ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
КАДРОВОЕ БУДУЩЕЕ МОРСКОЙ УКРАИНЫ
10.04.2013 / Газета: Моряк Украины / № 14(790) / Тираж: 10025

- Украина — в лидерах по количеству офицеров мирового морского рынка труда. Мы на четвертом месте в рейтинге крупнейших морских стран по этому показателю после Филиппин, Китая и Индии. Это значительный результат, несмотря на очень жесткую конкуренцию. Чтобы преуспеть на морском рынке труда, обязательно нужно, привлекать внимание, интерес судовладельцев, менеджментских, крюинговых компаний к нашему региону, его возможностям, реальным преимуществам, перспективам. Поэтому и организовали совместно с выставочным центром «Одесский дом» международный форум с самым широким представительством мировых компаний. Генеральный партнер форума — группа «Транзас», один из мировых лидеров в производстве морских тренажеров.

Что дают такие встречи

Такого рода конференции по трудоустройству моряков проводятся во многих странах мира. Чаще всего организаторами выступают британские компании. Мне кажется, что и наш регион, где расположены такие крупные поставщики моряков на рынок труда, как Украина, Россия, Болгария, Румыния, Турция, не должен быть в стороне. И если наш опыт окажется удачным, то надеемся, что форум станет традиционным.

Следует отметить, что он впервые пройдет одновременно с выставкой, на которой будут представлены международные морские организации и ассоциации, судовладельцы, крюинговые компании, учебные заведения и тренажерные центры, профсоюзы моряков, разработчики тренажерного оборудования и программного обеспечения, медицинские центры для моряков, страховые компании, банки.

В мире число моряков, несмотря на глобальный кризис, постоянно растет. Так, по данным BIMCO и ISF, в конце 2005 года число моряков составляло 1,187 млн человек, из них 466 ООО офицеров и 721 ООО рядовых, на конец 2010-го под всеми флагами работало 1,371 млн человек, из них 624 062 офицеров и 747 306 рядовых. Опережающие темпы роста комсостава на торговых судах мирового флота.

Общая тенденция также -дальнейший рост доли азиатских стран на мировом морском рынке труда. Аналитики полагают, что дефицит высококвалифицированного комсостава сохранится. Спрос и предложение на рынке рядового состава примерно равновелики. Таким образом, потребность в моряках будет возрастать в будущем в связи с ростом объемов мировой торговли и количества судов.

В Украине нет объективной информации о реальном количестве моряков. Этими подсчетами никто специально не занимается. Можно лишь приблизительно сказать, что, по разным оценкам, сегодня на мировом торговом флоте работает 75-80 тысяч украинских моряков, из них порядка 35-40 тысяч офицеры. Если судить по количеству действующих паспортов моряков, которые выданы гражданам Украины, то их порядка 120 тысяч.

Важно отметить, что, несмотря на очевидную экспансию на рынке моряков из азиатских стран, позиции украинских специалистов здесь не ослабевают. За последние 15 лет количество украинских офицеров на мировом флоте увеличилось в 2,5 раза.

Так, по данным «Drewry Shipping Consultants», в 1995 году мировой флот насчитывал 14 тысяч украинских офицеров, в 2005 году уже — 28,9 тысяч, а в 2010 году — 35,4 тысяч офицеров. Количество рядового состава за этот же период выросло с 24 до 40 тысяч человек.

Перспективы рынка морских профессий

Причин высокой конкурентоспособности украинских офицеров несколько. С одной стороны, традиционно большинство судоходных компаний из европейских стран предпочитают иметь на своих судах офицеров из Европы. Это вопрос менталитета, культуры. И здесь у Украины основными конкурентами являются не представители азиатских стран, а Россия, Польша, Румыния, Болгария. С другой стороны, уровень подготовки наших офицеров по сравнению с моряками из других стран достаточно высок.

Что же касается рядового состава, то тут Украина серьезно проигрывает представителям азиатских стран, прежде всего потому, что они предлагают рабочую силу гораздо дешевле и на более длительные сроки. Если наши моряки предпочитают рейсы на 4-6 месяцев, то филиппинцы, индонезийцы и другие согласны работать и по 10-12 месяцев. Кроме того, их рядовой состав отличается большей дисциплинированностью, исполнительностью. А прежнее преимущество украинских моряков — высокий уровень профессиональной подготовки — теряется, поскольку у нас в стране рухнула система подготовки рядового плавсостава.

В отличие от нее система подготовки офицеров не только выстояла, но и окрепла, усовершенствовалась. Причем не благодаря помощи со стороны государства, а, скорее вопреки. До сих пор приходится слышать от чиновников различного уровня упреки: зачем, мол, мы готовим украинских специалистов для «чужого флота».

Да, подавляющее большинство украинских моряков работает на судах под иностранными флагами в основном иностранных судоходных компаний. Но в отличие от массы трудовых мигрантов из Украины, которые сегодня заполонили Европу, практически все моряки живут в Украине, имеют здесь семьи, сюда привозят и здесь тратят свои деньги. Они инвестируют в экономику страны реально большие деньги: по различным оценкам, от одного до полутора миллиардов долларов в год.

В некоторых других странах высоко ценят подобный кадровый морской потенциал, вносящий значительный вклад в экономику страны. Например, в Филиппинах существуют государственные программы по развитию образования, улучшению его, страна инвестирует значительные средства в оборудование, организацию плавательной практики, совершенствование всей инфраструктуры экспорта морской рабочей силы, включая организацию рекламных кампаний своих моряков по всему миру.

Украинское государство финансирует вузы по минимуму. Средства в соответствии с контингентом бюджетников выделяются только на зарплату, стипендию и питание, частично на коммунальные расходы. Все остальные статьи расходов практически не финансируются. Вузы выходят из положения за счет того, что половина стационара и 95 % студентов-заочников — контрактники. Кроме того, учебные заведения оказывают дополнительные платные услуги, например, повышение квалификации и курсовую подготовку моряков. За счет этих средств обеспечивается оплата текущих расходов и финансирование проектов развития.

Как быть с кадетскими программами

Большая проблема сегодня с организацией плавательной практики курсантов, на что сегодня государство практически не выделяет средств. В соответствии с требованиями Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты (ПДНВ) наши курсанты независимо от формы обучения должны получить необходимый плавательный ценз. Курсанты младших курсов проходят практику, как правило, на судах портового флота в различных портах Украины, преимущественно в Одесском и Ильичевском. Используем также учебное парусное судно «Дружба». Большинство же иностранных судоходных компаний, нуждающихся в пополнении экипажей, берут курсантов на практику, но предпочитают видеть практиканта не после 1-го или 2-го курсов, а более старших и опытных.

Чтобы курсанты попали на суда, им нужно, как правило, отправиться за границу, а значит, судоходные компании должны взять на себя расходы по перелету. Плюс страховка, питание на борту, рабочая одежда, зарплата курсантов — это колоссальные расходы, если посмотреть по тому количеству людей, которые проходят плавательную практику. Компании берут эти расходы на себя, ожидая получения квалифицированных офицеров. Ежегодно более тысячи курсантов академии проходят плавательную практику в иностранных судоходных компаниях.

За четыре года мы готовим бакалавра, который имеет необходимый плавательный ценз и может занять первую офицерскую должность на судне. Большинство выпускников-бакалавров продолжает свое обучение для получения полного высшего образования на уровне специалиста или магистра. Они имеют возможность пойти на преддипломную практику уже в офицерской должности. Многим компаниям нравятся такие кадетские программы.

Кадровый ресурс страны

В Украине сегодня 11 учебных заведений готовят для морского флота специалистов с высшим образованием. Есть более 30 учебно-тренажерных центров подготовки моряков. В 2012 году в украинских вузах по плавательным специальностям обучалось 27 770 человек. В том же году в Украине было выдано всего 7453 диплома о высшем образовании, которые дают право на получение звания лица командного состава морских судов, в том числе: младшего специалиста — 1910; бакалавра — 3546; специалиста -1844; магистра — 153.

К сожалению, в последние десятилетия снизилось качество подготовки выпускников средней школы. Это очень серьезная общегосударственная проблема.

Кроме того, снизился уровень оплаты труда преподавателей в нашей стране. Особенно это актуально для морских вузов. Ведь даже первая зарплата нашего выпускника на судне значительно выше, чем у тех, кто его учил на берегу. В этих условиях очень трудно удержать в вузе опытных специалистов. Мы стараемся привлекать к преподаванию наших выпускников — плавающих капитанов, старпомов, стармехов. Сейчас несколько десятков опытных моряков работают у нас по такой схеме по несколько месяцев в году за очень скромную зарплату. Убедительными аргументами для многих является то, что нельзя же всю жизнь провести в море. И иметь вполне престижную работу на берегу не так уж плохо, если думать о возрастной перспективе.

Сегодня в структурах Одесской национальной морской академии, если учесть дневное и заочное обучение, а также обособленные структурные подразделения — Азовский морской институт в Мариуполе, Измаильский факультет. Мореходный колледж технического флота. Мореходное училище имени А. И. Маринеско, обучается и преподает более 1 2 тысяч человек. Непосредственно в академии работает около 500 штатных преподавателей. Но мы привлекаем еще и совместителей.

В Западной Европе нет морских учебных заведений с таким объемом подготовки по плавательным специальностям. Среди крупных морских вузов можно отметить наших коллег из России, в том числе: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге, который возник в результате объединения знаменитой морской академии имени Макарова с Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций; Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского во Владивостоке; Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске. А вот в Китае можно найти и более крупные морские вузы.

Кстати, отмечу одно обстоятельство. Несмотря на то, что в Китае значительное количество морских учебных заведений, китайские судовладельцы берут на свои самые современные суда старший командный состав из Украины — капитанов, старпомов, старших и вторых механиков, электромехаников. При этом судовладельцы доплачивают нашим морякам за то, чтобы они на практике обучали эксплуатировать судно китайский экипаж, стажеров. Это вполне объективное признание высокого уровня подготовки украинских офицеров.

Но есть немало стран, судовладельцы которых еще не открыли для себя кадровые перспективы морской Украины. Например, японские судовладельцы традиционно работают с экипажами из азиатских стран; тем не менее, и они начали увеличивать число украинских моряков.

Быть готовым к переменам флота

В последние десятилетия на мировом торговом флоте происходят масштабные изменения: автоматизация, компьютеризация, растут размеры судов, увеличивается доля специализированного флота. Эти процессы повлияли не только на подготовку морских кадров, но и на всю жизнь судовых экипажей. Численность их сокращена до минимума. Посмотрите, как работают сегодня контейнеровозы: стоянка в порту — всего несколько часов. За неделю иной раз 7-8 портов захода. Супертанкеры чаще всего выгружаются на рейде, на специальных терминалах. Берег рядом, но моряки подолгу не могут попасть в город. Отсюда и физическая и психологическая усталость.

С учетом требований времени мы пересматриваем программы подготовки кадров. Внимательно отслеживаем принятие различных документов Международной морской организацией, требования судоходных компаний и производителей морской техники. Что касается специализированного флота, создаются специальные курсы и программы в системе основного и последипломного образования.

Например, когда в связи с ростом потребностей в перевозках сжиженного газа начали массово строить газовозы, возникла острая проблема с квалифицированными кадрами для них. Морские вузы и тренажерные центры быстро отреагировали на такие потребности рынка. Этому способствовало оснащение современным тренажерным оборудованием, с помощью которого можно моделировать различные аспекты работы разных типов судов. Без них сегодня мы не мыслим организацию учебного процесса.

Приведу еще пример. В последние десятилетия очень перспективным стало такое направление, как работа офшорного флота, обслуживающего платформы в море, с которых ведется добыча нефти или газа. Там более высокие зарплаты и часто уникальная морская техника — кабелеукладчики, трубоукладчики, исследовательские суда. Многие наши моряки начали работать в офшорном флоте. А помогают им попасть на такую работу некоторые тренажерные центры, в частности, наш партнер — Институт последипломного образования «Одесский морской тренажерный центр», который ввел в эксплуатацию специализированные тренажеры для подготовки операторов динамического позиционирования судов производства группы «Транзас», а также установил на теплоходе «Лесозаводск» тренажер по спасению людей с тонущего вертолета, сертифицированный уполномоченной компанией OPITO.

Флот надежды нашей

Появление сколь-нибудь заметного торгового флота под украинским флагом, увы, — не перспектива завтрашнего дня. Хотя наличие значительного числа подготовленного плавсостава — это важнейшая основа для возрождения национального торгового флота. Ведь даже самое современное грузовое судно сегодня можно построить за год. А если нужен капитан, на его подготовку потребуется лет десять, не меньше.

Хочется верить, что в обозримом будущем в Украине будут предприняты эффективные меры, которые сделают выгодными инвестиции украинского бизнеса в судоходство, а также привлекут судовладельцев под украинский флаг. Ведь сегодня 90 % всей мировой торговли осуществляется с помощью морского флота. Это колоссальные средства, и занять на таком рынке свою нишу украинскому бизнесу было бы неплохо.

Кстати, недавно в Киеве под председательством директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Мининфраструктуры Владимира Севрюкова проводился круглый стол, на котором поднимались эти вопросы: как возродить национальный торговый флот, почему украинские судовладельцы используют удобный флаг и так далее.

Дело в том, что удобный флаг — не украинское изобретение. Сегодня порядка 70 % дедвейта мирового торгового флота — суда под удобными флагами, которые дают возможность судовладельцам уйти от ряда налогов и использовать интернациональные экипажи, тем самым сэкономить деньги. И в ближайшее время вряд ли эта тенденция изменится, хотя европейские страны принимают меры для того, чтобы привлечь под национальные флаги флот.

С другой стороны, есть определенные законодательные ограничения, которые мешают привлекать судовладельцев под украинский флаг. Например, наш Кодекс торгового мореплавания устанавливает такую норму для регистрации судов под украинским флагом: судовладельческая компания должна быть на 100 % украинской. А если хотя бы парой процентов компании владеет иностранец, извините. Но таким образом напрочь отшибаются компании со смешанным капиталом, которых сегодня на рынке масса. Есть и другие неоправданные ограничения, которые нужно отменять.

У морской отрасли в Украине сегодня масса серьезнейших проблем с судостроением, судоремонтом, судоходством, водными путями... Одной из немногих сфер, где Украина еще выглядит морской державой, является сфера подготовки кадров и работы выпускников наших морских учебных заведений на мировом рынке труда.

Автор: Подготовил к печати Константин Ильницкий, редактор журнала «Порты Украины»


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту