ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Кардиохирургия: современный подход
20.06.2013 / Газета: Одесские известия / № 66(4485) / Тираж: 18937

На коллегии управления здравоохранения облгосадминистрации был заслушан вопрос о работе регионального центра кардиохирургии на базе областной клинической больницы.

На сегодняшний день центр, созданный в 2006 году, представляет собой целый комплекс. На его базе было выполнено 3493 коронарографии (исследования сосудов сердца), 1154 стентирования, 154 операции по протезированию клапанов сердца, 353 шунтирования, 854 имплантации кардиостимуляторов, 1587 катетерных аблаций аритмий. Успешно развиваются новые технологии: восстановление миокарда при помощи стволовых клеток у пациентов с ишемической болезнью и сердечной недостаточностью, хирургические методы лечения сердечных аритмий с использованием искусственного кровообращения, лечение гипертонии – симпатическая денервация почечных артерий. Но руководитель центра, доктор медицинских наук, профессор Юрий Карпенко предпочитает больше говорить о проблемах, нежели о достижениях.

– Сегодня в отечественной кардиохирургии конкуренция достаточно высока, – говорит Юрий Иванович. – Несколько центров высокого уровня с очень хорошими условиями пребывания работают в Киеве, новый центр открылся в Донецке. В Одессе кардиохирургию развивают клиники «Святая Екатерина» и «Инто-сана». И если и раньше происходил отток пациентов, то сегодня он усиливается. Происходит это зачастую не потому, что мы не умеем что-то делать, а из-за условий пребывания пациентов в лечебном учреждении. В нашем случае не хватает нормального помещения, палат, чтобы люди чувствовали себя комфортно. В прошлом году мы выполнили 130 операций с искусственным кровообращением. В этом году их будет примерно 150.

– А сколько нужно?

– По европейским стандартам, на миллионный город операций на сердце с искусственным кровообращением должно выполняться от 500 (минимум) до 1000. Значит, на нашу область с населением в 2,3 миллиона человек получается от 1100 до 3000. К этому надо добавить 2-4 тысячи миниинвазивных операций: стентирований коронарных артерий, имплантаций кардиостимуляторов, катетерных аблаций аритмий. Получается 3 – 7 тысяч операций в год. Как говорится, почувствуйте разницу. Поэтому и не удается переломить негативную тенденцию роста смертности от сердечно-сосудистой патологии, на которую приходится 2/3 всех смертей.

– Юрий Иванович, что же нужно делать в такой ситуации?

– Создавать мощные, хорошо оснащенные кардиохирургические центры. Если 5 лет назад, потратив на закупку оборудования 30 миллионов гривень, мы были оснащены на высоком уровне, то сейчас износ оборудования составляет уже 75 процентов. Оно начинает ломаться, и если не подумать об этом сегодня, то примерно через год достигнутые результаты могут остаться в прошлом.

На мой взгляд, должна быть утверждена своеобразная дорожная карта создания настоящего кардиохирургического центра с указанием, что и когда должно быть сделано. Конечно, и финансирование необходимо не на уровне 3,6 миллиона, а хотя бы 8 – 10 миллионов гривень в год только на расходные материалы. Здесь арифметика очень простая. Центр должен делать порядка 2 тысяч сложных операций в год. При стоимости расходной части на одну операцию порядка 20 тысяч гривень (это без учета зарплаты медперсонала, коммунальных платежей), простым перемножением получаем необходимую сумму. Она, как видите, весьма далека от реального объема финансирования. Потому пациентам за операцию с искусственным кровообращением приходится доплачивать примерно 10 тысяч гривень.

Пока у нас есть практически бесплатные кардиостимуляторы. Но хирургия аритмий – это не только установка кардиостимуляторов. Есть еще устранение тахиаритмий. Здесь бюджетное финансирование составляет всего 10 процентов. Что касается инвазивной кардиологии, то месяца на четыре нам хватит расходных материалов – стентов, катетеров, баллончиков для коронарных вмешательств. По итогам года выйдем где-то на тысячу коронарографий и триста стентирований.

– Это способно повлиять на снижение смертности, в частности, от острого инфаркта миокарда?

– Здесь складывается парадоксальная ситуация. К нам привозят пациентов из Измаила, Котовска через 10 – 16 часов после инфаркта. В этих случаях спасти миокард практически невозможно. Мы ставим стенты, делаем все, что можем, но летальность не снижается.

Мы проанализировали, что при лидерстве Одесской области по коронарным интервенциям (4 тысячи коронарографий, 1,5 тысячи стентирований сделали все клиники города в 2012 году) летальность не снижается. В 2011 году после острого инфаркта миокарда она составила 12,3 процента, в 2012 – 12,8 процента.

– То есть кардиохирургические центры надо организовывать в Измаиле и Котовске?

– Да, чтобы приблизить помощь к людям. Но проблема инфарктов – это далеко не единственная серьезная проблема.

– Что Вы имеете в виду?

– В Одесской области ежегодно случается примерно 2,5 тысячи инфарктов. От них умирает примерно 300 человек. Внезапные смерти, связанные с аритмией, уносят жизни 3 тысяч человек ежегодно. Но об этой проблеме вообще никто не говорит.

В США лет 25 назад, когда у них была аналогичная ситуация, ее решали на уровне Агентства национальной безопасности. В итоге были приняты необходимые меры, и смертность от сердечно-сосудистой патологии в США и других развитых странах не превышает 30 процентов.

Мы же в рамках программы «Народный медосмотр» по итогам обследования рекомендовали обратиться в центр кардиохирургии примерно 500 людям. Приехали на консультацию только 20. Говоря языком военных, штыковая атака захлебнулась. Нужно, чтобы на местах специалисты ФАПов, центральных районных больниц отслеживали, обращаются ли люди за помощью, получают ли они лечение? Сегодня медицинскую помощь надо всеми способами приближать к пациенту, правильно ее организовывая и хорошо финансируя (хотя бы на 70 процентов) из расчета не на койку, а на количество проводимых операций. Только это может обеспечить положительный конечный результат.

Кроме того, на месте руководителей городского здравоохранения я бы предложил частным клиникам «Святая Екатерина» и «Инто-сана» приобрести в городские лечебные учреждения ангиографы. И оплачивал бы им за коронарографии и стентирования. Это проще. По такому пути пошли, в частности, в Грузии. Там государство оплачивает частным клиникам за каждую кардиохирургическую операцию. И у них отпала необходимость строить новые государственные кардиоцент­ры, которым будет сложно конкурировать с уже набравшими обороты частными учреждениями. Прообраз этих взаимоотношений есть в работе клиники «Святая Екатерина», которая не платит арендную плату, но на эту сумму делает коронаро­графии пациентам по направлениям городского управления здравоохранения. Почему бы не пойти по этому пути в уже упомянутых Измаиле и Котовске, предложив «Святой Екатерине» открыть свои подразделения там? Получится, на мой взгляд, интересная и весьма перспективная форма муниципально-частного партнерства.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту