ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Страсти вокруг Горсада, или Парк имени… Джордано Бруно
06.04.2013 / Газета: Одесский вестник / № 14(5262)‎ / Тираж: 5481

Если влюбленные в наш город люди считают Дерибасовскую улицу душой Одессы, то Городской сад, несомненно, является ее сердцем. Не только потому, что сад-парк почти ровесник города. Для многих поколений одесситов он был не только излюбленным местом отдыха, но и средоточением общественной жизни. Не случайно и обстоятельство, что испокон веков вокруг него по разным поводам вспыхивали горячие дискуссии, порою бушевали нешуточные страсти.

Пересказывать историю Городского сада Одессы в деталях резона нет. Ее излагали во многих трудах искушенные краеведы. Интересное и довольно подробное, к тому же трогательное повествование нам оставил в своей «Старой Одессе» летописец Александр Дерибас. К его «поэтическим» строкам обращаться не стану, но все же только позволю себе напомнить, что своим появлением сад обязан брату основателя города Йосифа де Рибаса – Феликсу, майору, занимавшему пост Неаполитанского консула. Выстроив дом, он задумал озеленить оставшийся участок. Были выписаны акации, другие экзотические для юной Одессы растения. Их высадили, за ними надлежаще ухаживали, проявляя достойное упорство. Растительный материал для сада поставляла городская аристократия – граф Феликс Потоцкий прислал несколько деревьев из своего знаменитого Софиевского парка. Вскоре зеленое чудо облюбовала одесская публика. И в 1806 году благодатный уголок был подарен городу, о чем сохранились документы, в том числе письмо Феликса де Рибаса по поводу «дарения», адресованное управителю города Дюку Ришелье.

Городской сад во все времена из множества исторических объектов городского центра являлся предметом самых резонансных и продолжительных дискуссий. Не стало в этом плане исключением и название парка, который, кстати, к столетию города в 1894 году ошибочно постановили назвать садом «адмирала де Рибаса». Ошибку, впрочем, вскоре исправили.

Результатом как бурных обсуждений, так и волюнтаристских решений стало обилие других топонимических обозначений городской достопримечательности – «Публичный сад», «Казенный сад», «Одесский городской сад», «Дерибасовский сад». Одно время в советскую эпоху его называли «садом Лассаля». В это время полет чиновничьей фантазии достигает невероятных высот – в перечне наименований сада-парка обозначилось даже имя… Джордано Бруно, хотя новаторских философских идей в центре Одессы, при всем уважении к героическому итальянцу, как будто не проповедовал никто. В конце концов здравый смысл восторжествовал – сегодня один из самых привлекательных уголков Одессы для нас – просто Городской сад.

В разные времена вокруг Городского сада возникали споры по разным поводам. И относительно сохранности тех или иных деревьев, и относительно размещения поблизости различных заведений, тех же концертных площадок. И о ресторанчиках, и о фонтане, и о беседках, и о скамейках... А, случалось, возникал вопрос и о судьбе всего сада. В этом ряду, например, история, которая относится к 70-м годам позапрошлого века. Некий инженер Гринберг предложил построить на месте Городского сада торговый пассаж, посулив немалые барыши. Здесь, что называется, нашла коса на камень. Одесситы возмутились, а сын дарителя Феликса де Рибаса Михаил принял решение: если власти утверждают предложение инженера, он немедленно предъявляет иск о возврате ему сада, некогда принадлежавшего родителю. Естественно, с намерением вновь подарить его одесситам. В этой ситуации сторонники скорого обогащения вроде бы устыдились и пошли на попятную. А Городской сад, как известно, остается городским и по сей день.

Полагаю, что эта история весьма показательна — для одесситов Горсад с давних времен означал более, чем просто сад, где, согласно афоризму Козьмы Пруткова, «в летнее время под тенью акации приятно мечтать о дислокации». С первых десятилетий своей жизни этот клочок земли в городском центре обрел славу своеобразного хранителя исторической памяти. Если говорить об исторических личностях, посещавших наш город, то, право, проще назвать тех из них, кто в Городском саду не побывал, нежели тех, кто отдыхал в тени на лавочках. Как-то выяснил, что в начале 60-х годов позапрошлого века здесь размещалось Товарищество минеральных вод, имелся даже часто посещаемый горожанами павильон, где можно было испить целебной водички. Управителем товарищества был не кто иной, как некогда осужденный царским судом «по первому разряду» декабрист Александр Вегелин. Его последние дни прошли в Одессе, о чем сохранились документы в областном архиве Одесской области и опубликованные воспоминания хорошо известной личности – декабриста Сергея Трубецкого, побывавшего в нашем городе на склоне лет после сибирской ссылки.

В позапрошлом веке неоднозначную реакцию в социуме вызвало размещение бронзовых львов. Привезенная из Франции скульптурная композиция работы ваятеля А. Кена поначалу, как утверждают краеведы, находилась на одной из дач. Уже в прошлом веке львов во главе с «добытчиком» — отцом львиного семейства — сочли достойными для «охраны» Городского сада. Скульптор, кстати, вряд ли был хорошо знаком с жизнью дальних родственников кошек: в львином прайде охота – удел исключительно львиц. Робкие протесты, однако, вскоре приутихли, огромные сородичи кошек из бронзы на долгие десятилетия обрели свое место.

Несколько иная ситуация со скульптурами-памятниками, сооруженными в наши дни. Подавляющее большинство одесситов приветствовало появление рядом со сквером бронзового «Двенадцатого стула» работы Михаила Ревы. Известность в ближнем и дальнем зарубежье обрели работы скульптора Александра Токарева – памятники великому джазмену и артисту Леониду Утесову и первому одесскому авиатору, спортсмену Сергею Уточкину. Гости города в восторге: где еще можно посидеть на лавочке рядом с великим Утесовым?

…И в наши дни вокруг Горсада случаются споры. Так, в позапрошлом году неизвестные вандалы-недоумки отбили мраморную ножку мальчику в музыкальном комплексе фонтана. Естественно, общественность вопрошает: «Доколе?». Специалисты-ботаники и работники Горзелентреста выясняют в жарких дискуссиях, какое дерево оставлять для обозрения потомкам, а какое – нет. Или вспомним недавние дискуссии относительно реставрационных работ в Городском саду. А страсти вокруг пребывания здесь художников и торговцев сувенирами, которые в конце концов нашли прибежище на Соборке? Не уверен, что это именно те торговцы, которых непременно следовало «изгонять из храма». Слава Богу, в последнее время реформаторский зуд и «преобразовательские» страсти вокруг Городского сада несколько поутихли.

Хотя, если поразмыслить, то в накаленных спорах вокруг городской достопримечательности нет ничего плохого. Они, прежде всего, говорят о том, что одесситы не равнодушны к судьбе и будущему своего любимого детища. Возможно, это и есть главное.

Почему и сегодня Горсад – одна из основных достопримечательностей Одессы? Наверное, потому, что здесь каждый камешек, каждое деревце дышат прошлым, когда среди каменных или растительных каскадов явственно ощутим аромат Ее Величества истории. Сохраним же его еще на долгие годы.

Автор: Валентин ЗАЙКО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту