![]() |
|
![]() |
![]() |
Почти месяц миновал после стихии, которая пронеслась над Одессой 31 мая. Среди тех, кто пострадал тогда больше всего, — ботанический сад Одесского национального университета им И.И. Мечникова. Наши журналисты побывали в ботсаду, чтобы узнать как сейчас там обстоят дела, кто помогает привести городской «оазис» в порядок и как скоро одесситы и гости города смогут снова увидеть его коллекцию. Ведь пока ботанический сад закрыт для посещения.
Помогали и специалисты, и волонтеры
Директор ботанического сада Александр Слюсаренко встретил журналиста «Одесской жизни» под кроной огромной секвойи. Той самой, возле которой Никита Михалков снимал свою «Рабу любви». К счастью, стихия дерево совершенно не тронула. Теперь это своеобразный символ того, что ботанический сад не сломлен. Пусть и понес серьезные потери, но выстоял. Александр Слюсаренко рассказал, что на протяжении всего последнего месяца очищать сад от упавших веток сотрудникам ботсада помогали студенты университета и волонтеры. И все же без помощи профессионалов было бы очень сложно.
- Для обрезки деревьев нужны люди с высокой квалификацией. В частности, Одесская областная администрация нам помогла с лесниками, которые приехали и за два дня сделали то, что мы своими силами делали бы недели три-четыре. Это профессионалы высокого класса. Таких специалистов у нас, конечно, нет, — признался директор сада.
Оборудования не хватает
Для того, чтобы сотрудники ботанического сада могли выполнить работы на верхних ярусах деревьев, требуются специальные приспособления. В этом на помощь пришли кабельный завод и одесский порт, которые по очереди на несколько дней давали свои вышки. Но с помощью такой машины в течение рабочего дня можно кронировать порядка пяти деревьев. А здесь нужно привести в порядок около 600. Нетрудно подсчитать, что времени в таких условиях потребуется очень много. И это не все сложности. Ведь здесь есть растения, которые находятся в глубине, среди других насаждений, и обычная вышка туда заехать просто не может. Иначе машина принесет больше вреда, чем пользы. Для выполнения таких деликатных работ требуется совсем другая техника, например, малогабаритная вышка с выносом стрелы до восьми метров.
- В Одессе такой нет, но, насколько нам известно, стоит она не так дорого. Поэтому мы ищем спонсора или мецената, который бы помог приобрести ее именно для Одесского ботанического сада. Тогда проблем с кронированием деревьев у нас не возникало бы, — поясняет Александр Николаевич.
По его словам, территория ботанического сада составляет 16 гектар, которые требуют постоянного ухода. Поэтому такая вышка была бы в работе каждый день. Пока же для выполнения работ в ход идет все, что можно.
- Вот посмотрите, мы пытаемся вместо вышки использовать стремянку, для того, чтобы кронировать этот дуб и его спасти. Потому что таких заломов, как на этом дереве, не должно быть. Дерево может просто погибнуть. Надо обязательно все срезать, а потом уже формировать его крону в течении нескольких лет, для того, чтобы растение пришло в себя, — говорит Александр Слюсаренко.
Вернулись на 12 лет назад
Убытки, которые были нанесены ботаническому саду, подсчитывают до сих пор. Речь идет о нескольких миллионах гривен. Это то, что можно определить уже сейчас. Но ведь есть еще и другого рода потери — это то, что было создано здесь за много лет, но погибло в результате бури. На восстановление этих потерь потребуются годы.
- Например, на восстановление одного дерева, уйдет от 12 до 16 лет! Как посчитать эти убытки? Фактически стихия отбросила нас примерно на 12 лет назад, — сетует Слюсаренко. — Есть такие растения, которые именно в этом году должны были плодоносить, но стихия помешала их развитию. Поэтому всю работу придется начинать с нуля. Это касается нескольких видов пихт – дальневосточных и средиземноморских. Сейчас наши сотрудники готовят материалы по тем видам растений, которые утрачены из-за стихии и нас интересуют, прежде всего. Направим письма в места естественного произрастания — и начнем всю работу заново.
Чтобы восстановить потери, сотрудникам ботанического сада придется проделать огромную работу. Для начала нужно написать письма в те учреждения, где растения находятся в местах их естественного произрастания. Получить оттуда семена, вырастить их, получить саженцы. Эти саженцы должны в течении 10-12 лет приспособиться к условиям нашей среды, а это морозы, засуха и так далее. Затем из этой популяции отберут только те растения, которые способны адаптироваться, и пересадят на постоянное место. Дальше нужно дождаться плодоношения, и только из этих семян можно будет выращивать растения, которые будут хорошо развиваться на нашей территории.
- Вот здесь был 80-летний бундук канадский, — рассказывает Александр Николаевич. — От него остался только корень, диаметром около метра. Остальные части дерева мы убрали. Но сам корень можно вынести только при помощи подъемного крана, потому что его вес вместе с землей — от пяти до десяти тонн. Поднять сами мы не сможем. К счастью, генофонд этого растения сохранился. И мы сможем высадить молодой саженец бундука на это же место в нужное время.
Пострадала от бури сербская ель. Ее высота была метров семь-восемь. Смерч вырвал дерево с корнем и повалил на другое. Сотрудники ботанического сада пока ее не убирают в надежде, что хоть в таком виде она даст семена и будет «сэкономлено» несколько лет на восстановления данного вида.
Те же деревья, которые попросту превратились в дрова, зимой будут отапливать теплицы и оранжереи Одесского ботанического сада.
Информация для волонтеров: Одесситов, которые хотят помочь Одесскому ботаническому саду, ждут в будние дни на Французском бульваре, 87 и 48/50.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |