![]() |
|
![]() |
![]() |
Учитывая относительную географическую близость, существенные доказанные запасы природного газа и высокие темпы развития газодобывающей отрасли (по прогнозам, до 2025 года добыча увеличится до 50 млрд куб. м в год), некоторые украинские эксперты относят Азербайджан к наиболее перспективным источникам поставок в Украину. Однако, на наш взгляд, соответствующие перспективы представляются на сегодня и по крайней мере на последующие 5-7 лет достаточно проблематичными. Именно поэтому Украина ведет переговоры с Катаром и другими странами о поставках сжиженного природного газа (СПГ) для LNG-терминала, строящегося в акватории порта Южный вблизи Одессы.
Переговоры между Киевом и Баку о поставках азербайджанских энергоносителей в Украину ведутся в течение последних 20 лет, однако, к сожалению, пока без весомых результатов. Так, 28 января в 2011 г. на международном экономическом форуме в Давосе был подписан меморандум о сотрудничестве в отношении поставок в Украину СПГ из Азербайджана в 2014 г. в объеме 2 млрд куб. м, а с 2015 г. – 5 млрд куб. м. При этом было заявлено, что Украина готова гарантировать долгосрочный контракт сроком на 10-15 лет на закупку газа. Подписывая с Украиной меморандум, который ни к чему не обязывает, Азербайджан еще в 2009-м в составе консорциума AGRI (The Azerbaijan – Georgia – Romania Interconnector) выступил инвестором строительства LNG-терминала в Констанце (Румыния) и видит для себя приоритетной реализацию именно этого проекта.
По своей конфигурации AGRI напоминает другой проект газопровода – «Белый поток» (GUEU – Georgia – Ukraine – European Union), который активно разрабатывался в 2008-2009 гг. В соответствии с этим проектом предусматривалась прокладка газопровода из Азербайджана через территорию Грузии в район г. Супсы на грузинском побережье Черного моря и дальше по дну моря до Украины или Румынии. В итоге приоритетным стал румынский вариант, и проект GUEU был трансформирован в проект AGRI, с тем отличием, что вместо трубопровода будут использоваться метановозы. К преимуществам румынского варианта разработчики проекта и потенциальные экспортеры газа относят политическую стабильность Румынии, ее членство в ЕС и НАТО. Можно прямо сказать, что и здесь Румыния обошла Украину. И теперь Бухарест выражает готовность в перспективе продавать Украине избыток газа.
На международном экономическом форуме в Давосе в январе 2012 года Украина подготовила для подписания два соглашения: одно о поставках 5 млрд куб. м азербайджанского газа для украинского LNG-терминала и второе – о создании СП для реализации проекта этого LNG-терминала. Однако азербайджанская сторона воздержалась от подписания этих соглашений, мотивируя это неготовностью необходимой инфраструктуры как в Украине, так и на побережье Кавказа. Как известно, LNG-терминал в Южном начнет функционировать не раньше чем через 3-4 года. С другой стороны, строительство LNG-терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви еще до сих пор не начато. Кроме этого, газ, который Азербайджан обещал поставлять в Украину, начнет добываться лишь в 2017 году после запуска месторождения Шах-Дениз-2. Следовательно, до начала срока поставок газа – с учетом строительства LNG-терминалов в Украине и Грузии – пройдет еще несколько лет. К тому же нельзя исключать и то, что через 5-7 лет Украина сможет добывать достаточно газа на своем шельфе в Черном море и на сланцевых месторождениях, а также получать его в сжиженном состоянии из других стран, и вопрос о получении азербайджанского газа потеряет свою актуальность.
Следовательно, по нашему мнению, слишком рассчитывать на азербайджанский газ нет достаточных оснований. Во-первых, подписанные в Давосе меморандумы – это всего лишь рамочные документы, которые не являются обязующими для сторон. Во-вторых, за последние 18 лет Азербайджан заключил свыше 30 соглашений с разными странами и крупнейшими нефтегазовыми корпорациями мира о поставках своих энергоресурсов. В-третьих, на сегодня Азербайджан, как источник поставок газа, включается в целый ряд перспективных проектов: «Nabucco» (в последней модификации – «Nabucco-West»), Трансадриатический газопровод, Трансарабский газопровод, Трансанатолийский трубопровод и вышеупомянутый проект AGRI. Если собрать все эти проекты вместе, выходит, что спрос на азербайджанский газ со стороны внешних покупателей в 2020 г. будет достигать 45-60 млрд куб. м, при этом, как упоминалось выше, Азербайджан планирует выйти на 50 млрд куб. м добычи газа только в 2025 г.
Кроме этих проектов, за последние два года Баку успел пообещать свой газ, кроме Украины, также Литве, Польше, Греции, Сирии и Иордании. Вдобавок к тому в 2010 году Азербайджан подписал соглашения о поставках газа в Россию и Иран. В 2012 году российский газовый монополист ОАО «Газпром» увеличил закупки азербайджанского газа вдвое – с 1,5 до 3 млрд куб. м. в год и в дальнейшем планирует увеличение до 7-15 млрд куб. м. При этом следует иметь в виду и то, что по данным «CIA-World-Factbook» доказанные запасы природного газа в Азербайджане по состоянию на 1 января 2012 года были даже меньше, чем в Украине (соответственно 849,5 млрд куб. м и 1,104 трлн куб. м). В 2010 г. Азербайджан добывал меньше природного газа в сравнении с Украиной (соответственно 16,68 млрд куб. м и 19,36 млрд куб. м). Следует также отметить, что у Казахстана и Узбекистана, по сравнению с Азербайджаном, доказанные запасы природного газа больше, и эти страны добывают и экспортируют его в значительно больших объемах, не говоря уже о Туркменистане, который занимает четвертое место в мире по запасам природного газа (24,3 трлн куб. м) и добывает около 60 млрд куб. м, то есть почти в четыре раза больше, чем Азербайджан.
Украина также рассчитывает и на получение туркменского газа, однако необходимое для этого строительство Транскаспийского трубопровода между Туркменистаном и Азербайджаном по дну Каспийского моря еще не началось, и на данный момент точно не известно, начнется ли оно вообще. Не теряя времени, Туркменистан ведет поиск альтернативных рынков для экспорта своего газа. Так, в декабре 2009 года эта страна ввела в действие два новых газопровода: один в Китай, другой в Иран.
Визит министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуарда Ставицкого в Азербайджан в середине марта с.г. оказался не слишком результативным, скорее даже ритуальным. Э. Ставицкий пригласил азербайджанскую сторону к участию в проекте по LNG-терминалу в Южном и предложил участие Украины в газотранспортных проектах TANAP (Трансанатолийский трубопровод) и AGRI в формате поставок труб, однако конкретной договоренности достичь пока не удалось. На данный момент изучаются три варианта поставок азербайджанского газа из Турции в Европу, один из которых – мощностью 10 млрд куб. м – предусматривает прокладку газопровода TANAP в Болгарию, Румынию и Венгрию. В случае реализации этого варианта Украина может гипотетически рассчитывать всего на 1-2 млрд куб. м газа. Приблизительно такие же объемы газа Украина может рассчитывать получать по проекту AGRI. Но все это имеет шансы на реализацию в случае, если Азербайджан и Турция согласятся на использование украинских труб для строительства газопровода ТАNАР.
По словам посла Украины в Азербайджане Александра Мищенко, в конце мая с.г. Киев и Баку лишь «собираются определить направления сотрудничества в энергетической сфере». А. Мищенко называет «одним из достижений» в развитии экономических связей создание соответствующей рабочей группы. По нашему мнению, за 20 лет украинско-азербайджанского сотрудничества в энергетической отрасли достижения могли бы уже быть более весомыми.
В конце марта с.г. Премьер-министр Украины Н. Азаров выразил надежду, что Россия могла бы позволить Украине прокачивать туркменский и азербайджанский газ через свою ГТС, мотивируя это тем, что подписанное Украиной соглашение о свободной торговле в рамках СНГ предусматривает принцип свободного доступа к трубопроводному транспорту участников этого соглашения. По мнению
Н. Азарова, такой вариант поставок туркменского и азербайджанского газа в Украину был бы значительно дешевле по сравнению с маршрутом через Черное море. Однако, по нашему мнению, весьма сомнительно, чтобы Россия согласилась на использование своей ГТС для поставок каспийского газа в Украину, учитывая то обстоятельство, что в конце января с.г. Москва выставила Киеву штрафной счет на сумму 7 млрд долл. за нарушение обязательств украинской стороны по закупкам российского газа в обусловленных соглашением объемах. И вообще, поскольку Москва заинтересована в том, чтобы Украина закупала как можно больше российского газа, безосновательно ожидать, что она будет содействовать Украине в диверсификации источников его получения.
Учитывая высокий уровень конкуренции между газопроводными проектами в Черноморско-Каспийском бассейне, не стоит надеяться на низкую цену каспийского газа для Украины. Однако поступление его в Украину по рыночным ценам призвано ослабить энергетическую зависимость от России, что будет способствовать повышению уровня энергетической безопасности нашей страны. С другой стороны, в условиях, когда ситуация в отношении перспектив поставок каспийского газа в Украину весьма неопределенная, очевидно, следует больше внимания уделять освоению собственных месторождений газа как на суше, так и на морском шельфе. Как говорится, на каспийский газ надейся, а сам не плошай.
Попытки Украины получать азербайджанскую нефть имеют еще более давнюю и сложную историю, но об этом мы проинформируем наших уважаемых читателей в следующей публикации.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |