![]() |
|
![]() |
![]() |
Более чем на три миллиона гривень снизилась задолженность по заработной плате на одесских предприятиях с начала года. Есть прогресс и в росте ее среднего уровня. Но это лишь одна сторона медали: на трех с половиной тысячах предприятий, располагающихся в черте города, более двадцати тысяч работников получают зарплату ниже минимальной. Мириться с этим — значит не только забыть о людях, но и сознательно тормозить экономический рост. А есть ли эффективные рычаги воздействия на ситуацию с учетом того, что такова она далеко не только в Одессе? С этого вопроса началась наша беседа с директором департамента экономического развития Одесского городского совета Игорем ШИЛО.
— Предположим: предприятие на законных основаниях оформляет на работу людей, аккуратно отчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджеты и государственные целевые фонды, прозрачно ведет бухгалтерский учет... значит ли это, что оно полностью избавилось от серых схем и не работает в тени? — вопросом на вопрос ответил Игорь Викторович. — Отнюдь, во всяком случае, исключить нечестную работу нельзя, а иногда легко и предположить, что не все в порядке на предприятии. Самый простой пример. Специализация предприятия — ресторанный бизнес. В штатном расписании ресторана — два человека, зарплата каждого — менее тысячи гривень. Они легально оформлены, работают... на полставки каждый, с них взимается налог на доходы физических лиц (в простонародье — подоходный налог). Вроде и придраться не к чему: по документам все правильно. Но какой, скажите, ресторан может нормально функционировать без директора, официантов, уборщицы, охранника, наконец, администратора или бухгалтера?
— И много у нас таких «уникальных» предприятий?
— Накануне летнего сезона на заседании комиссии по легализации зарплат мы пригласили руководителей порядка пятидесяти предприятий, работающих в прибрежной зоне. Площадь занимаемых объектов таких предприятий более 100 метров. С учетом этого параметра мы проанализировали штат сотрудников этих предприятий и их официальные зарплаты. В штате, как правило, от двух до пяти человек, официальные зарплаты которых менее тысячи гривень. На естественный вопрос, как можно при таких зарплатах удерживать людей, вразумительных ответов не услышали.
К сожалению, подобная картина наблюдается на многих экономически активных предприятиях. Это приводит к тому, что люди фактически работают в тени, а бюджет Одессы недополучает миллионы гривень. Так быть не должно, а исправлять ситуацию город начал еще в прошлом году.
— Кстати, в 2012 году среднестатистическая зарплата одесситов была ниже средней по стране. Актуальной оставалась и проблема задолженности по зарплатам. Изменилось ли что-то сейчас?
— Изменилось, и в лучшую сторону. Еще в январе 2013 года в среднем месячный заработок в Одессе составлял 2864 гривни, в то время как по Украине — более трех тысяч гривень. Но уже в марте средняя зарплата в Одессе составила 3309 гривень, а в целом по стране — 3212 гривень. Активно погашают предприятия свои долги. Если на 01.01.13 г. задолженность по зарплате в Одессе составляла 12,7 миллиона гривень, то на 01.05.13 г. — 9,4 миллиона гривень.
Одесса — развитый деловой, культурный, рекреационный и промышленный центр. Не может среднемесячная зарплата в нашем городе быть ниже, чем в стране. И уж совсем никуда не годится не платить людям заработанное. Буквально за два месяца мы исправили ситуацию в обоих направлениях. Более того, в первом полугодии прослеживается устойчивая динамика роста средней зарплаты в Одессе.
— За счет чего собираетесь добиться успеха в легализации зарплат?
— Наш основной принцип: договор дороже денег. Мы идем навстречу предпринимателям, практика показывает, что и они готовы с нами работать. С руководителями предприятий, на которых низкая заработная плата, подписаны договора о сотрудничестве. Это своего рода взаимные обязательства: они должны не позже 1 июля этого года (!) довести средний заработок на своих предприятиях до уровня не ниже двух тысяч гривень в месяц. Власть, в свою очередь, взяла на себя обязательства максимально содействовать им в решении вопросов, находящихся в компетенции городского совета и его исполнительных органов. Это оперативное заключение всевозможных соглашений, договоров аренды, правовые вопросы и тому подобное. Есть у нас и рычаги воздействия на ситуацию. Так, с предпринимателями, которые работают в прибрежной зоне и не выполнят свои обязательства, не будут перезаключаться договора твердого покрытия. Первый контрольный срок — 1 июля этого года.
— Долги по зарплате и ее рост регламентирует всеукраинское законодательство. Почему в этой работе столь активен город?
— Прежде всего, думаем о людях, ведь без роста зарплат нельзя выйти на те социальные стандарты, которые мы сами себе наметили на 2022 год. Это наша общая стратегическая задача. Основные источники пополнения казны города -отчисления от налога на доходы физических лиц и от платы за землю. Среди делегированных доходов налог на доходы физических лиц — 99 %, более 75% он составляет от общего дохода всех поступлений в городской бюджет. Эти средства идут на выплаты зарплат учителям, врачам, медикам, работникам социальной сферы, культуры...
Отчислений от налога на доходы физических лиц в январе-апреле поступило 430 миллионов гривень. Любое повышение зарплат на предприятиях — это не только рост жизненного уровня конкретного человека, его семьи, но и наполнение бюджета. Жесткая и принципиальная позиция в этом вопросе городского головы Одессы: Алексей Костусев поставил задачу в максимально сжатые сроки добиться того, чтобы все экономически активные одесские предприятия платили зарплаты своим работникам не ниже средней в Одессе или не ниже средней в отрасли. И мы ее выполним.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |