря, у Ствола № 1 в Аркадии, откуда предполагалось строительство тоннеля круглого сечения с бетонным покрытием и внутренним диаметром 1,84 м. Этот тоннель проходил под городской территорией в направлении Станции биологической очистки (СБО) «Южная» — через Стволы № 2 и № 3 до Ствола № 4. Этот Ствол по проекту должен был соединяться с насосной станцией КНС-6. От Ствола № 4 предполагалась прокладка тоннеля круглого сечения с бетонным покрытием, но с увеличением внутреннего диаметра до 2,94 м. На СБО «Южная» планировалось построить Главную канализационную насосную станцию системы, которая представляла бы собой очень «серьезную» шахту диаметром 40 м и глубиной 60 м. Но успели построить только участок коллектора между Аркадией и 10-й ст. Большого Фонтана, длиной 1670 метров, который и намерены реконструировать.
- Сегодня фрагмент этого участка коллектора находится в затопленном состоянии, — рассказывает технический менеджер региональной группы управления проектами МБРР Игорь Дзинька. — Под водой «похоронен» даже горнопроходческий щит подрядчика (машина, которая под землей роет тоннель), выполнявшего эту работу. Правда, все навесное и рабочее оборудование со щита снято, а сам щит законсервирован. Извлечь его нет никакой возможности — такой вот своеобразный подземный памятник.
Как выяснилось, еще во времена СССР работы в коллекторе провели не в полном объеме: не сделали то, что специалисты называют «нагнетанием бетона» между внешней частью коллектора и породой, в которой он был проложен. Поскольку «реставрация» тоннеля — один из основных этапов реконструкции системы водоотвода Южного бассейна канализирования города, сейчас необходимо завершить работы, которые не были сделаны четверть века назад. Но до этого необходимо понимать, какой объем работ и стройматериалов понадобится для «нагнетания», которое в данном случае обязательно. В будущем это позволит исключить возможные просадочные явления на поверхности, даже несмотря на то, что тоннель достаточно глубоко залегает (местами до 30 м).
Георадарное обследование позволило определить наличие естественных и искусственных пустот, водоносных слоев за пределами коллектора. Технологически это выглядело так: перед зондированием была произведена разметка тоннельного коллектора. По диаметру коллектора через каждые два метра (шаг зондирования) расставлены по восемь точек, через которые должен пройти луч георадара. Для полной картины, которая вылилась в 3D-модель, георадар прошелся по нему восемь раз. Данные будут переданы в КП «Агентство программ развития Одессы», которое является заказчиком проектирования и проведения всех работ, связанных с реализацией проекта реконструкции канализации Южного бассейна.
По графику идут работы и на других объектах. В рамках проекта предусмотрено, в частности, строительство двух кана-лизационно-насосных станций — КНС-7А (пер. Кордонный, 3г) и КНС-6Б (ул. Алмазная, 36). На этой неделе буровая установка выполнила бурение первой сваи диаметром 1 м и глубиной более 29 метров на КНС-7А. Всего их будет 114. При работе в две смены планируют набивать по четыре сваи в день. Пока единственная задействованная в работах буровая машина была перебазирована в конце прошлой недели со стройплощадки КНС-6Б, где уже выполнены работы по изготовлению 81 сваи. Дальнейшие свайные работы там приостановлены до того момента, когда станцию переключат на новый, временный, источник питания и будет демонтировано старое здание щитовой, которое находится в «пятне» застройки здания КНС. Однако сейчас рас-
сматривается возможность использования еще одной буровой машины для работ сразу на двух КНС. В «Агентстве программ развития Одессы» предполагают, что такая вероятность появилась после визита в Одессу министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадия Темника 21 марта, когда тот дал четкое указание по срокам проведения работ. Пока же на КНС-6Б продолжаются электромонтажные работы по вводу в эксплуатацию временной трансформаторной подстанции: произведен монтаж четырех силовых кабелей большого сечения и порядка 1800 м контрольных кабелей меньшего сечения. Сейчас к новому зданию временной ТП пристроено здание диспетчерской и произведен монтаж пола и кровли.
В районе улиц Равенства и Костанди выполняются комплексные работы по строительству нового напорного трубопровода диаметром 1000 мм: организована временная схема движения транспорта, согласованная с городскими службами, проводятся прорезка асфальта, изготовление траншей, зачистка стенок и нивелировка днища траншей, укладка песка, прокладка труб, их соединение, затем снова укладка песка с уплотнением, которое проводится каждые 30 см. Как объясняют специалисты, это делается для того, чтобы впоследствии избежать просадочных явлений нового асфальта, который уложат по окончании строительных работ. Строительство напорного трубопровода осуществляется с двух сторон: рабочие «идут» навстречу друг другу — бригада, работающая на ул. Костанди, должна соединиться с бригадой, которая проводит работы, начиная с пер. Ванного. Последняя на этой неделе работала на пятисотметровом участке Фонтанской дороги от пер. Ванного до ул. Костанди, в связи с чем была изменена работа трамвайного маршрута №18, который временно ходит от Куликова Поля до 11-й станции Большого Фонтана, и трамвайного маршрута №19, который курсирует от 16-й ст. Большого Фонтана до Мемориала 411-й батареи. До третьего апреля организована работа автобуса «10-я ст. Большого Фонтана — 16-я ст. Большого Фонтана» по стоимости проезда в гор-электротранспорте, с перевозкой всех льготных категорий граждан. Время работа маршрута с 6.00 до 21.00.
Такая концентрация работ на основных магистральных участках Большого Фонтана объясняется просто: строители планируют завершить работы к курортному сезону. Поэтому одесситов в очередной раз просят отнестись с пониманием к неудобствам, возникающим при выполнении работ.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |