ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Воскрешение ОНПЗ: на старте
10.04.2013 / Газета: Деловая Одесса / № 13(503) / Тираж: 16000

Группа «ВЕТЭК», которую возглавляет 27-летний бизнесмен Сергей Курченко, подтвердила информацию о покупке Восточно-европейской топливно-энергетической компанией у «Лукойла» 99,6% акций Одесского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)…

Борьба за внешние рынки

Как известно, группа «ВЕТЭК» объединяет энергетические активы предпринимателя Сергея Курченко. Сегодня в нее входят структуры, осуществляющие реализацию сжиженного газа, нефтепродуктов, природного газа, сети АЗС и АГНКС и другие профильные активы в Украине и ряде других стран.

О намерении Курченко объединить наиболее перспективные виды бизнеса в одну компанию пресс-служба группы «Газ Украина» сообщила еще 22 февраля. Реорганизация объяснялась ростом инвестиционной активности и намерением создать международный альянс.

Сам основатель группы компаний «Газ Украина» Сергей Курченко сообщил о существенном изменении структуры бизнеса и переходе на новый этап развития в связи с процессом создания международного альянса и ростом инвестиционной активности, передает пресс-служба компании.

«Бизнес группы прошел этап становления и сейчас его масштабы требуют новых подходов к формированию структуры владения и управления, открывая возможности для международных партнерств, — отметил Курченко. — Уже сегодня значительная часть нашего оборота приходится на внешние рынки. Мы продолжим развивать инвестиционные программы группы, в том числе рассматриваем возможность выхода в область нефтепереработки».

Ожидается, что создаваемый холдинг объединит под новым брендом, заменившим «Газ Украины», наиболее перспективные направления бизнеса. Кроме того, группа ведет переговоры с рядом крупных международных нефтяных холдингов и трейдеров по формированию стратегического альянса и совместной реализации инвестиционной программы. В настоящее время ведется работа по переводу компаний группы на международные стандарты финансовой отчетности, продаже непрофильных активов и формированию более эффективной корпоративной структуры. В этой связи часть неключевых бизнесов группы будет закрыта или реорганизована, пишет РБК-Украина.

Созданная компания будет вести торговую и инвестиционную деятельность на территории Украины, России, Белоруссии, Казахстана, а также стран Центральной Европы. В структуре компании будут созданы современные механизмы информационного взаимодействия с общественной средой, в группу придет команда топ-менеджеров, хорошо известных рынку.

Сумма сделки не оглашается

Что же касается НПЗ, то в результате сделки «ВЕТЭК» приобретет 99,6% акций Одесского нефтеперерабатывающего завода. Ожидается, что сделка будет закрыта до 1 июня 2013 года, после выполнения сторонами ряда предварительных условий.

Если вернуть в прошлое, то можно вспомнить, что Одесский НПЗ был приобретен НК «Лукойл» в 1999 году. Суммарная мощность завода составляет 2,8 млн. тонн нефти в год. Проведенная нефтяной компанией реконструкция позволила наладить на предприятии выпуск бензинов и дизельного топлива, соответствующих европейским стандартам. Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий ранее сообщал, что Одесский НПЗ планируется запустить в марте 2013 года.

В 2005-2008 годах «Лукойл» провел первый этап модернизации предприятия, однако полностью завершить проект развития НПЗ не смог. Из-за этого эффективность переработки нефти стала крайне низкой, что делает одесскую продукцию неконкурентоспособной на украинском рынке.

«Лукойл» остановил работу Одесского НПЗ на плановый ремонт в октябре 2010 года — на несколько месяцев раньше намеченного срока. Компания объясняла свое решение низкой рентабельностью и неблагоприятной конъюнктурой украинского рынка. Завод до сих пор не введен в эксплуатацию после остановки. При этом власти Украины неоднократно заявляли о заинтересованности в работе завода и выражали намерение помочь НК «Лукойл» с запуском Одесского НПЗ.

В ходе поиска решений относительно дальнейшего использования Одесского НПЗ представители «Лукойла» сначала не исключали продажу завода, а позже — создание совместного предприятия с украинскими бизнесменами для давальческой переработки в Одессе.

В конце января 2013 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов сообщил, что компания ведет переговоры с украинским правительством, чтобы снять технические преграды для запуска Одесского НПЗ.

«В конечном итоге «Лукойл» принял решение о продаже Одесского НПЗ в рамках утвержденного плана реструктуризации зарубежных нефтеперерабатывающих активов», — цитируют сообщение пресс-службы НК «Лукойл» «Подробности».

Сложный актив

Стоимость чистых активов предприятия, рассчитанных на начало 2013 года, составила 3 млрд. 132 млн. 30 тыс. грн. Соотношение суммы кредита к стоимости активов на начало отчетного периода составило 401,903%. Размер полученной доли кредита в отношении к общей сумме кредита составил 0,033%, к стоимости активов на начало отчетного года — 0,134%.

Что же касается вопроса источников поставок сырья на НПЗ, то существует несколько версий. Ранее сообщалось, что «Укртранснафта» готова обеспечить нефтью ПАО «Одесский НПЗ» через черноморские порты Украины, в частности – через морской нефтяной терминал «Пивденный» (Одесская обл.).

В самом «ВЕТЭК» ответили так: «В настоящий момент мы не комментируем этот вопрос. Однако понимаем, что актив довольно сложный и готовы брать ответственность за возобновление его работы». Представители компании также отказались комментировать вопрос об объеме инвестиций в модернизацию завода. Вместе с тем, ряд СМИ, ссылаясь на председателя правления «Укртранснафты» Александра Лазорко, сообщил, что ПАО «Укртранснафта» предложило группе компаний «ВЕТЭК» поставку нефти на Одесский нефтеперерабатывающий завод по двум маршрутам — с моря и суши. Предложены два варианта — через морской нефтяной терминал «Южный» для нефти сорта Azeri Light или по нефтепроводу Кременчуг-Одесса для нефти сорта Urals. Но также сообщалось, что для «ВЕТЭК» предпочтительнее поставка нефти сорта Urals морским путем с перевалкой на мощностях ПАО «Эксимнефтепродукт».

Заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев ранее подчеркивал: он считает, что нефть для Одесского НПЗ можно транспортировать либо по Приднепровским магистральным трубопроводам, либо по нефтепроводу Одесса-Броды — в реверсном режиме.

«В отношении первого маршрута может возникнуть конфликт с Кременчугским НПЗ, который контролируется с группой Приват бизнесмена Игоря Коломойского. Что же касается поставок по Одесса-Броды, то по вопросу реверса нужно будет договариваться с россиянами, ведь нефть в этой трубе может быть только российской», — подчеркивал эксперт.

А 5 апреля ИА «Контекст-Причерноморье» сообщило о том, что Публичное акционерное общество «Одесский нефтеперерабатывающий завод» получило очередной транш кредита в размере 200 тыс. долл. США. Кредитором является SLB Invest Limited (зарегистрирован на Кипре). Дата получения транша в сумме 200 тыс. долл. (в эквиваленте — 1 млн. 598 тыс. 600 грн.) — 3 апреля 2013 года. А дата закрытия кредита -16 июля 2013 года. Процентная ставка на заем — плавающая и должна равняться LIBOR плюс 3,5% годовых. На текущую дату составляет 3,7%. Соглашение заключено на 36 месяцев.

«Можем выпускать высокооктановые бензины качества Евро 5»…

Что же касается запуска завода, то здесь тоже нет однозначной информации. Некоторые назвали все происходящее бутафорией. 29 марта 2013 года Одесский нефтеперерабатывающий завод, входящий в структуру «ВЕТЭК», начал пуско-наладочные работы для возобновления производства. По словам исполнительного директора «ВЕТЭК» Александра Каплана, нефть на предприятие будет все-таки поступать по морю через терминал ЗАО «Синтез-Ойл» (вместе с ПАО «Одесснефтепродукт» и ООО «Укрлоудсистем» (перевалка сжиженного газа) входит в Одесский перевалочный комплекс, контролируемый группой «Приват»).

Запустить установку первичной переработки в Одессу прилетели председатель «ВЕТЭК» Сергей Курченко, а также министр энергетики и углепрома Эдуард Ставицкий, пишет ЛIГАБiзнесIнформ. Новый собственник поблагодарил компанию «Лукойл» за то, что завод достался ему в «идеальном состоянии».

«Запуск, безусловно, знаковый. Мы не говорим, что завтра появится бензин и товар. Сложно давать какие-то прогнозы, но это может быть до двух месяцев – выход на весь цикл. Все зависит от готовности

аппарата. Мы заинтересованы в скорейшем начале работы. Можем выпускать высокооктановые бензины качества Евро 5... Что же касается дальнейшей модернизации завода, то планы есть, и они широкие. Однако о конкретных вещах ныне говорить не хотел бы», — рассказал исполнительный директор «ВЕТЭК» Александр Каплан.

В Минэнергоуголь с Одесским НПЗ также связывают начало восстановления всей нефтепереработки в стране. По словам председателя ведомства Эдуарда Ставицкого, до конца этого года Украина планирует выйти на объем нефтепереработки до одного миллиона тонн в месяц. Тогда как за первые два месяца текущего года отечественные НПЗ переработали всего 0,5 миллиона тонн, что почти на 64% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом Ставицкий обещает: правительство будет всячески способствовать стабильной работе одесского нефтеперерабатывающего предприятия.

«Мы сейчас работаем над программой по предоставлению льгот для нефтепереработки. В ближайшее время министерство направит соответствующее предложение на утверждение правительства. Мы должны обеспечить потребность нашего государства, поэтому планируем до конца года по стране выйти на уровень 1 миллион тонн в месяц, как это было в 2003-2004 годах. В ближайшее время вы увидите и постановление правительства, и законодательные инициативы для стабильной работы украинских нефтеперерабатывающих заводов», — сказал министр.

В свою очередь, глава Одесской обладминистрации Эдуард Матвийчук отмечает: восстановление работы нефтеперерабатывающего завода имеет существенное значение для бюджета области.

«Одесский НПЗ – это 25 % промышленного производства области. Мы благодарны компании «Лукойл», что те два года, которые завод не работал, все 480 человек исправно получали зарплаты и сохранили свои рабочие места», — почеркивает губернатор, добавляя, что еще два года простоя могли бы привести завод в негодное состояние.

Автор: Лидия ЛАГОДА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту