ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Какой из союзов выбрать?
20.06.2013 / Газета: Одесские известия / № 66(4485) / Тираж: 18937

Наряду с ценой на российский газ, еще одним железным аргументом в пользу нашей евразийской интеграции является обе­щание открыть для украинских товаров емкий рынок России, Казахстана и Беларуси.

Во-первых, на фоне роста общего объема торговли всех трех стран Таможенного союза после 2010 года ярко выраженной позитивной динамики не наблюдается. Если в 2010-м общий объем взаимной торговли трех стран вырос на 29%, в 2011 году – на 33%, то по итогам 2012 года показатели не столь оптимистичны: рост – около 8,7%, общий объем – более 68,5 миллиарда долларов.

Больше всего создание Тамо­женного союза повлияло на внешнюю торговлю Казахстана. Немного цифр. Доля стран ТС в общем экспорте из Казахстана с 2008 года имеет тенденцию к снижению. Так, если в 2007 году российская и белорусская части вместе занимали порядка 10% всего экспорта, то в 2011 году этот показатель снизился до 8,7%. В то же время если в 2007 году товары из Российской Федерации составляли около 36,7% суммарного импорта в Казахстан, то к 2011 году – уже около 46%.

Правда, Беларусь от Тамо­женного союза скорее выигрывает. Если доля торговли внутри него для Казахстана составляет 17,6 процента, для России – 12,8 процента, то для Беларуси – почти половина всей торговли – 48 процентов. И этот показатель стабильно растет.

А теперь обратимся к арифметике. В Беларуси живет 9,5 млн человек, в Казахстане – около 17 млн. В Украине – 45 млн, то есть в 1,7 раза больше, чем в двух государствах – членах Таможенного союза. Отсюда вывод – емкость украинского рынка для российских товаров является одним из важных аргументов в пользу вовлечения Украины в ЕврАзЭС.

Во-вторых, одним из последствий вступления Казахстана в Таможенный союз стал рост цен. Среди факторов повышения инфляции – введение Единого таможенного тарифа, открытие границ государств – участников ТС. Если до вступления в него Казахстана средний уровень импортных пошлин составлял 6,2%, то с формированием Единого таможенного тарифа средний уровень ввозных пошлин на товары из третьих стран стал равен 10,6%. Казахстан был вынужден поднять импортные пошлины на ряд товаров из третьих стран, в первую очередь из Китая, до уровня российских. Это особо затронуло интересы малого и среднего бизнеса.

В-третьих, не менее важен и такой вопрос: каким будет распределение таможенных сборов внутри ТС, если внешняя торговля и далее будет трансформироваться в пользу России? Ведь уже сейчас в РФ доля таможенных сборов выше, чем доля внешнеторгового оборота с Таможенным союзом, тогда как в Казахстане и Беларуси наоборот. А значит, доходы России от общей торговли всего ТС будут только расти.

Так что те, кто выдвигает экономические аргументы в пользу Таможенного союза и евразийской интеграции, немного недоговаривают. Выгоды действительно будут. Но кратковременные. В виде того же снижения цены на газ. Но в долгосрочной перспективе все эти преимущества сойдут на нет.

Справедливости ради стоит отметить, что экономические выгоды от европейской интеграции также довольно сомнительны. Поэтому большинство экспертов говорят о европейском векторе скорее как о цивилизационном выборе.

К слову сказать, граждане Украины понимают преимущества Европейского Союза. Так, согласно уже упомянутому опросу центра им. Разумкова, по мнению граждан Украины, основные преимущества ЕС – высокий уровень социальной защиты граждан, верховенство закона, развитая демократия, наличие финансовых ресурсов, качество здравоохранения. Среди других отмеченных преимуществ – научно-техническое развитие, низкий уровень коррупции.

В то же время среди преимуществ Таможенного союза опрошенные называли общую историю, культуру, схожий менталитет граждан, наличие природных ресурсов, энергоносителей, стабильную экономическую ситуацию. В числе других преимуществ – дешевая рабочая сила, научно-техническое развитие.

Стремление стать, пусть и в отдаленной перспективе, членом Европейского Союза, дает Украине стимул к реформам. В Таможенный союз нас примут такими, какие мы есть – с неэффективным государственным механизмом и коррупцией, с энергоемкой экономикой. От нас не будут требовать создания справедливой и независимой судебной системы, не будут добиваться соблюдения прав и свобод человека, улучшения условий для бизнеса и предпринимательства. Именно поэтому одним из серьезнейших рисков вступления в Таможенный союз является вероятность консервации технологической отсталости и всех пороков нынешней государственной системы.

Кстати, в конце мая состоялось еще одно событие, которое нельзя игнорировать. Парламент Республики Молдова утвердил премьер-министра Юрие Лянкэ и новый состав правительства, ориентированный на европейскую интеграцию. Формирование нового правительства может положить конец затяжному политическому кризису и откроет перед нашими соседями путь к подписанию аналогичного украинскому соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Предполагается, что это соглашение будет подписано тогда же, когда планируется подписание Соглашения об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом – на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства» в ноябре нынешнего года.

До недавнего времени Молдова считалась лидером в реализации программы «Восточное партнерство». Напомню, что речь идет о программе Европейского Союза, направленной на сближение ЕС с шестью странами бывшего СССР – Украиной, Молдовой, Грузией, Арменией, Азербайджаном, Беларусью.

Политический кризис в Мол­дове, вызванный противостоянием партий, входящих в правящую коалицию – Альянс за европейскую интеграцию, поставил под сомнение дальнейшую возможность республики идти по избранному пути европейской интеграции. Перед Молдовой всерьез встала проблема досрочных выборов, на которых шанс на победу имеет оппозиционная Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая взяла на вооружение идею вступления страны в Таможенный союз.

Надо отметить, что создание новой коалиции и нового правительства не обошлось без активного вмешательства Европейского союза. Депутаты Европарламента Либор Ручек и Яцек Протасевич 26 мая побывали с визитом в Кишиневе, где призвали молдавские политические силы найти компромисс для создания нового проевропейского правительства, установив в качестве крайнего срока 30 мая. И именно 30 мая в Кишиневе было объявлено о создании «проевропейской правящей коалиции», в которую вошли Либерально-демократическая партия, Демпартия и группа «реформаторов» из Либеральной партии, а вечером того же дня парламент утвердил правительство страны.

Новый молдавский премьер-министр Юрие Лянкэ – профессиональный дипломат, бывший министр иностранных дел, имеющий серьезные связи в европейских странах. Новоиспеченный молдавский премьер пообещал довести дело европейской интеграции своей страны до точки невозврата.

Однако не стоит забывать – времени у Молдовы, как и у Украины, не так уж и много. А сделать предстоит немало.

Автор: Артем Филипенко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту