![]() |
|
![]() |
![]() |
Слежка за лидерами оппозиции — самое глупое, что могли придумать у Виктора Януковича. Но кто-то же это придумал. Результат — скандал, который поручено «замазывать» министру МВД Виталию Захарченко. У которого, пишет «Аргумент», тоже недоумков хватает. И придумали затеять уголовное расследование в отношении депутатов Верховной Рады от оппозиции. Якобы они вмешались в работу правоохранительных органов.
Вкратце эта дичайшая история такова. В субботу, 30 марта, находясь в Черновцах на акции «Повстань, Україно!», Арсений Яценюк обнаружил за собой «хвост» так называемого наружного наблюдения. «Хвост» несколько часов таскался за лидером оппозиции, сидящие в двух машинах люди тайно фотографировали и Яценюка, и тех, с кем он встречался.
Конечно же, охрана народного депутата «хвост» заметила, записали номер одной из машин и А. Яценюк позвонил народному депутату Геннадию Москалю, бывшему заместителю министра внутренних дел, чтобы он его «пробил» по базе ГАИ.
Оказалось, что этот номер на учете не стоит. Автомобиль марки «Daewoo Lanos» заблокировали у обочины. На место ЧП вызвали сотрудников милиции, которые приехали не сразу — минут через двадцать после звонка. Все это время неизвестные находились в машине и в разговор с депутатами не вступали, на требование показать документы — не реагировали.
«Мы хотим понять, кто эти люди, пусть представятся, откроют машину, пусть расскажут, почему они ездят за мной, народным депутатом», — обратился А. Яценюк к представителям черновицкого УВД, прибывшим на место происшествия.
В ходе осмотра автомобиля в багажнике были обнаружены три комплекта автомобильных номеров (Москаль «пробил» их и сообщил, что эти номера в госреестре не значатся), а также фототехнику с инвентарным номером (снимки «шпионы» успели стереть), радиоаппаратуру, средства стационарной и переносной связи. Скандал.
«Где ты взял эти номера?» — спросил у водителя Арсений Яценюк. Но ответа не последовало.
Когда осмотр автомобиля был закончен, оперативная группа составила протокол. Один из очевидцев сообщил, что «следившие за Арсением Яценюком уехали в одной машине с нарядом милиции».
Почти сутки решали, как выкрутиться из ситуации, потом все сделали привычно тупо: незаконную слежку не признали, зато было открыто уголовное производство в отношении оппозиционеров, дескать, те вмешались в деятельность сотрудников правоохранительных органов.
По версии милиции, закон нарушили именно народные депутаты: «В городе проводились мероприятия сотрудниками УМВД в Черновицкой области на служебном автотранспорте. Эти мероприятия не были связаны с деятельностью народных депутатов». В МВД утверждают, что их коллег «в служебном автотранспорте» заблокировали неизвестные, а затем обыскали народные депутаты Арсений Яценюк и Геннадий Москаль: «По факту незаконного вмешательства в деятельность правоохранительных органов начато уголовное производство по части 1 статьи 343 Уголовного кодекса Украины». Кстати, какие именно мероприятия проводили «заблокированные» правоохранители, — не уточняется.
«Пальцем их никто не трогал! Они открыли автомобиль по требованию своих коллег!» — в один голос заявляют политические соратники А. Яценюка.
«У этих людей из автомобиля на лбу было написано, что это милиция? — возмущается Г. Москаль. — Может, у них были милицейские номерные знаки? Или на них была форма сотрудников милиции, или они показали удостоверения?».
Многие считают версию милиции неубедительной. Без ответа оставлен главный вопрос: если в служебных автомобилях вели слежку за какими-то неназванными третьими лицами, то почему они ехали именно за машиной Яценюка? Насколько вероятно, что маршруты милиции и лидера фракции «Батькiвщина» в ВР в какой-то точке совпали и далее следовали по одним и тем же улицам Черновцов? И зачем надо было удалять записи из фотоаппарата?
Буквально за неделю до произошедшего один из близких к власти людей, пишет ЛIГАБiзнесІнформ, рассказал о том, что в отношении Яценюка может быть открыто уголовное производство. Такое предложение якобы поступило от неких силовиков на одном из совещаний, на котором власть в очередной раз хотела определиться (но так и не определилась) с направлением дальнейшего движения к 2015 году — году президентских выборов.
С одной стороны, маловероятно, что правоохранительные органы срефлексировали настолько быстро. А с другой — официальным основанием для ведения наружного наблюдения может быть наличие открытого уголовного производства.
«По новому УПК, инициатором наружного наблюдения может быть следователь по согласованию с прокурором. Оно не требует санкции суда (в исключительных случаях следователь по согласованию с прокурором обращается в апелляционный суд после проведения негласного следственного действия. — Прим. «Юга»), — пояснил ЛIГАБiзнесІнформ адвокат, бывший замгенпрокурора, экс-прокурор Донецкой и Львовской областей Алексей Баганец.
На вопрос, означает ли это, что для ведения слежки за Яценюком в отношении него должно быть открыто уголовное производство, Баганец ответил утвердительно. Причем, добавил он, совершенно необязательно ставить самого Яценюка об этом в известность — депутатская неприкосновенность является препятствием для ареста, но никак не для проведения следственных действий: «Для открытия уголовного производства обращаться в Верховную Раду за разрешением не надо. Такая процедура необходима только тогда, когда речь идет о задержании депутата как подозреваемого и об избрании меры пресечения в виде ареста или об объявлении о подозрении».
Баганец считает, что Яценюк должен обратиться к генпрокурору Виктору Пшонке и поинтересоваться, на каком основании за ним велось наружное наблюдение, в рамках какого уголовного производства, какой следователь дал на «наружку» разрешение.
«Это произвол, превышение власти со стороны сотрудников то ли МВД, то ли СБУ — надо еще выяснить, — говорит Геннадий Москаль. — В любом случае должностные лица должны понести ответственность, причем не дисциплинарную, а уголовную».
Он уже обратился к министру внутренних дел Виталию Захарченко и к генпрокурору Виктору Пшонке.
Москаль просит главу МВД сообщить, какому из подразделений УМВД в Черновицкой области принадлежат два автомобиля, которые были задействованы в наружном наблюдении за А. Яценюком.
Кроме того, Г. Москаль просит предоставить информацию о том, находятся ли эти автомобили на балансе автохозяйства УМВД в Черновицкой области. Также народного депутата интересует, какие должности и звания имеют три человека, которых УМВД индентифицирует как своих сотрудников, в рамках какого оперативно-розыскного дела проводилось наружное наблюдение, когда и в отношение кого это дело было открыто, его номер, кто инициатор внешнего наблюдения, а также кто утверждал задание на его проведение:
«По информации, которую мне сообщили сотрудники МВД, никакого задания на проведение 30 марта наружного наблюдения не было, милиция следила за Арсением Яценюком. Фамилии этих «наблюдателей» я уже знаю».
Обращаясь к генпрокурору, Г. Москаль пишет: «Прошу Генпрокуратуру проверить работу подразделений, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, в частности наружным наблюдением, поскольку, по имеющейся у меня информации, это далеко не единственный случай незаконного использования спецподразделений в слежке и проведении других оперативных мероприятий в отношении оппозиционных политиков.
Заранее предупреждаю, что подписание различных документов задним числом будет расцениваться как должностное преступление. Если изложенные в моем обращении законные просьбы останутся без ответа, либо на них придут отписки, оставляю за собой право, предусмотренное законом о статусе народного депутата, обнародовать всю имеющуюся информацию в СМИ».
Напомним. С наружного наблюдения начиналось убийство Георгия Гонгадзе.
Комментируя произошедшее в Черновцах, Виктор Балога, народный депутат (внефракционный), написал на своей странице в «Facebook»: «Не знаю, это чья-то самодеятельность или работа по указанию из киевских кабинетов, но инцидент в Черновцах — это пещерная дикость. И уже неважно, как это будут комментировать силовики. Факт остается фактом — в Украине грубо и вызывающе следят за политиками. И как ни крути, в этом вина именно спецслужб: и в случае, если следят их люди, и в случае, если это разрешается делать кому-то, кто не имеет отношения к правоохранительной системе».
По мнению В. Балоги, в Украине это инцидент будет «замолчен», а в «цивилизованном мире осужден»: «И как после этого представителей украинской власти будут принимать в Европе, я, например, не представляю».
«Стороны озвучили слишком разную информацию о том, что произо-шло. Поэтому дать оценку очень сложно. Тем не менее, исходя из общей картины происходящего в стране, я больше склоняюсь к версии Яценюка и Москаля. В этой ситуации наши силовые структуры должны были бы вести себя безукоризненно, чтобы снять с себя любые подозрения и обвинения. Но этого не происходит, они сами дают основания для того, чтобы их подозревали в превышении служебных полномочий», — сказал эксперт, профессор кафедры политологии НаУКМА Алексей Гарань.
По его словам, оппозицию пытаются контролировать, в том числе используя силовые структуры: через прослушивание, «наружку», вбрасывание в Интернет компрометирующего видео и липовых новостей.
Гарань напомнил, что Арсений Яценюк, Виталий Кличко и даже Олег Тягнибок в перспективе 2015 года представляют для Януковича реальную угрозу — социологические исследования свидетельствуют о том, что во втором туре выборов каждый из них (с разным отрывом) может победить нынешнего президента. И именно страхом Януковича потерять власть могут объясняться все новые и новые провокации.
При таком развитии событий не исключено, что милиция, выслуживаясь перед президентом и его администрацией, попыталась всеми возможными — пусть и сомнительными — способами внести свою лепту в глобальный план противодействия оппозиции.
«Достоверно это известно тем людям, которые все организовали, а это, по словам лидеров оппозиции, не МВД, а СБУ. И здесь надо не уголовное расследование в отношении Яценюка и Москаля проводить, а разобраться, кто исполнитель и чей это политический заказ», — сказал президент аналитического центра «Відкрита політика» Игорь Жданов.
Он напомнил, что экс-глава МВД Юрий Луценко получил тюремный срок только за то, что будто бы неправильно подписал бумаги о продлении наружного наблюдения за водителем экс-замглавы СБУ Владимира Сацюка. Причем на тот момент, когда Луценко подписывал документы, было возбуждено уголовное дело и открыто оперативно-розыскное: «Я спрашиваю у Службы безопасности: а сейчас есть оперативно-розыскное дело в отношении Москаля или Яценюка? Кто понесет ответственность? В любой нормальной цивилизованной стране сегодня уже был бы в отставке глава Службы безопасности».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |