![]() |
|
![]() |
![]() |
Работа по воскрешению из мертвых знаменитого одесского здания, в котором располагался сгоревший почти дотла Музей Морского флота, наконец-то, со скрежетом и скрипом, стартовала. На прошлой неделе внимание многих журналистов было приковано к состоявшейся в Одессе презентации, которая раскрыла многие секреты дальнейшей судьбы бывшего Английского клуба, расположенного в сердце Одессы.
Напомним, что здание, где с 1965 года размещался музей, было построено в 1842 году по проекту архитектора Торичелли. Английский клуб пережил революцию, гражданскую войну, бомбардировки и оккупацию города — а вот период независимости Украины почему-то не пережил.
Музей сгорел глубокой ночью 29 апреля 2005-го, лишь немного не дотянув до своего сорокалетия. Масштабный пожар бушевал на площади более чем в 1200 кв. м, а с десяток пожарных расчетов так и не смогли ничего сделать. Согласно официальным выводам специальной комиссии, причиной пожара стало короткое замыкание проводки. Ну а слухи, конечно, ходили разные.
К сожалению, быстро восстанавливать общественные культурные ценности не в наших традициях. Достойное здание для временного проживания уникальной экспозиции господа из высоких кабинетах музейщикам тоже не предложили. А ведь коллекция впечатляла: там модели и макеты филигранной работы — от старинного парусника до атомохода «Ленин», фотографии, документы, архивы пароходств, кители известных моряков, карты, флаги судов, печатные морские издания ХVIII и последующих веков, генуэзский якорь, которому более 900 лет, собрание мореходных приборов и инструментов, награды, богатейшая нумизматика. В музейных фондах более 100 тысяч вещей, но в момент пожара было выставлено всего три тысячи экспонатов, демонстрировавшихся в 11 залах.
К счастью, многие экспонаты не пострадали и в данный момент хранятся в Музее Одесского морского торгового порта. После восстановления Музея Морского флота они вернутся в его экспозицию.
С другой стороны, разумеется, что сразу после пожара героически стоящие на пепелище чиновники (тогда Гурвиц только пару недель, как вновь занял кабинет мэра) утверждали, что восстановление здания станет для них делом чести. Основные восстановительные работы в музее планировалось провести еще до осени 2007 года, одновременно с окончанием реставрации Оперного театра, поскольку площадь, на которой расположены оба строения, рассматривается экспертами как единый комплекс. Но как мы знаем, дальше разговоров и косметического ремонта дело не пошло.
Вместе с тем, такая «вкусная» тема не могла не привлечь к себе внимание со стороны политических деятелей. Возможное восстановление гордости Одессы стало разменной монетой на всех местных (и не только) выборах, прошедших с того момента. Трудно, пожалуй, назвать фамилию политика или кандидата в депутаты, которой бы не кричал на всех углах, что после его избрания Музей Морского флота практически сразу будет восстановлен. Итог известен.
ВМЕСТО МУЗЕЯ — КАЗИНО
Справедливости ради отметим, что во время оные здание музея почти начали реставрировать, но это вызвало настолько сильное негодование одесситов, что проект свернули. Дело в том, что городские и областные власти совсем уже было собрались отдать этот памятник архитектуры в частные руки на четверть века.
Как объясняла позднее позицию обладминистрации начальница управления по охране объектов культурного наследия Наталья Штербуль: «Если у государства и в местном бюджете нет средств на спасение памятников, то нужно передавать их в аренду или в частную собственность тем, кто эти памятники сохранить способен. Естественно, с составлением соответствующих охранных договоров. Но этого, к сожалению, не случилось. Ведь был инвестор, который обязался восстановить музей, взяв его в аренду на 25 лет, благоустроить близлежащую территорию, реконструировать фонтан. И хоть зданию планировалось вернуть его исторические функции и название — «Английский клуб», после завершения всех работ музейная экспозиция продолжила бы, как и раньше, работать для одесситов и гостей города, но… Эту идею не приняли, поднялся шум в прессе»...
Правда, несколько слукавила чиновница, недоговорила. Протестовали-то люди не на пустом месте, а оттого, что после реконструкции предполагалось создать в здании бизнес-центр с VIP-клубом и казино. Это-то и подразумевалось под расплывчатой формулировкой — «зданию вернут исторические функции».
В общем, как бы там ни было, а по-настоящему дело сдвинулось с мертвой точки лишь с начала реализации программы «Народный бюджет». Можно как угодно относиться к этой инициативе областной власти, считать ее пиаром или не считать, но следует признать, что кое в чем она преуспела. В рамках этой программы в Одессе и области действительно ремонтируют дворы и внутриквартальные проезды, строят детские сады, проходит ремонт школ, благоустраивают парки и т. д. и т. п. Поэтому когда восстановление здания было включено в план «Народного бюджета» на 2013 год, все и завертелось.
Над созданием современного блеске музея сейчас работают специалисты из Европы, представители швейцар-ской дизайнерской компании.
НА КОНТРОЛЕ ПРЕЗИДЕНТА
На этой неделе в Одессе прошла долгожданная презентация, на которой и было объявлено, какой окончательный вид обретет музей и когда он вновь распахнет двери для посетителей.
Презентацию вел швейцарский дизайнер Хуго Шер, ранее разрабатывавший концепцию музеев вина «Шабо» в Одесской области и «Абрау-Дюрсо» в России.
По словам губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука, восстановление Морского музея (а именно так будет называться учреждение после реконструкции) является важной государственной задачей, «выполнение которой контролирует сам Виктор Янукович».
В планах областной власти восстановление и еще одной гордости Одессы — красавца парусника «Дружба», который уже десять лет стоит на приколе в порту только по одной причине — у государства нет средств на его морскую эксплуатацию. Одесская национальная морская академия, которой принадлежит этот уникальный и единственный в Украине учебный трехпалубный фрегат, ежегодно выделяет до 2 млн. грн. на поддержание его жизнеспособности, но этих денег не хватает. Если же корабль действительно введут в строй (для этой цели необходимо около 12 млн. грн.), то он составит единый комплекс с Морским музеем — на нем смогут прокатиться его посетители.
По словам дизайнера, работы в музее продлятся полтора года. В целом, реконструкция здания и обновление экспозиции обойдется в 22-28 млн. грн. Часть этой суммы выделит государство (около 10 млн.), столько же — облсовет и облгосадминистрация, а остальное власти намерены попросить у предпринимателей и простых горожан. Для этого Эдуард Матвийчук распорядился открыть счет в банке, на который желающие смогут перечислить деньги.
Особо отмечалось, что восстановление музея будет происходить по такому же принципу, как в 2012 году проходила реконструкция Одесского областного театра кукол, то есть работы будут выполнены капитально, полностью и окончательно.
НОЕВ КОВЧЕГ И «ДУША ОДЕССЫ»
Остановимся подробней на том, каким станет музей. Предполагается, что каждый его зал будет нестандартным и эксклюзивным. Единственное помещение, которое восстановят в прежнем виде, — большой зал, расположенный со стороны главного входа. Здесь выставят лучшие макеты кораблей, а также расположат «капитанское» кафе, сувенирный магазин, гардероб и уборные. Кроме того, главный зал можно будет использовать в качестве представительского помещения для проведения приемов и разных акций. В остальных помещениях предлагается восстановить только отдельные элементы декора.
В других залах Хуго Шер намерен создать тематиче-ские экспозиции. Кстати, он предлагает не ограничиваться дореволюционным и советским периодами морской истории Одессы, а начать с античных времен и еще раньше — с библейского Великого Потопа и Ноева ковчега. Правда, в концепции почему-то отсутствует раздел обороны Одессы в 1941 года, — это упущение настоятельно потребовали исправить.
Главный же тезис, который должен лечь в основу экспозиции: «Мореплавание — душа Одессы». По мнению автора концепции, экспозиция «долж-на воздействовать на все пять чувств посетителя, создавать ощущение подлинности и нести в равной степени развлекательную и познавательную нагрузку».
Проектная посещаемость Музея Морского флота — до 200 посетителей в час. Директор Художественного музея Виталий Абрамов отметил, что нужно предусмотреть, где будут останавливаться автобусы с экскурсантами — в этом районе нет такого количества стоянок.
В оформлении музея будут использоваться материалы, применяемые в кораблестрое-нии. На балконах здания установят стеклянные кубы с бассейнами внутри, а в одном из залов установят большой аквариум с фрагментом затонувшего корабля на дне.
Также посетители музея смогут посетить офицерскую каюту и настоящий матросский кубрик, увидеть виртуальную перископную диораму Одесского порта, поупражняться в плетении морских узлов и даже попробовать себя в роли капитана на компьютерном симуляторе судна. Обустроят и территорию вокруг самого музея.
Вход в музей, по крайней мере, в первое время, будет бесплатным. (К слову, раньше, до пожара, музей работал на договорных условиях с портами Украины и различными морскими организациями. За освещение морской истории порты переводили деньги в зависимости от своих размеров, мощностей. Плюс деньги, вырученные непосредственно за посещение музея. На эти средства музей жил и работал.)
В планах областной власти — сделать Музей Морского флота одним из лучших подобных заведений в Украине и на территории всего СНГ.
Поживем — увидим.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |