![]() |
|
![]() |
![]() |
26 апреля 1986 года взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС привел к масштабному выбросу в окружающую среду радиоактивной пыли, гибели десятков ликвидаторов аварии и росту уровня различных заболеваний. Эта катастрофа заставила человечество, впервые после ядерных бомбардировок городов Японии, задуматься о мощной губительной силе атомной энергии, вышедшей из-под контроля человека.
О радиационной обстановке в наши дни редакция попросила рассказать кандидата физико-математических наук, доцента кафедры атомных электрических станций Одесского национального политехнического университета Олега Евгеньевича Затеева. Его научная деятельность, а это в прошлом работа на исследовательских реакторах в Ленинградском институте ядерной физики и Киевском институте энергоисследований Академии наук Украины, посвящена атомной энергетике.
– Сотрудники нашей кафедры, – рассказывает О. Затеев, – принимали активное участие в работе спасательных и других команд на Чернобыльской АЭС. Сразу после сообщения о взрыве были сформированы несколько отрядов дозиметристов. Один из них, в составе различных поисковых команд, работал непосредственно на станции, в том числе и у разрушенного реактора. Другие группы, состоящие из студентов старших курсов, были отправлены в районы Одесской области, где измеряли уровень радиационного загрязнения сельхозпродукции, чтобы не допустить попадания зараженных продуктов в торговую сеть.
– В первые несколько недель после аварии, – продолжает Олег Евгеньевич, – уровень радиоактивного загрязнения территории определялся короткоживущими изотопами йода с периодом полураспада 8,8 суток. Сейчас уровень определяется наличием изотопов цезия и стронция, с периодом полураспада 300 и 30 лет соответственно. С уверенностью можно сказать, что благодаря природному распаду элементов со значительной потерей активности и действию атмосферных осадков, вымывающих загрязнители в почву, уровень радиационного загрязнения снижается естественным образом. Поэтому самой опасной составляющей – радиоактивной пыли, которую мог бы вдохнуть человек или домашний скот, практически не осталось.
Ученые продолжают проводить различные эксперименты, связанные с последствиями аварии. Уникальность исследований состоит в том, что до аварии в научных целях были взяты пробы почвы (около 1 тонны) вокруг Чернобыльской станции. В течение 27 лет после катастрофы специалисты проводили последовательные наблюдения и делали выводы, сравнивая «доаварийную» почву с зараженными пробами. Последние пробы земли были взяты несколько лет назад, и сейчас можно сказать, что значительная часть 30-километровой Чернобыльской зоны безопасна для выращивания некормовых сельхозкультур, например, рапса.
Общеизвестно, что над разрушенным 4-м блоком был сооружен саркофаг, предотвращающий вынос из реакторного отдела радиоактивного материала. Время идет, и саркофаг уже разрушается. Строительство нового объекта поверх старого вызывает много вопросов, в том числе и экономических. Отношение западных компаний, в частности французских, к строительству объекта «Укриття» и централизованного хранилища ядерных отходов довольно странное. Во время транспортировки к месту работ, из-за халатности западных специалистов, были допущены поломки дорогостоящего оборудования, купленного украинской стороной. Ущерб возмещен не был. Кроме того, стоит пересмотреть смету. По предварительным оценкам, имеет место завышение французской стороной реальной стоимости работ. Интересный проект был предложен днепропетровским «Южмашем». Он включал в себя строительство нового саркофага при одновременной переработке радиоактивных отходов и испеченной массы из железа и радиоактивного материала, оставшейся на месте взрыва. Но почему то этот проект не заинтересовал украинскую сторону, хотя его стоимость в четыре раза ниже.
Прошло более четверти века после Чернобыльской катастрофы, и сегодня, в свете периодически появляющихся новостей из Японии, продолжаются обсуждения: какая авария страшнее – Чернобыльская или Фукусимская. Можно сказать, что общий уровень радиоактивности территории, в первые недели после чернобыльского взрыва, оценивался примерно в 140 млн кюри. Для сравнения: те же показатели после аварии на станции Фукусима-1 были в 10 раз ниже. Нельзя забывать о героизме и самоотверженности ликвидаторов Чернобыльской аварии. Люди сделали все, что смогли, и в итоге вся смена из 32 операторов и 10 пожарных погибла. Японские же ученые доказали, сидя за пультом управления и наблюдая за развитием катастрофы, что они не способны принимать конструктивные решения. Согласно инструкции, они ждали особого распоряжения. Единственным сходством украинской и японской трагедий было замешательство ответственных структур в подаче населению точной информации.
Проблема всей атомной энергетики – это утилизация радиоактивных отходов (спецодежда, инструменты и т.п.) и отработанного высокоактивного ядерного топлива. Наша страна пока находится в стадии накопления отходов, т.к. специального завода по переработке «ядерного мусора» в Украине нет. Самым доступным способом сберечь здоровье населения остается предотвращение эрозии почвы в районе Чернобыля. Несмотря на то что радиоактивные элементы со временем опускаются в нижние слои, рытье карьеров, например, может снова вынести на поверхность загрязнители и пылью развеять по огромной территории.
Каждый год в мире накапливаются сотни тысяч тонн отработанного радиоактивного материала, и параллельно нарастают антиатомные настроения. Но, к сожалению, без атомной энергетики мир обойтись пока не в состоянии.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |