ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Ещё раз о тирании
20.04.2013 / Газета: Юг / № 27(16048) / Тираж: 122306

Давным-давно на экзамене мне достался билет с вопросом «греческая тирания». Как на грех, принимавший экзамен профессор был автором книги с таким названием. Длинный ответ он выслушал вежливо, а потом спросил: «А вы, лично вы, как думаете, что такое тирания?». Потом поставил оценку, протянул зачетку и тихо сказал: «Тирания — режим личной власти. Все. Ничего больше. Запомните это, пожалуйста»

ГЛАВНАЯ ОПОРА РЕЖИМА

История полна примеров, когда племенем, государством, империей управляет один человек. При этом жестокого правителя, даже изверга обычно никто не называет тираном, а его правление — режимом. Клеймо прилипает к тирану, когда путем обмана или силового захвата он законную (легитимную) власть присваивает, узурпирует. Приватизирует, как выразились бы сегодня.

Не погружаясь рассуждением в глубь веков, замечу, что такой путь прошли все без исключения лидеры тоталитарных режимов прошлого столетия и большинство руководителей авторитарных государств. В том числе современных. Получив власть во главе группы заговорщиков или демократическим путем во главе политической партии, тираны, как правило, оттесняют бывших соратников и действуют с помощью узкой группы лично преданных лиц. Такую группу теперь часто называют «семьей», хотя она не всегда состоит из родственников

тирана.

Отличительной чертой современной тирании является также способность к мимикрии. Режим личной власти формально никак не закреплен, а тиран является переизбираемым главой правительства или государства. Существуют и действуют парламенты, суды, органы местного самоуправления. Налицо, словом, полная иллюзия демократии. Но это только иллюзия, потому что с помощью нескольких несложных махинаций управление людьми и собственностью на громадной территории оказывается в руках одного человека. И этого человека в рамках обычных демократических процедур практически нельзя переизбрать.

Мало того: чем дольше существует режим личной власти, тем меньше шансов сместить тирана. Механизмы контроля над населением со временем совершенствуются, а управление страной централизуется. Три года правления четвертого президента Украины эту тенденцию хорошо иллюстрируют. Администрация режима с каждым годом ограничивает все больше прав и свобод граждан и расставляет кадры везде — от Конституционного суда до ЖЭКа.

Надо заметить, что система управления, основанная на узурпации и централизации, экономически крайне неэффективна. Государственные ресурсы режим использует, грубо говоря, не на развитие страны, а на обогащение небольшой группы людей, на упрочение и несменяемость их власти. Именно это, в конечном счете, подрывает одну из опор режима и способствует конечному краху тирана.

Здесь надо, наконец, сказать, что в процессе узурпации власти и фактическом разрушении демократических институтов Украины, как и всякой другой страны, главную роль играет не Лидер. Ее играют не кланы, не олигархи, не подчиненные и расставленные тираном «кадры», не партийные бонзы, не суды и не силовики, а тот самый народ, у которого тиран забирает права и свободы.

В независимой Украине люди добровольно голосуют за проходимцев, отдают возможность распоряжаться своей судьбой и судьбой своих детей в обмен на так называемую «стабильность». В погоне за такой стабильностью когда-то добровольно продавали себя в рабство, потом сами себя закрепощали, а при советской власти голосовали за тех, кто расстреливал их отцов и дедов.

Единственным и непременным условием добровольного отказа от прав и свобод у человека в жестокие времена была возможность выжить. Но жестокие времена прошли, речи о выживании нет, а стереотип остался. За сотню-другую человек готов поддержать партию тирана на митинге, а за ремонт дороги или жилья закрепить режим личной власти навечно.

РАДИКАЛЬНЫХ РЕФОРМ НЕ БУДЕТ

При подобной поддержке населения тирания и существовала бы вечно. Но есть препятствие. Экономически провальный режим, обогащая себя и разоряя государство, теряет способность ремонтировать жилье и дороги, кормить тех, кто готов служить тирану верой и правдой. Стыдно признать, но возможность вернуть демократию в Украину напрямую связана с крахом украинской экономики. Не оппозиция отнимет власть у Януковича, не олигархи поднимут против него бунт, не «Свобода» поведет народ на штурм Межигорья. Режим личной власти в Украине рухнет как итог деятельности правительства Николая Яновича Азарова и политики так называемых «реформ».

Как оказалось, на практике большинство реформ у нас состоит в сокращении средств на все, что обеспечивает жизнедеятельность населения. Пенсионная реформа отнимает деньги у миллионов и без того необеспеченных престарелых граждан, реформа образования ведет к закрытию школ и увольнению педагогов, а реформа здравоохранения — к исчезновению больниц и сокращению медицинского персонала. При этом практически не происходит модернизация отраслей промышленности, которые могли бы пополнить бюджет и обеспечить появление новых рабочих мест.

В последние два года режим экономически выживает за счет наращивания государственного и корпоративного долга, и это не решает проблему, а только отодвигает время расплаты. Административными мерами можно удержать курс гривни. Быстро изменить ситуацию с дефицитом госбюджета и превышением импорта в Украину над экспортом не в состоянии никакой Арбузов.

При всем при этом очевидно, что радикальных реформ в экономике и во всех формах государственной жизни не избежать. Только кто может провести их успешно? Твердая и жесткая власть, на первый взгляд, в состоянии это сделать. Но жесткая власть и тирания — две разные вещи. Жесткий правитель и даже диктатор преследует не личные цели, не заботится о переизбрании. Спасая страну, он готов пожертвовать своей репутацией и даже карьерой. Жестким руководителем была, например, покойная Маргарет Тэтчер. За безжалостное закрытие шахт и уничтожение неоправданных государственных субсидий ее и после смерти ненавидит половина Великобритании, но никто не назовет тираном. Потому что, находясь у власти, она не обогащалась сама, а ценой крутых мер обогатила страну.

Тирана же, как правило, народ обожает. При том, что никакие реформы он не проводит и страну разоряет, раздавая близким миллиарды, а холопам — копейки. Пока любовь народа к любимому лидеру не иссякнет, пока сохраняются в его кошельке гроши для милостыни, — никакие реформы и не последуют. Нет в них надобности. Только при полном разорении, в безвыходном положении такой правитель обратится к обожающему населению. Но не для того, чтобы вернуть гражданам утраченные права и свободы, а для того, чтобы изъять у них сбережения. Что мы в последнее время и наблюдаем. Но наблюдаем, к сожалению, не со стороны, а как участники процесса.

Как долго мы собираемся наблюдать, как долго собираемся участвовать в эксперименте закрепощения самих себя — вот в чем вопрос, граждане. Согнуть-то спину легко, распрямить трудно. Навсегда можно стать горбатым.

Автор: Леонид ЗАСЛАВСКИЙ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту