![]() |
|
![]() |
![]() |
C 21 по 23 июня Одесский морвокзал вновь стал средоточием фестиваля немого кино и современной музыки «Немые ночи». Пять немых фильмов, пять известных музыкальных коллективов и музыкантов на протяжении трех дней создавали незабываемый арт-перформанс.
Вот уже в четвертый раз на причале морвокзала показывали отреставрированные немые киношедевры в сопровождении андерграундных музыкальных коллективов и музыкантов из России, Украины, Беларуси, Польши и Чехии. В программе – пять реставрированных фильмов, два из них – украинские, которые впервые показаны на этом фестивале после 80 лет забвения.
Ночь первая
Начинала фестиваль «Укразия» (1925) Петра Чардынина. В свое время этот режиссер открыл талант Веры Холодной, которая блистала в его дореволюционных фильмах. «Укразия» – первый украинский приключенческий боевик, шпионская драма, но, кроме этого, еще и прекрасный раннесоветский наив, наполненный почти плакатными агитациями и большевистской пропагандой. Особенно хороши негодники «белые», пресыщенная буржуазия и рабочие Англии, лелеющие грезы о том, что и у них появится замечательный вождь пролетариата.
Музыку к фильму создала и сыграла польская группа «MINIMATIKON». Звучание, конечно, потрясающе: современный бит и классическое немое кино оказались удивительно органичными.
– Сначала мы создали концепцию, продумали, какой будет музыка к этому фильму, потом начали импровизировать, создавать ее. Для нас немое кино – это возможность прикоснуться к той ушедшей эпохе. Мы просто создавали свою музыку, как мы это чувствовали, – рассказали польские музыканты.
Судьба этого фильма, надо сказать, триумфально-печальна. Кинолента после выхода на экраны завоевала огромную популярность, но в конце 1930-х сценарист Николай Борисов был репрессирован, а фильм запрещен. В Национальном центре им. А. Довженко его восстанавливали по крупицам.
После перерыва – второй сет и вторая кинокартина. Это фильм «Крейцерова соната» (реж. Густав Махаты, 1926) по одноименной повести Льва Толстого. Чешский режиссер Густав Махаты – классик эротичного, чувственного кино, создавший свой универсальный стиль. «Крейцерова соната» создана Толстым тоже не без чувственности, а потому неудивителен выбор режиссера. Чрезвычайно умилительно выглядит серьезная, непростая повесть, воплощенная на экране еще зарождающимся кино.
И вновь все преображает музыка: фильм чешского режиссера озвучил известный чешский рок-музыкант Павел Файт. Он рассказал, что фильм прочувствовал уже в ходе работы над саундтреком, а подход к созданию музыки для кино у него неизменный – он любит проживать новую жизнь вместе с фильмом.
Ночь вторая
Состоялся показ фильма «Последний человек» (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1924), повествующая о старом портье фешенебельного отеля, которого однажды понизили до администратора туалетных комнат. Престиж, статус, уважение окружающих – все рушится, на смену этому приходит отчаяние и ужас, которые актеру главной роли (Эмиль Яннингс) нужно было выразить исходя только из своего актерского таланта: фильм без единого титра. То, что ТАК сейчас в кино не играют – факт несомненный. В фильме также немало нововведений, экспериментов с формой, которые сейчас вошли в кинематограф и кажутся обычным явлением. Например, была впервые задействована субъективная камера, с помощью которой можно как бы смотреть глазами главного героя. Вообще при просмотре немого кино важно абстрагироваться от того, что привычно для нас, почувствовать себя зрителем той эпохи и поражаться открытиям и прорывам, которые свершаются прямо на глазах.
Фильм озвучили российские музыканты: дуэт саксофониста, фри-джаз импровизатора Сергея Летова и вибрафониста Владимира Голоухова. Музыканты уверены, что в озвучивании немого кино есть некий парадокс и ирония: немое кино, созданное для массового зрителя, озвучивается серьезной импровизационной музыкой, которая никак не принадлежит к массовой. Кроме этого, артисты поделились своими соображениями о современных тенденциях и насущных проблемах в музыке.
Особой драматичности окончанию фильма прибавила подступающая гроза, но дождь не спугнул ни музыкантов, ни зрителей. Второй сет был перенесен на следующий день.
Ночь третья
Все действа проходили в выставочном комплексе морвокзала. Состоялся отмененный из-за непогоды показ второго украинского фильма – «Хлеб» (реж. Николай Шпиковский, 1930) с музыкальным сопровождением белорусской группы «Port Mone». «Хлеб» – еще один замечательный образец советского идеологического кино. Построенный на простом сюжете о коллективизации, он поражает эпичностью, потрясающими по красоте кадрами, коих не увидеть порой и в современном кино. Музыка «Port Mone» – стопроцентное попадание, их музыка особо подчеркнула эпичность, пафос (со знаком плюс) действа.
А пока на раннесоветских экранах самоотверженно боролись за дело революции, буржуазная культура создавала кинокомедии о своих же буржуа. Яркий пример тому – фильм «Патси» (реж. Кинг Видор, 1928) с традиционной импровизацией джазового пианиста Юрия Кузнецова. К каждому кадру музыкант тут же находил необходимое музыкальное решение, срывая овации. Талантливый фильм и такое же музыкальное сопровождение сделали свое дело – зрители «надрывали животики».
Закрытием фестиваля стал концерт украинского фрик-кабаре «Dakh Daughters».
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |