ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Измаильский завод продтоваров — замороженные возможности
03.04.2013 / Газета: Уездный телеграф / № 13(477) / Тираж: 3900

Еще в уездном Тучкове существовали фруктово-водочный и два пивных завода — «прообраз» будущего завода продтоваров, который появился

в нашем городе в послевоенные годы прошлого столетия. А если быть точнее, после войны в Измаиле — на тот момент областном центре — построили пивзавод и кондитерскую фабрику «8 Марта», затем эти производства вошли в структуру пищекомбината, а в семидесятых появился собственно сам завод продтоваров.

Бывшие работники рассказали, что на базе предприятия работали несколько цехов: по розливу безалкогольных напитков, кондитерский, карамельный, пряничный. В благополучный советский период завод выпускал порядка двадцати наименований безалкогольных напитков, в том числе — минеральную воду «Измаильская» и сладкие газированные напитки, которые разливались с добавлением натуральных настоек, эссенций и спиртованных соков. Эти компоненты частично поставлялись из России и Грузии, а спиртованные соки из винограда и яблок изготавливались на самом заводе.

Одним из наименований производимой продукции был хлебный квас на натуральном хлебном сусле. В сезон на заводе выпускалось порядка 40 тонн этого напитка, порой бочки приходилось заправлять дважды в сутки — настолько популярной была эта продукция.

Пряничный цех производил пять видов пряников, а также печенье — «Овсяное» и «Солнышко». Эту продукцию поставляли в магазины не только Измаила, но и по всей области. Полки магазинов не пестрели разнообразием, а потому пряники были одной из немногих доступных сладостей. Завод производил около трех тонн этой продукции в день(!), работать приходилось в две смены. Порядка десяти лет на заводе работал и карамельный цех, выпускавший до десятки наименований карамели («Дюшес», «Барбарис», мятные конфеты, и другие сорта), а также молочный ирис и щербет с арахисом. Сироп варили до определенной густоты, потом добавляли лимонную кислоту и эссенции. Специальная машина вытягивала карамель, резала на отдельные изделия, а оборачивались конфеты специальной упаковочной машиной. Правда, в начале 90-х, когда начался сахарный дефицит, это производство закрыли.

В эпоху, когда существовал госзаказ, предприятие не знало проблем ни с поставками сырья, ни с реализацией готовой продукции. Сырье поставлялось централизованно, а сбыт продукции осуществлялся преимущественно в Измаиле и Измаильском районе, частично — в других районах Одесской области.

Большое внимание уделялось контролю качества. Как рассказали ветераны производства, на заводе существовала собственная лаборатория, в каждой смене работали лаборанты. Необходимо было строго следовать рецептуре — контролировалось использование компонентов в каждом изделии чуть ли не до грамма.

Очень жесткими были и санитарные требования: за соблюдением всех норм тщательно следила санстанция, а работники несколько раз в год проходили медосмотр.

По воспоминаниям работников завода, уже в семидесятые годы производство было фактически полностью автоматизированным.

— По тем временам уровень автоматизации был очень приличным, — вспоминает председатель городского фонда поддержки предпринимателей Измаила Валентина Стойкова, которой довелось поработать на завода еще в студенческие годы. — В цехе розлива безалкогольных напитков работала бутыломоечная машина. Тара для напитков укладывалась на движущийся транспортер, и так в бутылки автоматически наливались сиропы, вода, затем они закупоривались и при помощи автоматики на них наклеивались этикетки. Затем бутылки вручную укладывались в ящики. Пряничный цех был оснащен тестомесильной машиной — огромным чаном для замешивания теста, для просеивания муки также использовалось специальное оборудование. Формовали изделия с помощью штамповочной машины. Для выпечки пряников цех был оснащен муфельной печью — жаровню загружали в печь вручную.

В 90-х годах завод продтоваров, как и все предприятия пищевой промышленности, прошел процедуру приватизации, чему, кстати, активно противился коллектив. По условиям приватизации предполагалось сохранение профиля предприятия и рабочих мест, стабильная выплата

зарплаты и прочие блага. Однако условия эти остались лишь на бумаге. Впрочем, как и на большинстве предприятий города. В конце 90-х, чтобы удовлетворить спрос на безалкогольные напитки (особенно в летний сезон) городские власти оказали предприятию активное содействие в поиске инвесторов для закупки новой венгерской линии по производству минеральной воды марки «Сильвер». Производство было налажено, а также установлено оборудование для изготовления пластиковой тары. Правда, успешно поработать эта линия успела всего лишь один сезон. В конце девяностых один из акционеров (физическое лицо) скупил у работников предприятия акции и стал собственником завода. Новое оборудование было им демонтировано и вывезено на территорию сопредельного государства.

Несколько лет спустя на заводе вновь сменился собственник, который закупил для предприятия новое оборудование за счет средств, привлеченных им из других видов деятельности и, частично, — за счет банковского кредита. Так здесь появились две новые производственные линии. Производство сосредоточилось на выпуске воды Торговой марки «Измаильская», сбыт осуществлялся не только в Измаиле и прилегающем районе, но также в Одессе и даже Киеве. Правда, постепенно, производство «сошло на нет». Собственник поясняет это усилением налогового пресса. Постоянно растущие платежи — налог на использование недр, экологический сбор, тариф на электроэнергию, плата за землю — подавляют какую либо инициативу. Большой проблемой являются и рабочие кадры: на заводе — большая текучка, как ни парадоксально (учитывая дефицит рабочих мест в городе). Единственный цех — розлива минеральной воды «Измаильская» — сегодня находится на реконструкции. Собственник планирует закупить новое, энергоемкое оборудование, а также подумывает наладить выпуск нового вида продукции, но, опять же, для этого необходима дорогостоящая лицензия. Сегодня ряд помещений завода сданы в аренду. И это при том, что производственное оборудование находится в рабочем состоянии, и завод мог бы трудоустроить до шестидесяти человек.

К слову, остановилось и производство минеральной воды и на другом предприятии города, успешно стартовавшем в 2000-м году, — на производствено-коммерческой фирме «Регата». В свое время фирма выпускала 18 видов безалкогольных напитков. У предприятия был налажен законченный технологический процесс, в который вошли добыча воды, производство тары, изготовление готовой продукции, её расфасовка и доставка в торговую сеть. Было создано около восьмидесяти рабочих мест. Однако и столь успешное производство не миновали кризисные процессы. У производителя возникли проблемы с возвратом кредитных средств. Сегодня на имущество предприятия наложен арест. Очевидно, малое производство сейчас поставлено в кабальные условия — не работать выгоднее, чем работать… Обещанные государством льготы для производителей в налогообложении и банковском кредитовании остались лишь пустой декларацией. Сегодня такие небольшие производства не могут конкурировать с крупными брэндами, которые сегодня и заполнили рынок безалкогольных напитков. Стоит взглянуть на полки наших супермаркетов: они забиты «Оболонью», «Миргородской», «Моршинской», «Боржоми». А ведь лечебная вода показана далеко не всем. А главное, — доказано: необходимо употреблять воду, добытую в регионе, где человек родился и живет. А в Измаиле все артезианские скважины, предназначенные для производства столовой воды, заморожены…

Автор: Наталья МИХАЙЛОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту