![]() |
|
![]() |
![]() |
Если вообще существует «семья братских славянских народов», то ближайшими родственниками украинцев (в историческом, а не этническом контексте), кроме русских и белорусов, являются, конечно, поляки.
КОМУ НУЖНА «ПРАВДА ИСТОРИИ»
За века существования в одних и тех же государствах — от Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Австро-Венгерской империи до Республики Польши и Польской Народной Республики — братские славянские народы дарили друг другу известных церковных иерархов, замечательных ученых, талантливых писателей, художников и поэтов. И накопили большой перечень взаимных болей, бед и обид.
Хотя больше всего крови братья пролили в конце средневековья, пик обид приходится на время недавнее. Раны двадцатого века никак не затянутся — живы дети и внуки убитых, замученных в концлагерях, депортированных по приказу и выселенных без всякого приказа. Виновные в этих преступлениях, в общем, известны. Большинство из них отошло в мир иной. Чтобы жить дальше, достаточно преступников назвать и забыть.
Но политическая конъюнктура требует постоянно сводить счеты, клеймить старых и без конца находить новых злодеев. Ничто не отвлекает внимания от безобразий современности лучше, чем ужасы прошлого. Эксплуатируя одну и ту же тему, этим активно пользуются как в Польше, так и в Украине. Эта общая тема — история Организации украинских националистов, Украинской повстанческой армии, дивизии СС «Галичина» и формирований полиции на оккупированных немцами территориях.
Если разобраться, это не одна, а четыре разные истории. И даже пять, учитывая раскол ОУН на ОУН Бандеры и ОУН Мельника. Но у политических спекулянтов нет времени копаться в деталях. Удобнее свалить всех, кто несколько десятилетий сражался за независимую Украину, в одну кучу, объединить с военными преступниками и коллаборационистами и навеки заклеймить как «фашистов». Так поступала советская пропаганда, так поступает и пропаганда нынешней криминальной власти.
Причиной очередного всплеска «борьбы с фашизмом» в Украине стал острый и неразрешимый, в рамках выстроенной президентом Януковичем системы, политический и экономиче-ский кризис. Неспособность донецкой орды решать повседневные проблемы страны теперь очевидна. И требуется немедленно назначить виновного. При этом зарубежные пугала типа НАТО или МВФ свою функцию уже не выполняют. А внутренние враги — «оранжевые» и «папередники» — основательно забыты и былой ненависти не вызывают даже на Юго-Востоке.
Остается «фашизм», чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Универсальный образ зла, размытый и неопределенный. К реальному фашизму, чья родина Италия Муссолини, этот образ никакого отношения не имеет. Мало общего у него и с гитлеровским нацизмом по той причине, что о настоящем устройстве Третьего Рейха избегают вспоминать. Слишком много общего со сталинским СССР.
При этом борцы за историческую правду охотно называют фашистами украинских националистов. Тех, кто во время Второй мировой войны оказался между молотом германского национал-социализма и наковальней социализма сталинского. И сопротивлялся тем и другим всеми доступными способами. Включая вооруженную борьбу, которая сопровождалась многочисленными жертвами среди мирного населения.
В июле нынешнего года в Украине и Польше отмечают семидесятилетие одного из эпизодов этой жестокой борьбы, так называемую «волынскую резню», когда от рук партизанских формирований (УПА, Армии Крайовой и целого ряда других) на оккупированных немцами землях, по приблизительным подсчетам, погибли более ста тысяч поляков и украинцев. В том числе стариков, женщин и детей.
ПРОЩАЕМ И ПРОСИМ ПРОЩЕНИЯ
При очевидном и подтвержденном документами факте, что «волынскую резню» спровоцировала, одобряла и поддерживала гитлеровская администрация (заинтересованная и в отвлечении партизан от борьбы с оккупантами, и в сокращении славянского населения), долгое время все помнили только о вине исполнителей. Поляки — о зверствах УПА и украинских полицейских, украинцы — о вине польской полиции и польских сил сопротивления.
На бытовом, а затем и на государственном уровне эта память, как язва, разъедала сознание поляков и украинцев. И следовало положить этому край. Именно так в 2003 году поступили президенты Квасьневский и Кучма, когда, следуя формуле папы Иоанна-Павла Второго, от имени своих народов попросили друг у друга прощения и простили друг другу прегрешения прошлого.
Казалось бы, тема исчерпана, но прошло десять лет — и нашлись охотники разбередить раны. В Украине — уже упомянутые «борцы с фашизмом» из партии власти, в Польше — малочисленные партии, потерпевшие поражение в борьбе за места в Сейме. Одна из таких партий, PSL (Польская крестьянская партия), 11 апреля внесла в парламент проект резолюции, признающей ОУН, УПА, дивизию СС «Галичина» и формирования украинских полицейских на немецкой службе преступными организациями, совершившими геноцид польского населения восточных областей в период с 1939-го по 1947 годы.
Заметьте, этот период охватывает не только время немецкой оккупации, но и период власти советской. Которая до начала Второй мировой войны и после ее окончания также несет (вместе с правительством ПНР) ответственность за зверства, происходившие на подконтрольной территории. Включая насильственное переселение поляков и украинцев после войны. Жертвы этих переселений насчитывают (точных данных нет) десятки тысяч человек. Однако ни советский НКВД, ни польские чекисты в списке преступных организаций, ответственных за геноцид, не значатся.
Впрочем, разбираться со списком виновных — зря время терять. Резолюция, которую PSL внесла в Сейм второй раз за два года, скорее всего, принята не будет. В Польше текст ее носит откровенно пропагандистский характер и используется в политической борьбе. В такой же борьбе этот текст используют и в Украине. Но у нас им оперируют не маргиналы, а представители партии власти, парламентарии типа Вадима Колесниченко и чиновники высшего эшелона типа главы Харьковской государственной администрации Михаила Добкина.
При этом их задача — прицепить к «фашизму» не стариков, отсидевших в советских лагерях за мнимые и настоящие преступления, а молодых украинских националистов, руководство и активистов Всеукраинского объединения «Свобода». В идеологии этой партии действительно есть много общего со взглядами строителей тоталитарных режимов. Но нынешняя украинская власть воюет не с идеологией.
Мишенью регионалов является даже не столько «Свобода», сколько политическая оппозиция в целом. Обвинить в «фашизме» «Батькивщину» или «УДАР» у этих людей не хватает фантазии, но выбить из триединой оппозиции слабое звено — задача посильная. Сторонники Тягнибока, при всей их боевитости, в среде системных оппозиционеров чувствуют себя чужаками, а клеймо «фашистов» это отчуждение может углубить и расширить. На это и весь расчет.
Хочется, чтобы этот расчет не оправдался. Чтобы не была решена основная задача власти, а единый фронт сопротивления криминальному режиму сохранился. Сохранился ради того, чтобы тени прошлого не проникли в будущее Украины.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |