![]() |
|
![]() |
![]() |
Украина, мягко говоря, не относится к числу богатых стран. Тем не менее, наше государство выделяет значительные средства на нужды регионов, в том числе на реализацию инфраструктурных проектов, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.д. СМИ, как правило, достаточно подробно освещают подобные события. Однако далеко не всегда удаётся проследить до конца историю тех или иных бюджетных расходов. Почему одни регионы получают больше, а другие меньше? Какова эффективность использования государственных денег? Почему официальные отчёты в этой связи так редко совпадают с реальными фактами? Почему, несмотря на множество правоохранительных и контролирующих органов, бюджетные затраты сопровождаются повсеместным воровством? Эти вопросы очень часто остаются без ответов…
Год назад, в мае 2012-го, город Рени дважды пострадал от наводнений. Главной «жертвой» стихии стала водонасосная станция второго подъёма, отвечающая за водоснабжение большинства ренийцев (она расположена в низине и уходит под воду после каждого сильного дождя). Когда началась подготовка документов для получения средств на ликвидацию последствий стихии, предполагалось, что в первую очередь будет профинансирован перенос насосной станции на новое место. Однако Кабмин, выделивший из резервного фонда 19 миллионов гривен, решил направить эти деньги в основном на ремонт ренийских дорог. Мэр Рени Сергей Колевич с восторгом приветствовал такое решение.
Однако радость городского головы оказалась недолгой. Ремонт дорог стартовал активно, но вскоре прекратился. Как выяснилось, возникли проблемы с финансированием. Причём никто и нигде так и не назвал сумму, которую город НЕ ПОЛУЧИЛ. Не была названа и причина несоблюдения распоряжения правительства.
Автор этих строк с самого начала следил за развитием ситуации. Я написал на эту тему целый ряд публикаций, но до логического завершения дойти не удалось. И вот появилась возможность закончить многомесячный журналистский контроль над использованием бюджетных миллионов. Чтобы проверить эффективность и законность расходования этих средств, в Рени побывали правительственные чиновники — начальник отдела управления резервным фондом и техногенной безопасности Министерства экономического развития и торговли Украины Иван Шастун и заместитель директора Департамента экономики обороны и безопасности (в него входит отдел управления резервным фондом) Минэкономразвития Александр Кушнерик. Они согласились дать эксклюзивное интервью для «Курьера недели». И. ШАСТУН: Как известно, в прошлом году для ликвидации последствий стихийного бедствия в Ренийском районе наше министерство подготовило и согласовало с другими министерствами расчёты и соответствующие процедуры выделения денег из резервного фонда Государственного бюджета. В общей сложности городу Рени было выделено 18 миллионов гривен. Однако из-за недостаточного финансирования по состоянию на 1 января 2013 года образовалась кредиторская задолженность перед теми предприятиями, которые выполняли запланированные работы. То есть, с этими предприятиями своевременно не рассчитались. В настоящее время долг составляет 11 миллионов 867 тысяч гривен. В эту сумму в основном входят расходы на ремонт городских дорог. Кроме того, предусматривалось приобретение насосного оборудования для городской системы водоснабжения, но финансирование оказалось недостаточным ввиду события, которое не позволило использовать деньги резервного фонда (И. Шастун не уточнил, о каком событии идёт речь — Прим. авт.). Мы прибыли в Рени для того, чтобы посмотреть объём и качество выполненных работ и проверить, насколько они соответствуют документальному оформлению.
КОРР.: И какие у вас впечатления от дорожного ремонта? Как вы оцениваете его качество, скажем, по пятибалльной системе?
И. ШАСТУН: С момента окончания работ прошло уже полгода, за это время отремонтированные дороги «пережили» зиму, сложные весенние погодные условия и т.д. Приходится учитывать названные факторы. Следует напомнить также, что был предусмотрен не капитальный, а ямочный и карточный ремонт дорог. В целом, разумеется, мы не можем сказать, что это европейский уровень дорожных работ. Ренийские дороги нуждаются в капитальном ремонте — необходимо заменить всё повреждённое дорожное покрытие. Если оценивать сделанное по пятибалльной системе, то работы преимущественно выполнены на «четвёрку».
А. КУШНЕРИК: Мы проехали по отремонтированным дорогам, и я могу отметить, что на этих участках ям нет. Но поскольку, как уже было сказано, дорожное покрытие восстанавливалось фрагментарно, на старом асфальте образовались новые ямы — зачастую рядом с новым покрытием. К сожалению, таковы недостатки ямочного и карточного дорожного ремонта. При том объёме финансирования, который был выделен, ремонтники сделали всё, что могли (прошу заметить, что чиновники из Киева дали лишь свою личную, к тому же поверхностную оценку — ни об экспертизе выполненных работ, ни о лабораторных исследованиях количественных и качественных показателей ремонта дорог никто не сказал ни слова — Прим. авт.).
КОРР.: Кстати, первоначально звучало, что правительство выделило Ренийскому району 21 миллион гривен — 2 млн грн селу Долинское и 19 млн грн — городу Рени. Вы назвали цифру 18 млн грн. Куда делся миллион?
И. ШАСТУН: Документы относительно планирования мероприятий по ликвидации последствий ренийского стихийного бедствия прошли экспертизу ряда министерств, в том числе Министерства регионального развития и ЖКХ. И специалисты этого министерства уменьшили заявленную сумму, так как при расчётах они обнаружили ошибки. Напомню, что сначала Ренийский район претендовал на 25 млн грн, включая затраты на перенос насосной станции второго подъёма…
Что же касается тех средств, которые город Рени недополучил из резервного фонда, то в текущем году они уже не поступят. Тем не менее, мы должны закрыть финансовый вопрос перед исполнителями работ. Поэтому мы забрали с собой всю документацию, подтверждающую факт выполнения этих работ.
КОРР.: Хотелось бы уточнить цифры. Вы сказали, что кредиторская задолженность перед подрядчиками составляет 11 млн 867 тыс. грн. Значит, они таки произвели работы на эту сумму?
И. ШАСТУН: Да, работы были выполнены на 18 миллионов, а долг образовался из-за проблем с прохождением денег в казначействе. Акты выполненных работ проверялись ещё в прошлом году, в том числе по линии КРУ. Казначейство тоже подтвердило, что документы полностью соответствуют фактическим результатам работы, и теперь государство обязано вернуть подрядчикам затраченные средства. Для этого нужно подготовить нормативный документ в виде распоряжения Кабмина, согласно которому Одесской облгосадминистрации будет выделена вышеупомянутая сумма долга с последующим перечислением в Ренийскую райгосадминистрацию.
КОРР.: И всё-таки, что НЕ БЫЛО сделано в рамках ликвидации последствий прошлогодних майских наводнений? И. ШАСТУН: Один из самых больных для Рени вопросов — это водоснабжение. Водонасосная станция второго подъёма вот уже несколько десятилетий находится в самой низкой точке города, и каждый ливень затапливает её. Был подготовлен проект переноса насосной на более высокое и безопасное место (стоимость проекта — 6,3 млн грн), он был направлен Одесской облгосадминистрацией в Киев, а именно в Министерство регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства. Область предлагала включить данный объект в перечень мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия, тем более что строительство новой водонасосной станции второго подъёма ведётся уже давно. Однако новую насосную в перечень так и не включили. Дело в том, что из резервного фонда бюджета финансируются только те работы, которые связаны с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций или их предотвращением, тогда как новая насосная станция не подходит под эти критерии.
КОРР.: Почему же не подходит? Если регулярное затопление действующей насосной станции признано чрезвычайной ситуацией, то перенос этой станции на новое место, по логике вещей, вполне может считаться предотвращением ЧС. Разве не так?
И. ШАСТУН: Процедура выделения средств из резервного фонда предполагает привлечение всех министерств и ведомств, так или иначе причастных к решению проблемы. Важную роль тут играет МЧС — именно оно делает экспертные выводы по поводу чрезвычайных ситуаций. В нашей стране существуют 4 уровня ЧС: местный уровень, объектовый, региональный и государственный. Два наводнения в Рени в мае 2012 года МЧС классифицировало как чрезвычайную ситуацию регионального уровня. Соответственно, областной бюджет выделил на завершение строительства новой насосной станции в Рени 600 тысяч гривен. В то же время резервный фонд правительства не взял на себя основные расходы по этому объекту — было решено, что работы должны осуществляться в плановом порядке. Это не значит, что финансовое бремя должен нести только облбюджет. Тут — другая процедура. Область должна направить финансовый запрос и соответствующие обоснования в Минфин, после чего при формировании Госбюджета решается вопрос о выделении денег. К сожалению, в текущем году вопрос финансирования переноса ренийской насосной станции не решён.
КОРР.: Давайте всё же более подробно поговорим на эту тему. Моя настойчивость в данном случае объясняется вот чем. Когда стало понятно, что окончание строительства новой насосной не попало в перечень объектов в рамках ликвидации последствий стихии, мэр Рени Сергей Колевич и областные власти обменялись взаимными обвинениями. Председатель Одесского облсовета Николай Пундик и заместитель губернатора области Валерий Матковский заявили о том, что Ренийский городской голова несвоевременно подал документы на финансирование насосной, или же документация была подготовлена плохо. В свою очередь С. Колевич отверг подобные упрёки. Не так давно я брал интервью у начальника главного управления Госслужбы по ЧС в Одесской области Владимира Боделана. Он сказал следующее: «Хочу ещё раз официально заявить: основное финансирование предусматривало перенос насосной станции на более высокое и безопасное место. Однако по ходу событий произошло изменение целевого назначения средств». В общем, ясности в этом вопросе как не было, так и нет. Почему? Почему довольно скромный ренийский объект стал предметом столь резонансных разногласий? Кто исключил его из перечня мероприятий по ликвидации последствий наводнений в Рени? Местные чиновники? Областные? Правительственные?
И. ШАСТУН: Есть такое понятие, как целевое использование бюджетных средств. Не являются тут исключением и деньги резервного фонда. Повторяю: перенос насосной станции в Рени считается плановым мероприятием и не рассматривается как ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. Областные власти подали в Киев документы по поводу ренийской насосной, однако Министерство регионального развития и ЖКХ исключило её из перечня соответствующих работ.
* * *
Не знаю, как у читателей, но у меня сложилось впечатление, что точка в этой истории упрямо превращается в запятую. Многих вещей я так и не понял. Смотрите, что получается. Два месяца после наводнений ренийцы ждали распоряжения Кабмина о выделении денег на ликвидацию последствий стихии (распоряжение вышло 1 августа 2012 г.). Потом ещё два месяца ждали окончательной подписи министра финансов. Казалось бы, эта подпись — гарантия реального финансирования. Но! Из-за каких-то «проблем с казначейством» город не получил почти 12 млн грн из 18-ти! Выходит, что даже главный финансист государства не способен в полной мере управлять деньгами страны? И теперь необходимо новое распоряжение Кабмина, чтобы подрядчики таки смогли получить заработанные деньги. Превосходно! Вот где — почва для откатов и прочих злоупотреблений с бюджетными средствами. Или я не прав?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |