ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
КАКОЕ БУДУЩЕЕ У МОРЯКА УКРАИНЫ?
01.05.2013 / Газета: Моряк Украины / № 17(793) / Тираж: 10025

Одесская национальная морская академия (ОНМА) дерзнула. Выставка «Образование, подготовка и трудоустройство моряков» (24-25 апреля) оказалась многообещающей. Одни в вей увидели ярмарку тщеславия кадровых агентств, другие — прообраз будущей биржи труда подфлажников. Как бы то ни было, на выставку пришел моряк, и это главное. О сегодняшней ситуации на рынке трудоустройства моряков можно было узнать и у стендов крюингов, и на конференции экспертов рынка Морских профессий.

- Есть вакансии для третьего помощника? — спрашивает Олег Дуднев. За плечами три рейса. Его компания приостановила работу по трудоустройству из-за кризисных явлений. Пришел на выставку искать работу, как и десятки молодых людей, желающих отправиться в рейс. В морском образовательном форуме приняло участие 60 компаний из 14 стран мира. Свои стенды на выставке представили крюинги, морские вузы, учебные центры, всеукраинские и международные профсоюзы.

Украинских моряков берут решать сложные задачи

- Сегодня Украина входит в пятерку мировых лидеров по числу офицеров на морском рынке труда,- сказал ректор ОНМА Михаил Миюсов. — Такая выставка-конференция дает возможность местным морякам продемонстрировать свой профессионализм и высокий уровень подготовки. Мы собрали здесь всех специалистов, которые непосредственно связаны с подготовкой, трудоустройством и работой моряков.

У стенда «Марлоу Навигейшн Украина» небольшая очередь. Стармех Василий Глобин узнает об условиях работы. В последнем рейсе получал 5 тысяч у. е. оклада. Здесь ему предлагают зарплату чуть выше.

- Сегодня на рынке морского труда больше всего востребован высший комсостав, — говорит нам рекрутмент-инспектор Татьяна Герцен. — Капитаны, старшие механики, сингл-инженеры, вторые механики. Эти специальности требуют большой физической работы, ответственности и теоретической подготовки. Наше морское образование очень ценят в мире. Судовладельцы предпочитают брать украинских специалистов, которые в трудной ситуации всегда найдут выход. Особенно это касается приемов новостроев, перефлагирования судов, перепродажи, сложных грузовых операций — всего того, что требует компетенции.

С вопросами трудоустройства обращаются курсанты. Сегодня востребованы молодые специалисты судоводители и судомеханики. А вот для электромеханика пока кадетских программ нет.

- Для электромехаников приостановлена кадетская программа, потому что есть тенденция сокращения этих специалистов на судах. Зачастую судовладелец предпочитает, чтобы один профессионал работал одновременно на нескольких судах, заменяя четырех электромехаников. Кризисные явления заставляют экономить и обходиться минимальными потерями в плане зарплат, — объясняет Татьяна.

Зарплаты морских офицеров пока не будут повышаться ?

О ситуации на рынке морского трудоустройства в Одессе говорит суперинтендант группы компаний «Стаф» Александр Марченко:

- Сегодня практически по всем крюинговым компаниям наблюдается спад. По сравнению с 2008 годом, когда был пик, фрахтовые ставки судов упали раз в 10. Крупные компании выигрывают за счет того, что у них много судов. Мелкие -разоряются. Многие крюинговые компании теряют пароходы. Сейчас гораздо выгоднее суда дедвейтом 50 тысяч тонн и меньше. Балкеры на 70 тысяч еще прибыльны. А кейпсайзы на 170 тысяч тонн и выше работают практически в ноль. Кто-то из судовладельцев отказывается от украинских моряков, переходит на филиппинцев, потому что для них зарплаты меньше, контракты длительнее. Некоторые — вообще пароходы продают. Но, тем не менее, сегодня для нас есть положительные моменты. Наши офицеры по-прежнему востребованы за счет высокой планки украинского морского образования. Зарплаты стабильно держатся на одном уровне в течение трех лет. В ближайшее время кризис будет ослабевать. Фрахтовые ставки на суда поднимутся, — делает прогноз специалист.

В то же время крюинговая система Украины, строившаяся два десятка лет, может претерпеть ряд изменений. На рынке труда останутся только те компании, которые соответствуют международным требованиям ПДНВ.

Рядовой состав должен побороться за свое тесто на морском рынке труда

Что касается рядового состава, по словам эксперта морского крюингового агентства «Эпсилон» Татьяны Чуенко, со времени начала кризиса в три раза упала востребованность на рынке труда в рядовом составе.

- Наши моряки, к сожалению, зачастую покупают сертификаты, не занимаясь своим образованием, особенно изучением языка. Сегодня подходили люди, спрашивали, можно ли уйти в рейс без английского, — комментирует Татьяна. — Когда есть конкуренция, обязательно нужен язык. И вакансии матросов и мотористов на судах занимают филиппинцы и китайцы. На сегодня мы трудоустраиваем примерно такое же количество моряков, как и год и два назад. Но изменился состав, мы стали брать больше офицеров.

Активничает на рынке компания «Ви Шипе», где только за прошлый год трудоустроено более 7 тысяч моряков. Из них половина комсостава, другая — рядовые.

— Если вы хороший специалист со знанием языка — всегда найдете работу, -уверен заместитель директора компании «Ви Шипе» капитан Олег Компанеец. Мы формируем свои собственные экипажи. В прошлом году приняли восемь новых по 14,1 тыс. TEU контейнеровозов, построенных в Китае.

Директор компании «Ви Шипе» Игорь Сафин отметил, что дефицит морских офицеров на мировом торговом флоте сейчас составляет порядка 30 тыс. А к 2016 году, по прогнозам, достигнет 40 тысяч. Китай и Южная Корея увеличивают объемы импорта сырья и экспорта готовой продукции, соответственно -объемы грузоперевозок, для чего строится новый флот. Если морские учебные заведения Украины вдвое увеличат число курсантов, выпускники без проблем найдут работу и дорастут до капитанов, старших механиков, суперинтендантов, — считает специалист.

В свою очередь, ректор ОНМА Михаил Миюсов в своем докладе уверил, что количество украинских моряков к 2020 году составит 200 тысяч. Сегодня — около 75 тысяч. Михаил Валентинович привел выкладки по количеству курсантов, которые обучаются в морских колледжах, морских вузах Украины и составят мощную конкуренцию морякам других стран.

Иностранные судовладельцы предпочитают украинских поваров

Свою лепту в создание морского контингента страны вносит Центр подготовки моряков «Авант», отметивший в этом году юбилей — 10 лет. На выставке все желающие могли опробовать крановый тренажер. Пройдя курс управления кранами, матрос уже может повысить свой уровень квалификации и, соответственно, зарплату. Здесь же любой выпускник школы может получить специальность матроса, моториста, стюарда, бортпроводника, пройдя шести месячное обучение.

А вот поваров и официантов готовят базовые учебные заведения. Кстати, европейские судовладельцы предпочтительнее берут наших поваров, чем филиппинских и китайцев.

- На судах стараются придерживаться европейской, русской, украинской кухни, — в заключение беседы поведала нам Татьяна Чуенко. — Наши повара прекрасно готовят. Иногда, когда судно заходит в украинский порт, нам случается отведать их блюда на борту. И поверьте, очень вкусно.

За два дня морской форум посетило более тысячи человек, узнав о возможностях образования и трудоустройства. В его рамках прошла конференция, осветившая проблемы морского образования и трудоустройства. Есть надежда, что этот образовательный форум для Одессы станет традиционным.

Зарплаты моряков сегодня и спустя 7 лет (в долларах США)

Выборочный опрос специалистов кадровых агентств позволил, как говорится, помечтать. На основе бесед с крю-менеджерами вырисовалась таблица нынешних и ожидаемых в будущем зарплат для моряков. По мнению экспертов крюинго-вых компаний «Ви Шипе» и «Стаф», участников выставки, ситуация сегодня достаточно стабильная. Три ближайших года на уровне остается офицерская ставка. Незначительно повышается зарплата рядового состава. Благодаря усилиям морских профсоюзов в год зарплата растет на 20-30 долларов. Согласно прогнозам экспертов по выходу из кризиса, предвидится рост заработной платы как офицеров, так и рядовых. Но будут ли востребованы к тому времени украинские матросы и мотористы, с которыми успешно конкурируют китайцы, филиппинцы и индусы, зависит от них самих — уровня образования, подготовки и дисциплины.

Ставка для всех должностей является базовой. Судовладельцы начисляют бонусы за сложность рейса, специальный груз и условия работы. Самые высокие зарплаты в офшоре, на нефтегазовых судах и в рейсах при транспортировке спецгруза.

Должность. 2013 год 2015 год 2020 год

ОФИЦЕРЫ

Капитан 8000-13 000 8000-13 000 9000-15 000

Старпом 7500-12 000 7500-12 000 8000-14 000

Второй помощник 3500-5000 3500-5000 4000-6000

Третий помощник 1400-3000 1400-3000 1500-3500

Стармех 7800-12 000 7800-12 000 8000-15 000

Второй механик 3000-6000 3000-6000 4000-6500

Третий механик 2200-4000 2200-4000 2500-5000

Электромеханик 3300-6000 5000-7000 7000-10 000

РЯДОВЫЕ

Матрос 900-1800 950-1900 1100-1500

Моторист 1200-1800 1250-1900 1400-2000

Автор: Инна ИЩУК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту