![]() |
|
![]() |
![]() |
По нынешнему законодательству домов, находящихся в коммунальной собственности городской громады, вроде как уже и нет. Во всяком случае, новые дома местные советы на свой баланс не принимают. И старые им тоже надлежит передавать на баланс так называемых объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) или частных предприятий. В этом заключается генеральный курс нашего правительства, направленный на реформирование жилищного хозяйства.
Пока ОСМД создаются, в основном, только в новых домах, где живут сравнительно обеспеченные люди, и нет особых проблем ни с инженерными коммуникациями, ни с несущими конструкциями.
Но даже при наличии подобных условий неуклонно растет количество уголовных дел и судебных разбирательств, связанных с финансовой деятельностью руководителей этих организаций.
Закон, что дышло
Дом по проспекту Шевченко, 29а был сдан в эксплуатацию в 1998 году. И сразу же в нем было создано ОСМД. Как и большинство новостроев, этот дом возводился не по «совковым» меркам и сомнительным санитарным нормам, а по европейским стандартам комфортного проживания. Даже двор элитного дома производит впечатление райского уголка: ухоженные кусты роз, пушистые голубые ели и прекрасная детская площадка. Тем не менее, райской безмятежности здесь нет и близко. Жизнь этого маленького ухоженного уголка давно омрачена многочисленными судебными разбирательствами, скандалами и личной неприязнью между жильцами.
Причина всех этих бед, скорее всего, одна: элементарная правовая неграмотность.
Сразу после своего образования правление этой организации, начав взимать с жильцов плату за жилищно-коммунальные услуги, так ни разу и не потрудилось согласовать свои тарифы с Одесским горисполкомом.
— Нам утвердят тарифы на такие маленькие зарплаты, за которые никто работать не будет надежно, — объясняет свою позицию председатель правления ОСМД Марина Романовна Левченко.
Ссылаясь на некое разъяснение Министерства регионального развития от 15.08.2011 года, Марина Романовна утверждает, что согласование тарифов для ОСМД вовсе не обязательно.
Признаюсь, я так и не нашла этого разъяснения в Интернете. Но даже если такой нормативный документ и существует, он явно противоречит Закону о жилищно-коммунальных услугах, который гласит, что согласование тарифов на обслуживание домов и придомовой территории обязательно для жилищных организаций всех форм собственности. Значит, дополнительный подзаконный акт можно оспорить в судебном порядке.
— На сегодняшний день многие добиваются того, чтобы ОСМД получило статус своего рода оффшорной зоны,- говорит директор департамента развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Одесской облгосадминистрации, старший преподаватель кафедры государственного управления и местного самоуправления Одесского регионального института государственного управления при Президенте Украины, Евгения Абрамова.
— Иными словами, они добиваются принятия такого закона, который сделал бы эти объединения неконтролируемыми и непроверяемыми:
Надо полагать, упомянутое разъяснение появилось как раз в результате такого процесса. Если оно, вообще, существует. Но допустим, все-таки существует. И, допустим, согласование жилищных тарифов для ОСМД — дело добровольное. Но, отказавшись от этой процедуры, правление, таким образом, лишает всех остальных жильцов возможности получать жилищные льготы и субсидии.
По словам бухгалтера ОСМД, все положенные жильцам льготы были надлежащим образом оформлены в Приморском районном управлении труда и социальной защиты населения. К сожалению, у меня на сей счет совершенно другая информация. Но допустим, все проживающие в доме льготники все-таки получают от государства положенную дотацию.
— В одном из ОСМД мне однажды сказали, что здесь все, кому положено, получают все льготы и субсидии. Хотя тарифы тоже не согласованы,- говорит Евгения Абрамова. — Я им ответила, что все это происходит до ближайшей проверки КРУ.
Итак, даже если в доме по проспекту Шевченко, 29а у жильцов есть все льготы и субсидии, то это ненадолго.
Если все же придерживаться буквы закона, без всяких лазеек, то правление должно было сначала согласовать уровень тарифов на обязательные жилищно-коммунальные услуги с исполнительным комитетом Одесского горсовета. А уж потом, раз этого уровня недостаточно, его можно дотировать за счет других тарифов на дополнительные услуги, уровень которых определяется на договорной основе.
И один в поле воин!
Вместо этого ОСМД пошло по совершенно другому пути: тарифы на любые услуги здесь стали утверждаться на общих собраниях! И никаких согласований! Просто если большинство проголосовало, ты, хочешь, не хочешь, обязан платить ту или иную сумму и ни копейки меньше!
— Есть принцип демократического централизма, — говорит Марина Левченко, — если большинство решило, то меньшинство обязано подчиниться:
Такой принцип, действительно, есть, однако, применяется он при решении глобальных, а не частных вопросов. К примеру, большинством голосов избирается Президент, и парламентским большинством принимаются законы. Однако там, где дело касается каждого, отдельно взятого человека, его права и свободы гарантированы Конституцией Украины.
Тем не менее, в 2007 году общее собрание жильцов решило оплачивать услуги садовника, охранника и бухгалтера не равными долями с каждой квартиры, а в зависимости от занимаемой площади. Таким образом, жильцы самых просторных квартир оказались в самом незавидном положении. Один из них, Григорий Исаакович Барац выполнять это волюнтаристское решение попросту отказался и продолжил оплачивать упомянутые услуги по старому принципу. Однако правление упорно продолжало делать свои начисления. На сегодняшний день долг Григория Бараца, по мнению домового бухгалтера, составляет примерно тридцать четыре тысячи гривен.
По мере роста задолженности обстановка накалялась все больше. В конце концов, соседи начали поговаривать, что должнику следует затампонировать канализацию.
Григорий Барац обратился в суд. Началось длительное разбирательство со множеством апелляций. Последнее решение суда — в пользу Григория Исааковича. Кроме того, Высший специализированный суд недавно отклонил кассационную жалобу правления ОСМД.
Тем не менее, выполнять решение суда домоуправители не торопятся. Во всяком случае, судя по документам, начисленный Григорию Барацу долг до сих пор не списан.
Не можешь — пожалеем, не хочешь — заставим!
Думается, завязавшееся противостояние не было бы таким упорным, если бы не стало на каком-то этапе личным: между Григорием Барацем и Мариной Левченко.
— Я готова убедить членов правления пойти ему на уступки, если и он кое в чем уступит, — говорит Марина Левченко. — Пусть Григорий Исаакович за свой счет поставит во дворе беседку. Не важно, сколько она будет стоить. Пусть он даже где-то найдет ее бесплатно. Я смогу людям сказать, что беседка установлена за счет его долга:
Выходит, не так важно выполнить решение суда, как сохранить лицо перед остальным коллективом. Но, будучи явным лидером, Марина Левченко за тот же коллектив и прячется.
— Вы не имеете права, — говорит она, — называть в своей статье мое имя, потому что я не юридическое лицо, и я ни одной бумажки единолично не подписала:
Полноте, руководящая должность и ведущая роль все равно налицо. И до вашего вступления в эту должность Григорий Барац платил за перечисленные выше услуги на равных со всеми остальными жильцами. И все были с этим согласны. А теперь все горят желанием взыскать с него даже оспоренный в суде долг. Интересно, кто же их всех убедил, сплотил и направил?
— Не может такого быть, — утверждает Марина Левченко, — чтобы все шестьдесят девять человек, принимавших участие в общем собрании, были неправы, а только один Барац прав:
Еще как может! И за примерами далеко ходить не надо. Представьте себе, что ваш ребенок ходит в школу, где так называемый родительский комитет изнуряет всех остальных родителей непосильными поборами. Для наших дней ситуация вполне типичная. И еще представьте, что вы по какой-то причине не можете или не хотите платить. Разумеется, вас будет осуждать не только учитель, но и все остальные родители, которые платят. Так неужели же они все правы?
Кроме того, единодушная неприязнь взрослых очень скоро перейдет и на детей. И ваш ребенок, скорее всего, станет у себя в классе изгоем. Его, при полнейшем равнодушии учителя, будут всячески ущемлять и обижать. Если придерживаться логики Марины Левченко, то и здесь все остальные дети и родители тоже правы!
К сожалению, одна из характерных примет нашего времени в том, что мнение большинства иногда противостоит силе закона.
— Не сравнивайте, — говорит Марина Левченко, — одно дело, когда человек не может платить, а другое — когда не хочет. У нас в доме живет женщина, у которой недавно погиб муж. Мы ей сделали реструктуризацию всех долгов. Хотя могли бы сказать: ты живешь в элитном доме, продай квартиру и тебе этих денег хватит на пять новых квартир в доме попроще:
Во-первых, как же в таком случае наверняка определить, какой человек не может платить, а какой не хочет? Сделать у него дома ревизию? Или в первую категорию может попасть только тот, кто потерял кого-нибудь из родных и близких?
Во-вторых, и это главное: перед тем как заниматься любой благотворительностью, сначала все-таки стоит дать человеку возможность реализовать свои законные права. Думается, если бы правление ОСМД согласовало тарифы на жилищно-коммунальные услуги с органами местного самоуправления, то овдовевшей женщине и реструктуризация бы не понадобилась.
Что же касается дополнительных услуг по дому, то по Закону «О защите прав потребителей» любой из жильцов и так вправе от них отказаться. В конце концов, даже самая простая логика говорит о том, что любой договор — дело добровольное.
Но в ОСМД по проспекту Шевченко, 29а все вопросы решаются на общем собрании. И любая законная формальность для председателя Левченко, как нож между лопаток.
— Если мы станем заключать с жильцами договора, то наше ОСМД развалится, — говорит Марина Романовна, — потому что одни захотят платить равными долями с каждой квартиры, другие — в зависимости от площади квартир, а кто-то и вовсе платить не захочет и договор не подпишет:
Значит, данное ОСМД может существовать только на принципах правового нигилизма? К сожалению, подобные случаи в свое время уже были.
— Вспомните, что говорил Мавроди, когда его начали преследовать за очередное МММ,- рассуждает Евгения Абрамова.
— Он говорил: «Почему мы должны иметь какую-то лицензию? Ведь у нас не кредитное общество. Мы собираем деньги, потому что сами так решили. Мы это делаем добровольно!» Но, в конце концов, мы ведь и детей рожаем тоже добровольно. Однако каждый из нас несет за своего ребенка определенную ответственность, в том числе и перед государством:
Возможно, в этом конфликте дело тоже дойдет до уголовной ответственности. Но думаю, Григорий Барац и Марина Левченко, скорее всего, все-таки помирятся. В конце концов, ведь им обоим еще жить в одном доме и решать общие вопросы.
Где богатому нездорово, бедняку и вовсе смерть...
Суть этого негативного примера в другом: если даже в элитных новостроях происходят подобные конфликты, то стоит ли создавать ОСМД во всех остальных домах? Там, где живут люди победнее, а различных технических проблем намного больше. Допустим, у вас нет денег на адвоката и нет даже времени ходить по судам, зато такое же точно агрессивное большинство так же безапелляционно диктует вам свою волю? Любой из подобных описанному выше конфликту в менее благополучной среде будет протекать гораздо острее.
А поводов к нему будет гораздо больше.
Пусть читатель поймет меня правильно, я вовсе не призываю совсем отказаться от такой формы управления, как ОСМД. А лишь призываю каждого, кто захочет создать подобную организацию, хорошенько подумать. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |