![]() |
|
![]() |
![]() |
В течение двух дней в Одессе проходил международный инвестиционный форум ODESSA FDI FORUM — крупнейшее и наиболее значительное в плане привлечения инвестиций в экономику региона и всего Юга Украины, событие. Форум стал содержательной дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных проблем привлечения инвестиций и развития инфраструктуры региона…
В Одессу приехали около 300 различных экспертов — представителей стратегических инвесторов и инвестиционных фондов, консалтинговых и аудиторских компаний, дипломатических организаций и экономических миссий в Украине. В их числе были и компании, входящие в т.н. «большую четверку» украинского бизнеса, в ТОП-10 инвестиционных компаний, а также 15 ведущих банков и крупных отраслевых холдингов.
«По оценкам журнала Forbes, Одесская область является с точки зрения инвестиций самой привлекательной в Украине, — сказал на открытии форума губернатор области Эдуард Матвийчук, — поскольку она находится на пересечении транспортных коридоров, с другой стороны – мощный портовый комплекс, мощные сельскохозяйственные территории. То есть все то, куда выгодно вкладывать инвестиции. Мы вам гарантируем, что вложенные вами деньги будут сохранены. Мы заинтересованы в том, чтобы вы зарабатывали, создавали рабочие места, платили высокие заработные платы и несли на себе социальную нагрузку тех работников, которые работают у вас, так что это обоюдная выгода».
«С целью стимулирования иностранных инвестиций в нашей стране за последние годы было принято немало законодательных актов, — отметил первый заместитель председателя Госинвестпроекта Украины Николай Стеблинский. — Это, в частности, Налоговый и Таможенный кодексы, внесены изменения в законы об инвестиционной деятельности, в Закон Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики», созданы условия для подготовки и реализации инвестиционных проектов по принципу «единого окна».
**
ПРОЕКТ «ПОРТИНВЕСТА» В ЮЖНОМ
В рамках пленарной стратегической сессии «Привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты: актуальные проблемы, модели, решения» большой интерес вызвало выступление заместителя генерального директора компании «Портинвест»
Алексея Родионова.
Направлениями деятельности холдинга «Портинвест», в состав которого входят ЧАО «Стивидорная компания «Авлита» (Севастополь), ПАО «Морской индустриальный комплекс» (Севастополь), являются: стратегическое управление транспортными активами; разработка и реализация инвестиционных проектов в портовой сфере; организация и управление комплексом транспортных услуг.
Докладчик подробно остановился на инвестиционном проекте «Морской терминал
«Южный» — одном из ключевых проектов холдинга «Портинвест», предусматривающим строительство глубоководного терминала в Южном. Новый терминал будет предоставлять широкий спектр качественных услуг по перевалке насыпных грузов (железорудного концентрата, окатышей и др.). Бюджет проект, который намереваются реализовать в 2016 году, – 250 миллионов долларов.
Реализация данного проекта в Южном позволит увеличить количество судозаходов, сократить сроки обработки судов типа «кейпсайз». Очевидны преимущества, связанные со стоимостью перевалки, привлечением новых транзитных грузов, минимизацией техногенного влияния на окружающую среду – все эти вопросы учтены в инвестиционном проекте «Морской терминал «Южный».
Взаимодействие власти и бизнеса, — подчеркнул Родионов, — является необходимым условием для успешной реализации ключевых инвестиционных проектов и будущего развития наших регионов. И в этом отношении форум в Одессе является важным и значимым событием.
Алексей Родионов предложил организаторам и участникам провести в 2017 году инвестиционный форум на новом современном морском терминале в Южном.
**
«НАЛОГОВЫЙ КОМФОРТ» ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
Недавно министр доходов и сборов Украины Александр Клименко в одном из интервью заявил: «Главная цель налоговой службы – обслуживать налогоплательщиков, чтобы инвесторам было удобно и комфортно работать в рамках украинского законодательства».
С этой точки зрения интерес для участников форума представляло выступление
Александра Чернобая, председателя Государственной налоговой администрации в Одесской области.
«Для налоговой службы Одесской области, которая сегодня трансформируется в территориальное подразделение министерства доходов и сборов Украины, приоритетным направлением является стимулирование инвестиционного климата в регионе.
Сегодня в области 17 центров обслуживания плательщиков налогов, в которых предоставляется весь комплекс сервисных услуг, — подчеркнул в своем выступлении главный налоговик области. – Для нас плательщик налогов – это клиент, получающий комплекс сервисных услуг с минимальными затратами времени и сил на общение с налоговой службой. Сегодня есть возможность предоставить налоговую отчетность через Интернет, получив бесплатный ключ электронной цифровой подписи. Такой услугой воспользовались уже 9200 субъектов хозяйствования Одесской области, получивших около 15 тысяч ключей. В ближайшее время предоставление регистрационных заявлений и получение свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость также будет осуществляться в электронном виде».
По словам Александра Чернобая, улучшить условия ведения бизнеса в Украине планируется за счет упрощения процедур для основателей собственного дела. В частности, для регистрации качественного плательщика уже не надо обращаться в налоговую – все необходимые сведения территориальному инспектору предоставляют государственные регистраторы. Также с целью удобства планируются масштабные проекты внедрения новых IT-сервисов. Предполагается также создание автоматизированной системы «единое окно» предоставления электронной отчетности, а также обнародование в открытом доступе реестра налогоплательщиков.
«Еще один шаг в направлении уменьшения фискального давления на бизнес – это внедрение системы электронных дистанционных проверок. Количество налоговых проверок продолжает сокращаться — в первом квартале текущего года налоговой службой области проведено всего 35 плановых документальных проверок, что втрое меньше аналогичного периода 2012 года и соответствует общей тенденции в Украине.
Предполагается сокращение и числа внеплановых проверок», — сообщил руководитель облГНС.
**
«Мы будем говорить о деньгах – о том, где их взять и куда вложить»
После завершения первой пленарной сессии форума на вопросы представителей СМИ отвечали зампредседателя Одесской облгосадминистрации Александр Малин, управляющий партнер финансовой компании Capital Times Эрик Найман и генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital (Киев) Игорь Мазепа…
- Каковы задачи органов власти при проведении подобных мероприятий?
Александр Малин:
- Прежде всего, мы стремились создать формат, пригласить содержательных участников и спикеров, задать определенное тематическое направление для обсуждения. И если экспертная среда, образовавшаяся на форуме, окажется удачной компетентной и профессиональной, то значит – форум удался.
Эрик Найман:
- После кофе-брейка мы будем говорить о деньгах – о том, где их взять и куда вложить. Так как мы в Одессе, морской столице Украины, то будем говорить о портах. Вы видите, что сейчас одновременно происходит сокращение прибыльности в базовых секторах экономики – в портовой отрасли и даже сельском хозяйстве. Соответственно, спрос на инфраструктуру, логистику только вырастает. Чем более эффективно будет использоваться логистика, тем больше будет прибыли у украинских компаний.
- Какие инвестиционные проекты обсуждаются в связи со вступлением в силу закона о портах?
Александр Малин:
- У Закона «О морских портах Украины» долгая предыстория. Вечная дискуссия –
насколько эффективным собственником и управленцем может быть государственная структура. И те формы развития портов, частного государственного партнерства, которые развивались в последние годы, сформировали запрос на создание нового специального закона, который был создан. Думаю, что его роль — окончательно прояснить формы взаимоотношения частного инвестора и государственного порта, четко очертить роль государства как организатора перевозок, навигации, лоцманской службы, портового обслуживания. А также дать возможность формировать все вопросы, связанные с грузоперевалкой, частным инвесторам, которые могут рассчитывать на свои и привлеченные инвестиции, просчитывать экономику наращивания объемов перевалки, искать новые рынки сбыта, транспортные коридоры и грузопотоки.
Игорь Мазепа:
- Мы видим, что в Украине строятся порты и терминалы, развивается транспортная инфраструктура – значит, в этом есть необходимость. Еще одно востребованное направление – то, что связано с внутренним потребителем. Пищевая переработка, базовое машиностроение, которое пользуется спросом в Украине. Думаю, что это те отрасли, которые будут вытягивать нашу индустрию.
- Как вы оцениваете программу сотрудничества Украины с МВФ?
Эрик Найман:
- Сотрудничество с МВФ – очень важный для Украины вопрос. С одной стороны, мы успешно погашаем транши, которые предусмотрены на текущий год, и даже если мы не возьмем кредит МВФ, то мы их погасим. Но лучше, конечно, с МВФ договориться, потому что это самые дешевые деньги – 2,5 процента годовых. Шансы на получение кредита в последнее время возросли, поэтому я сейчас более оптимистичен по кредиту МВФ. Возможно, уже в мае мы получим эти деньги.
Игорь Мазепа:
- По поводу кредита МВФ. Мне кажется, что украинские чиновники и правительство на 100 процентов контролируют ситуацию. Если наше правительство действительно сможет договориться, то это будет либерализация курса.
Александр Малин:
- Такие мероприятия, как сегодняшний форум, как раз и призваны содействовать развитию экономики, что должно избавить нас от необходимости брать в долг от МВФ и других международных финансовых организаций.
- Что тормозит рост инвестиций в Украину?
Александр Малин:
- Это очень емкий вопрос, и о том, что нужно изменить, исправить, а что устранить, в двух словах не скажешь. У нас масса проблем, мешающих быстрому и эффективному налаживанию инвестиционного климата. Они не только законотворческие, но и институциональные – это коррупция, отсутствие позитивного, сознательного отношения к работе с иностранным инвестором со стороны в основном (с сожалением вынужден это признать) органов власти.
Эрик Найман:
- Нужны правила игры. Справедливые и равные для всех участников. Как только это будет – Украина быстрой пойдет по капиталистическому (в хорошем смысле слова) пути.
Игорь Мазепа:
- Недоинвестированность в экономику, потенциал для привлечения денег на создание рабочих мест в Украине огромный. При этом я осторожен в отношении перспектив. Скорее всего, этот потенциал не будет реализован в ближайшее время именно по таким причинам, как коррупция, безалаберность чиновников, периоды безвластия (выборы всегда мешают) и т.п. Причин масса и их можно долго перечислять.
**
ДЕНЬГИ НА ИНВЕСТИРОВАНИЕ: РИСКИ И ДРУГИЕ ФАКТОРЫ
В дискуссии на тему «Финансирование инфраструктурных проектов: расширение возможностей инвесторов» приняли участие председатель правления ПАО «Укрсоцбанк», UniCreditBank TM Борис Тимонькин, генеральный директор Concord Capital Игорь Мазепа, директор «Морган Стэнли Украина», экс-министр финансов Украины Игорь Митюков, партнер, руководитель международной практики PwC (международная сеть консалтинговых и аудиторских компаний) в области железнодорожной и транспортной инфраструктуры Джулиан Смит, партнер управляющей инвестиционной компании Horizon Capital Даниил Пасько и директор управляющей компании Russia Partners (Москва) Петр Кочеврин.
- Как же складываются взаимоотношения в треугольнике: государство — инвесторы – объекты инвестирования?
Игорь Митюков:
- Для Украины, учитывая тяжелое состояние ее экономической инфраструктуры, пришло время конкретных действий. Единственный выход у государства – привлечение инвестиций для реализации проектов. На этапе их разработки основной риск несут инвестор, акционер и государство. После постройки объекта на первый план выходит государство, которому необходимо обеспечить эффективное регулирование экономической деятельности, поступление налогов, зарплат, дополнительных доходов в местный бюджет. На этом этапе риски делятся между акционером и кредитором, который надеется на прибыль и то, что получит обратно инвестиции и кредиты, которые были выделены.
В этом процессе все три стороны неразрывно связаны и только понимание этого единства трех элементов может обеспечить хороший инвестиционный имидж как страны, так и каждого конкретного региона. Поэтому необходимость этого тесного трехстороннего сотрудничества очень важна.
- Сколько денег вы готовы инвестировать в украинские проекты и главное, – на каких условиях?
- Ключом для нас как для инвестора и капитал-компании является, скорее всего, сохранение одинаковых условий игры на протяжении всего инвестиционного периода. Потому что самое страшное – это когда входишь в бизнес на одних условиях, созданных государством, а когда выходишь – они другие.
Понятно, что гарантий никто не даст. Инфраструктурные проекты – вещь дорогая. Все понимают, что там нечего делать с 50 миллионами долларов, скорее вопрос, стоит о минимальном объеме в 100 миллионов. В принципе мы готовы эти деньги инвестировать,
Тем более, что у нас есть позитивный опыт инвестирования в украинские проекты. Мы обычно даем деньги как капитал, становимся партнерами существующих проектов. Причем, большое внимание уделяем корпоративной культуре. Для нас очень важно, чтобы на выходе компания была абсолютно прозрачной и понятной для любого серьезного игрока на рынке.
Борис Тимонькин:
- При динамике роста объемов переработки в украинских портах, наличии свободных мощностей мы будем выделять кредиты, если нормальная компания зайдет и будет строить объекты.
Что же касается украинских компаний, то для того, чтобы быть экспортером, надо хотя бы два года поработать на рынке. Сегодня из Украины планомерно вывозятся большие объемы экспортных грузов. Естественно, идет борьба тарифов, взаимный демпинг, поэтому ты уже должен чем-то удивить. Не просто построить объект в хорошем месте, но еще с глубоководным морским каналом, хорошей логистикой, чтоб железная дорога была рядом и т.п.
Петр Кочеврин:
- Наверное, все одинаково смотрят на возможности перевалочных терминалов. Все, что строится в портах нам интересно, потому что там при определенных условиях действительно можно зарабатывать. Важно быть уверенным, что и через три-четыре года поток грузов, который перерабатывается в конкретном порту, не иссякнет, поэтому надо глобально изучать экономику, перспективные прогнозы.
Даниил Пасько:
- Мы комфортно себя чувствуем с долями в акционерном капитале компании меньше, чем 50 процентов. Причем делаем ставку на команду, которая уже создана на предприятии и готова ее дальше развивать. Мы же можем помочь своим капиталом и теми вещами, в которых разбираемся лучше. Например, отношениям с банками, вопросами, связанными с работой портов, подготовкой отчетности, продажей в перспективе компании и т.д.
Также для нас важен вопрос прозрачности. Мы понимаем, что украинский бизнес сегодня не весь прозрачен и не все компании на 100% действуют в рамках законодательства. Мы в принципе готовы с этим мириться, но важно, чтобы наши партнеры понимали, что после того, как мы сделаем инвестицию и отойдем от украинской практики, компания будет платить зарплату, налоги и другие отчисления.
Отмечу, что сегодня очень хорошо продаются объекты портовой инфраструктуры, и если они построены и работают, то их очень легко продать.
- Основным инструментом инвестирования в портовую инфраструктуру, по Закону «О морских портах Украины», который скоро вступит в силу, является концессия? С учетом того, что объект, построенный в результате реализации договора о концессии, не является собственностью инвесторов, какой вы видите залоговый инструмент для финансирования таких проектов?
Игорь Митюков:
- Сегодня все, что в последние годы было создано в украинских портах, является предметом тревоги тех, кто вкладывал свои деньги в эту инфраструктуру. Думаю, что от государственной администрации в ближайшее время должен быть четкий сигнал: каким образом будут фиксироваться права собственности на существующие, построенные частным бизнесом, объекты.
Но в принципе, предусмотренных по закону. 49 лет достаточно, чтобы саморитизировать любой объект. В любом случае, думаю, инструменты будут найдены.
Борис Тимонькин:
- Согласен, по существующим объектам, вопрос этот интересный. Но в будущем будет учитываться залог денежных потоков и корпоративных прав. Это та схема, по которой мы работаем со всеми государственными предприятиями.
**
ИНВЕСТИЦИИ В ЭНЕРГЕТИКУ
Оживленно проходила на форуме и дискуссия на тему «Энергетическая инфраструктура: инвестиции и перспективы развития». По оценкам экспертов, в Украине в секторе возобновляемой энергетики потенциал привлечения ежегодных инвестиций составляет в среднем миллиард долларов...
Александр Малин:
- Сегодня Украина находится в состоянии борьбы за энергетическую национальную независимость, и этот процесс непосредственно связан с энергоносителем, которым испокон веков обеспечена наша тепловая энергетика – это природный газ. Учитывая ситуацию с его поставками, государство делает все возможное, которые могут привести к сокращению его потребления. Вопрос в том – насколько процесс газозамещения имеет
перспективу, и какую часть готовой генерируемой энергии можно перенести на другие, альтернативные газу, источники.
За последние три года в области было внедрено более ста инновационных технологий в этой сфере, однако все это даст возможность замещения не более 10 процентов от общего объема используемого природного газа. Доход от вложенных инвестором средств может составить в среднем около 15 процентов годовых. На наш взгляд, это очень достойное предложение для производства инвестиций.
Кстати, инвестиционные проекты замещаемой энергетики, реализованные в регионе полтора-два года назад, дали положительный результат.
Что необходимо предпринять, для того, чтобы привлечь инвестиции для развития инфраструктуры ЖКХ? Прежде всего, зафиксировать на законодательном уровне правила игры. Сегодня компании, осуществляющие эти услуги, проведя оптимизацию производста, сократив потери и расходы, сталкиваются с тем, что в итоге снижают тариф и он практически равен себестоимости самой услуги. Возможности бюджетов всех уровней никогда не позволят решить всю проблематику нашей социальной инфраструктуры и ЖКХ. Поэтому руководство области вынуждено создавать условия для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунальной деятельности.
Герман Айбиндер, директор ООО «Винд Пауэр» (дочерняя компания ДТЭК –«Донбасской топливно-энергетической компании»):
- Сегодня наша компания-девелопер реализует свой первый пилотный проект – строительство ветропарка на 200 мегаватт, инвестиции в который составляют порядка 350 миллионов евро. Половина пути уже пройдена – в 2012 году мы уже построили первую очередь парка на 90 мегаватт.
Мне бы хотелось акцентировать внимание на социальном аспекте, поскольку это очень важный вопрос для тех инвесторов, которые приходят всерьез и надолго. А ветроэнергетика, как известно, связана с долгосрочными (срок эксплуатации оборудования – как минимум 20 лет) проектами.
Важно отметить, что мы не используем под строительство земли сельскохозяйственного назначения. Наши объекты расставлены таким образом, что можно продолжать аграрную деятельность и выращивать культуры, и в этом – очень большой плюс.
Еще один немаловажный момент, также связанный с социальным аспектом – компенсация потерь землепользователей. Наши социальные программы имеют системный характер. Вместе с местными властями и жителями мы определяем объекты, в который вкладываются деньги. Неделю назад мы подписали декларацию о социальном партнерстве с районными властями Запорожской области, на территории которых мы будем реализовывать наши проекты по строительству ветропарков. В ближайшие три года мы инвестируем в социальные объекты региона порядка 17 миллионов гривен.
Сергей Лейвиков, директор коммунального предприятия «Одесская областная энергосберегающая компания»:
- Затраты региона на обеспечение электроэнергией нам необходимо сформировать в виде некоего финансового инструмента, который должен обеспечить конкуренцию различных профильных компаний.
Экономия на услугах энергообеспечения и является своеобразным рынком. В последние несколько лет в Одесской области были реализованы проекты по замене теплогенерирующего оборудования, привлеченного инвесторами для перехода на фиксированные тарифы и затраты на тепло. Такие же проекты внедряются в регионе в сфере электрообеспечения и водоотведения.
Необходимы грамотные технические решения, работа с долгосрочными инвесторами.
Есть много технических решений, в Украине работают сотни предприятий, которые производят тепловое, электрическое, водоснабжающее оборудование, по своим
техническим параметрам оно не уступает западным аналогам.
Внедрение инноваций на крупных тепловых станциях, водоснабжающих системах – это проекты, которые окупаются не за 3-4 года, а за 10-15 лет. Но отрадно, что те законодательные инструменты, которые сегодня активно обсуждаются и, скорее всего, будут приняты, как раз позволят заключать долгосрочные контракты между инвесторами и органами местного самоуправления.
Участники дискуссии обсудили также проблемы, связанные с использованием в Украине биотоплива и инвестиционными проектами в данном сегменте энергетического рынка.
- Каковы гарантии и механизм кредитования инвестиционных проектов в энергетической инфраструктуре?
Александр Малин:
- Сегодня существует практика предоставления гарантий Кабинета министров под те или иные кредитные обязательства. Сегодня Кабмин завершает формирование портфеля в размере около 50 миллиардов гривен под гарантии правительства. И эти средства будут направлены, в том числе и на проекты по возобновляемой и альтернативной энергетике.
Что же касается возможностей кредитования и выдачи гарантий на региональном уровне, то Одесская область прошла соответствующие процедуры и ей присвоен рейтинг ВВ plus.
Завершила первый день инвестиционного форума в Одессе дискуссия на тему «Индустриальные парки: перспективные площадки и преимущества для участников», в которой приняли участие также генеральный директор компании «Трансинвестсервис» Андрей Ставницер, вице-президент департамента по работе с рынком промышленности компании «Шнейдер Электрик Украина» Денис Кравченко, партнер-генеральный директор компании Drees & Sommer Россия и СНГ Штеффен Зендлер, директор Департамента государственной инвестиционной политики и регионального развития Василий Федюк и региональный директор по индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Russia & SIA Вячеслав Холопов.
* * *
Вице-губернатор Александр МАЛИН дал небольшое эксклюзивное интервью «Деловой»:
- Александр Львович, каковы впечатления?
- Могу сказать, что форум состоялся. В Одессу приехала представительная группа международных экспертов, работающих в самых различных областях. Они проявили интерес к данному событию, получили друг от друга обширную информацию. И цель форума – создать площадку для обсуждения дискуссий, в общем-то, выполнена.
Что же касается церемонии торжественного открытия первой очереди зернового перегрузочного комплекса компании Brooklyn Kiev в Одесском морском порту, то это не простое перерезание ленточки, а успешно реализованный инвестиционный проект в рамках концепции развития украинских портов.
Вторая акция форума – выездная сессия в Южный, в компанию «Трансинвестсервис», где реализуется проект частного индустриального парка. Это серьезное событие, которое имеет широкие перспективы.
- Оправдал ли форум ожидания организовавшей его Одесской облгосадминистрации?
- Думаю, что удался. Мы получили много интересных контактов. Возможно, какие-то из них будут иметь практическое, предметное продолжение. И, наверное, мы сумели стимулировать интерес инвестиционных институтов к нашему региону.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |