ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Спасая порт Измаил, «топят» Ренийский?
25.07.2013 / Газета: Одесские известия / № 79(4498) / Тираж: 18937

Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени» (расположена на территории морского порта Рени площадью 94 га) побудил иностранных инвесторов вкладывать средства в строительство здесь новых объектов. Одним из таковых стал комплекс ЧП «Рени-Лес» по перегрузке минеральных удобрений. С введением его в эксплуатацию примитивной перевалке «химии» с неизбежным загрязнением окружающей среды была противопоставлена современная технология. Кроме того, новая линия позволяет в автоматическом режиме смешивать удобрения в требуемых пропорциях, паковать их в тару различного объема и отгружать заказчику.

Этот современный комплекс, где нашли работу 106 человек, успешно действовал до недавнего времени. По словам исполнительного директора ЧП «Рени-Лес» Юрия Петку, в прошлом году предприятие навалочным способом через порт Рени переработало 146 тысяч тонн грузов, в упаковке – 25 тысяч тонн, плюс 35 тысяч тонн сжиженных газов. И вот сегодня это предприятие оказалось под угрозой остановки:

– Когда мы построили комплекс, все были довольны, – говорит инвестор, президент группы компаний «Марлена» (главный офис – в Германии) Леонид Крашунский. – Полгода назад наши партнеры – компания «Белорускалий» сообщили нам, что Измаильский порт получает скидку на минудобрения – на 9 долларов за тонну. Мы тут же обратились к начальнику порта Рени Сергею Строя: надо что-то делать! Нам сказали: не волнуйтесь, ставки выравняем. Но «сказали» к делу не приложишь. Грузопоток минеральных удобрений сегодня еще держится на личных отношениях, но какие бы они не были, а в бизнесе 9 долларов на тонне – большие деньги. И речь идет не только о том, что минеральные удобрения пойдут через порт Измаил, – есть реальная угроза, что эти грузы перебросят на румынский порт Констанца. Министерство инфраструктуры отдает себе отчет в том, что происходит?

По мнению инвестора, положение дел осложняет реформа, начавшаяся после вступления в июне текущего года в силу Закона Украины «О портах». Теперь непонятно, кто должен заниматься вопросами тарифов – порт как госпредприятие или филиал Администрации морпортов Украины?

Прокомментировать данную проб­лему мы попросили начальника службы маркетинга и договорной работы Ренийского филиала Администра­ции морских портов Украины Олега Шлюкова. Как же могло получиться, что в двух соседствующих портах разница в перевалке минудобрений составляет 9 долларов за тонну?

– В 2012-2013 годах ситуация на Дунае резко изменилась. Как известно, Измаильский порт потерял свой основной грузопоток – продукцию из Полтавы, и новое руководство предприятия было вынуждено искать альтернативные грузы, – говорит О. Шлюков. – Решением этого вопроса занялось и Министерство инфраструктуры. В итоге оно обеспечило Измаилу скидки по нескольким грузовым позициям. Измаил, по сути искусственно, получил преференции. По нашей информации, некоторые фирмы, работающие с Ренийским портом, запланировали на август переориентировать свои грузы на порт Измаил. Это значит, что пострадают и «Рени-Лес», и порт Рени, который потеряет сборы и плату за использование причалов. И самое обидное, что это происходит в тот момент, когда на ренийском направлении активизировались грузопотоки, нам удалось погасить задолженность по зарплате.

По словам О. Шлюкова, помимо минудобрений, Измаильский порт сейчас претендует еще на один традиционный ренийский груз – транзитные окатыши, поскольку получена 30-процентная скидка.

– Тогда надо честно сказать, что порт Рени не нужен, и начать процедуру его ликвидации, – говорит

О. Шлюков. – Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы клиентура не страдала. Но если раньше, когда порт был единым предприятием, мы могли напрямую обращаться к руководству Мининфраструктуры, Департамента морречтранспорта или «Укрзалізниці», то теперь, после разделения порта и портовых функций, это сделать сложнее. Наша позиция такова: нельзя создавать преимущества для одного порта за счет другого. Провозглашается, что между украинскими портами не должно быть конкуренции, а на деле такая конкуренция создается и даже стимулируется. Где же внятная транспортная политика в портовой отрасли?

Автор: Антонина Бондарева


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.062
Перейти на повну версію сайту