ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Губительная «чистота» одесских очистных сооружений
16.07.2013 / Газета: Одесская Правда / № 48 / Тираж: 28000

Как известно, ни один сколь­-нибудь крупный населенный пункт не может существовать без очистных сооружений (станций биологической очистки).

В Одессе известны две станции очистки: «Южная» – в районе дачи Ковалевского и «Северная» – между Лузановкой и поселком Котовского. Оборудование на станциях – устаревшее, технология очистки – тоже. Но что самое главное – даже полностью очищенные стоки должны быть вынесены на определенное расстояние в море.

Специалисты в один голос говорят, что в Одессе эти нормы не соблюдаются. Например, в районе Дачи Ковалевского стоки вынесены всего на 500 метров, хотя по нормам это расстояние должно быть не менее 2 км. А в Лузановке нечистоты выливаются чуть ли не у самого берега: они выходят в море всего лишь в 150 метрах от курортной зоны.

Кроме того, там до сих пор используются не только устаревшие, но и опасные методы обеззараживания, которые пагубно влияют на всю экосистему Черноморского бассейна.

Так, бывший начальник Ильичевской станции биоочистки Василий Вильчинский рассказал, что обеззараживание ведется жидким хлором, а это – сильнейший яд.

– Обеззараживаем на очистных сооружениях, а потом по закрытому трубопроводу стоки идут до уреза моря, затем – по морю, – поясняет Вильчинский. – И на выходе все живое от этой заразы гибнет.

По словам Вильчинского, в районе «Лузановки» вода имеет наиболее высокую степень бактериального загрязнения. Основные причины – сбросы из Хаджибейского лимана и станции очистки «Северная». Последняя ежесуточно «поставляет» в море 400 тысяч кубометров очищенной, но не обеззараженной воды. Дело в том, что на обеззараживание воды необходимы серьезные денежные «вливания», которых ни у города, ни у области не было со времен распада СССР.

Что касается другой станции очистки – «Южной», то и там ситуация ничем не лучше. Разве что сброс в море очищенных вод в районе Дачи Ковалевского вдвое меньше: 200 тысяч кубов в сутки. И если ахиллесовой пятой станции «Северная» являются промышленные отходы, то у «Южной» – отсутствие ливнеотвода. Потому во время дождей все нечистоты из города «сходят» в сторону моря.

Глубоководные страсти

В 2010 году вызвался решить головную боль Одессы известный в городе бизнесмен и политик Руслан Тарпан.

Он предложил проект реконструкции СБО «Северная» и «выбил» из столичных чиновников на свою задумку целых полмиллиарда гривен. Однако проект сразу же вызвал довольно неоднозначную реакцию и много вопросов у специалистов. Ведь заключался он в строительстве системы глубоководного выпуска сточных вод без обеззараживания. Говоря попроще, под водой предлагалось провести трубу для того, чтобы фекалии сливались не в прибрежной зоне, а на расстоянии 4,5 км. от берега. Кроме самой трубы в планах было обновить насосную станцию для того, чтобы она могла прокачивать стоки на такое расстояние. При этом очищать одесские нечистоты планировали все тем же устаревшим оборудованием, которое, скрепя всеми деталями, делает эту работу со дня постройки станции в 1986 году.

Странная конструкция так и не была проложена. Дело «повисло» после постройки насосной станции. Вокруг этой трубы разгорелись нешуточные страсти. Работы все никак не начинались. Возник конфликт с городом и областью – чиновники никак не могли выделить землю под сооружение. И вдруг, как черт из табакерки, всплыло уголовное дело: фирму «Инкор», принадлежащую Руслану Тарпану, обвинили в хищении

45 млн. грн. на прокладке злосчастной трубы. Строительство моментально заглохло, а Руслан Серафимович, по слухам, еще долго не мог «финансово» оправдаться.

Сейчас, как утверждают в некоторых СМИ, Тарпан уехал в Кению консультировать их правительство по вопросам строительства очистных сооружений и систем орошения на территории самой республики, а также смежных государств: Сомали и Танзании.

Трубы для дорогостоящего проекта «Глубоководный выпуск» везли издалека, но так и не проложили.

Новый проект

В итоге затратный проект системы глубоководного выпуска не был реализован. Город получил, в принципе, ненужную ему насосную станцию, а народные депутаты­одесситы сейчас пытаются «протолкнуть» уже свой проект модернизации очистных сооружений.

При этом, городские чиновники, видимо, вдохновившись примером Р. Тарпана, задумали параллельно с его проектом построить СБО «Южная», которая, по оценкам экспертов, должна была стоить те же 500 миллионов.

Позже инициативу перехватило Минрегонбуд: от горсовета потребовали срочно отвести землю под строительство станции биологической очистки. Но местные чиновники, тормозили процесс, апеллируя сложностью процедуры землеотвода. Ну а вскоре проекту попросту заморозили финансирование, а вместе с ним идею СБО отложили в долгий ящик.

Теперь инициативу строительства станций очистки подхватил депутат Сергей Кивалов. Он утверждал, что уже в конце 2013 года завершится разработка проектной документации и начнется модернизация сети очистных сооружений Одессы. Кивалов подчеркнул, что новый проект кардинально отличается от «тарпановского»: при помощи плазменного газификатора и технологии микровзрыва при температуре несколько тысяч градусов будут стерилизованы зараженные земля, ил. Они послужат сырьем для биогазового реактора, продукцией которого станут биогаз и гумус. Но и этот проект пока упирается в недостаток финансирования: инициаторы требуют от Кабмина около миллиарда гривен. Однако после истории с «Инкором» – неизвестно когда будет реализован проект и осуществится ли он вообще. В итоге мы наблюдаем ситуацию, как и в начале этой эпопеи: все то же старое оборудование, все тот же сброс фекалий чуть ли не на головы пляжникам.

СЭС настаивает на отдаленном сбросе

При этом специалисты из облСЭС утверждают: необходимо все­таки уделить первоочередное внимание отдаленному выбросу нечистот, а не изолированно модернизировать систему очистки. Так, зав. отделом гигиены облСЭС Алла Кильдышева вспоминает о «Южном туннельном коллекторе», коллекторе глубокого заложения, строительство которого было начато еще в 1991 году и заморожено ввиду отсутствия средств. А ведь именно этот коллектор мог бы «перехватить» ливневые воды, оказывающие пагубное воздействие на состояние морской среды.

– К сожалению, средств на эти цели нет, – с горечью констатирует Алла Николаевна. – Потому ­то время от времени «всплывают» какие-­то «альтернативные варианты», например внедрение биосооружений, которые помогут морю самоочищаться. Нас, медиков, это мало обнадеживает: просто так вот невозможно избавиться от буквально сумасшедшего объема загрязнений. Так же, как абсолютно бесперспективным представляются варианты очищения морской воды в районе каких­либо конкретных, отдельно взятых пляжей. Дело в том, что сточные воды образуют на морской поверхности специфические, огромного размера пятна, которые передвигаются вдоль всего побережья: «вывели» их на одном пляже, они тут же возникли на другом. Получается, что работа по их изничтожению – сизифов труд.

В этой связи вспоминается один эпизод поездки вашего корреспондента во Францию. Так, один из туристических маршрутов в Париже заключается в посещении местной станции очистки, и в конце маршрута туристам предлагают выпить...стакан воды, прошедшей полный очистительный цикл.

Скажу честно: далеко не все реализуют это предложение гида, да и я, по правде говоря, брезгливо скривился и пропустил эту часть программы. А поступил так, очевидно, по привычке, зная все «прелести» одесских очистных сооружений, дающих о себе знать на весьма ощутимом расстоянии.

Глубоководный проект подвел одесских чиновников под уголовное дело

Следственное управление МВД Украины в Одесской области начало досудебное расследование по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Одесской облгосадминистрации и Одесского горсовета при закупке первоочередных работ по строительству в Одессе системы отвода сточных вод от станции биологической очистки «Северная», включая работы на объекте «Глубоководный выпуск».

По информации Государственной финансовой инспекции Украины, на сегодня продолжается ревизия финансово-­хозяйственной деятельности КП «Агентство программ развития Одессы». Известно, что для строительства магистральной системы водоотведения южного бассейна канализования Одессы данное предприятие получило 45,6 млн долларов, которые государство в качестве займа получило в Международном банке реконструкции и развития.

Как сообщает пресс-­служба ВО «Свобода», по инициативе которой и началось данное расследование, в 2010 году главное управление капитального строительства Одесской облгосадминистрации в результате непрозрачного тендера и с признаками коррупционного деяния приняло решение о заключении договора подряда с ООО «Ремерцентр». О коррупционной деятельности свидетельствует также стоимость работ, связанных с проектом «Глубоководный выпуск», что гораздо выше, чем на аналогичных объектах в мире. При этом, за три с половиной года реализации проекта построены насосная станция, наземная часть трубопровода, подводная часть глубоководного выпуска, на что было использовано около 600 млн гривен, но конечного результата до сих пор не достигнуто. По оценкам независимых экспертов, стоимость работ на объекте «Глубоководный выпуск» в целом была значительно выше стоимости работ, которые выполняют иностранные подрядчики при реализации подобных проектов.

Автор: Всеволод Ананьев


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту