![]() |
|
![]() |
![]() |
11-13 июля в городе Ульм-на-Дунае (Германия) состоялась Первая конференция парламентариев стран Дунайского региона. В ее работе приняла участие делегация Верховной Рады Украины. Об итогах работы конференции мы беседуем с руководителем делегации, народным депутатом Украины Сергеем Гриневецким.
—Сергей Рафаилович, для начала — об итогах первой конференции парламентариев стран Дунайского региона. Чему она была посвящена, какие вопросы там поднимались?
—Конференция была созвана с вполне конкретной целью — способствовать налаживанию сотрудничества парламентариев стран Дунайского региона для реализации Дунайской стратегии Европейского Союза (ЕС). В этой связи хочу напомнить, что стратегия ЕС для Дунайского региона была одобрена Европейским парламентом в июне 2011 года. Эта стратегия является, прежде всего, политическим документом, в котором содержатся ориентиры государствам региона и институтам Евросоюза по обеспечению развития Придунавья. Документ этот уникален по ряду параметров. Во-первых, его реализация коснется не только девяти дунайских государств-членов ЕС, но и стран-соседей ЕС, таких так Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Республика Молдова и, естественно, Украина. Во-вторых, это комплексный документ, который охватывает не только сферу транспорта, но вопросы экологии, развития культуры и туризма, образования и многих других.
Кроме того, Дунайская стратегия может рассматриваться и как инструмент регионального развития. Как известно, действие стратегии распространяется на четыре региона Украины, расположенных в бассейне реки Дунай — Одесскую, Черновицкую, Закарпатскую и Ивано-Франковскую области.
В ходе конференции прозвучали очень интересные выступления представителей Еврокомиссии и наших коллег. В них поднимались многие вопросы, которые волнуют и современную Украину: преодоление бедности, борьба с коррупцией и организованной преступностью и другие. Еще раз хочу подчеркнуть, что Дунайская стратегия — комплексный документ и охватывает все аспекты развития этого региона.
По итогам конференции была принята итоговая декларация. К слову, по предложению народного депутата Юрия Крука к декларации были приняты дополнения отдельным протоколом и поддержаны председателем Комитета бюджетного контроля Европарламента господином Михаелем Тойером.
Для информации, вторая конференция будет проходить в Будапеште в следующем году, а третья — в Украине.
— Вы неоднократно выступали за необходимость проведения более активной политики Украины на Дунае. Однако далеко не всегда позиция Украины в дунайском вопросе была четкой. Как вы считаете, поможет ли регулярное участие украинских парламентариев в работе Дунайской парламентской конференции формированию этой позиции?
— Несомненно. Для начала вспомним, что у парламентариев достаточно широкие возможности для участия в реализации Дунайской стратегии. Кроме того, депутаты могут стать тем необходимым связующим звеном между экспертным сообществом, работающим в этой сфере, и органами исполнительной власти. В принятой итоговой декларации конференции, в частности, указано на необходимость активно привлекать население стран к реализации стратегии.
К сожалению, у Украины пока нет четкого понимания политического и экономического значения Дуная. Почему-то считается, что это проблема либо узкорегиональная, которая касается одного или нескольких регионов, либо узкоотраслевая, затрагивающая работу портов и судоходных компаний. Но, по моему глубокому убеждению, дунайская проблематика выходит и за рамки региона.
Украина в свое время также попыталась применить комплексный подход. В 2004 году правительство, которое тогда возглавлял Виктор Янукович, утвердило Комплексную программу развития Украинского Придунавья до 2010 года. Она охватывала все аспекты — от развития транспортной инфраструктуры до экологии. Однако уже вскоре исключительно по политическим мотивам новое «оранжевое» руководство перестало финансировать программу. За это время Украина стала стремительно терять свои позиции на Дунае. Единственным позитивным фактором можно считать возобновление работ по строительству канала Дунай-Черное море через устье Быстрое.
— Вы упомянули о Комплексной программе развития Украинского Придунавья. Действительно, в свое время это был прорывной документ. Но время прошло, большинство проблем так и осталось нерешенными, накопились новые. К тому же, в вопросе о судоходном канале Дунай-Черное море постоянно присутствует и сильное внешнее давление. В частности, Румыния неоднократно высказывалась против этого украинского проекта...
— Позиция Румынии действительно известна. Известны и причины, почему румынская сторона крайне негативно относится к реализации Украиной проекта по созданию глубоководного судоходного хода. Ведь украинский канал подрывает румынскую монополию на выход из Дуная в Черное море и ведет к перераспределению грузопотоков. А это уже серьезные финансовые потери. Я думаю, что Украина должна адекватно реагировать на заявления румынской стороны. Например, Румыния намерена проводить на Дунае гидротехнические работы, которые, по оценкам ученых, могут негативно повлиять на дальнейшее перераспределение гидрологического баланса в дельте реки и привести к ее деградации. Это идет вразрез не только с национальными интересами Украины, но и с целями и задачами Дунайской стратегии ЕС.
Но есть и оборотная сторона медали. У нас часто любят поговорить о «румынской угрозе», но при этом остаются равнодушны к проблемам дунайских регионов, в частности, юга Одесской области.
Я уже говорил, что Украина опоздала в своем участии в разработке Дунайской стратегии. Как результат, сегодня Румыния является сокоординатором двух программ — «развитие внутреннего судоходства» и «мониторинг экологических рисков».
В конце концов, не Бухарест же принял решение прекратить финансирование Комплексной программы развития Украинского Придунавья. Не Румыния мешает нам начать строительство автотрассы Одесса-Рени, которая является жизненно необходимой как для региона, так и для страны в целом. Это все результаты нашей недальновидности.
А негативные последствия этой недальновидности уже налицо. Дунайские порты переживают глубочайший кризис. Идет сокращение рабочих мест, люди выезжают в поисках работы. Выдача румынских паспортов гражданам Украины, против чего в прошлом году выступил украинский МИД, — это не только политическая проблема, но и экономическая. Ведь если бы в Придунавье работали предприятия, платили бы зарплату, были бы решены проблемы качественного водоснабжения и газификации, вряд ли у жителей региона было бы желание обрести румынский паспорт, чтобы отправиться на заработки за рубеж.
— Более 20 лет назад советское Дунайское пароходство, а впоследствии Украинское Дунайское пароходство, занимало ведущие позиции на Дунае. Однако война в Югославии нанесла существенный удар по дунайскому судоходству. В особенности пострадали интересы украинских судовладельцев. Война закончилась, но проблемы остаются...
— Доля дунайского судоходства в общем объеме перевозок по внутренним водным путям Европы в 2012 году составила около 10%, что создает определенное мнение о его значительных резервах. Вместе с тем, рынок перевозок испытывает постоянное давление различных факторов: мировой финансово-экономический кризис, конкуренция с железнодорожным и автомобильным транспортом. Основной причиной традиционной слабости рынка дунайского судоходства является неразвитость инфраструктуры и неравномерность развития ее отдельных элементов. Именно этот фактор тормозит внедрение на Дунае новых, прежде всего скоростных, технологий перевозок, которые по времени и стоимости доставки грузов могли конкурировать с железной дорогой и автомагистралями. На Дунае значительное число перекатов. И при недостаточном количестве осадков «узкие» участки закрываются, что ведет к потере грузопотоков.
Таким образом, сегодня в повестке дня стоит вопрос модернизации инфраструктуры. Дунайская стратегия ставит перед собой масштабные задачи в сфере судоходства, среди которых устранение существующих узких мест судоходного пути, с тем чтобы в 2015 году суда могли осуществлять эффективное плавание в течение всего года, а также развитие эффективных терминалов в дунайских портах для связи внутренних водных путей с железнодорожным и автомобильным транспортом.
— Однако не только судоходство является приоритетом Дунайской стратегии. Какие еще направления, на ваш взгляд, являются важными?
— Скажем по-другому. Неважных направлений в Дунайской стратегии нет. Взять хотя бы тему энергетики. Энергетические проблемы Украины общеизвестны, а если говорить о придунайских областях, то здесь ситуация крайне сложная.
Например, юг Одесской области не имеет надежных источников энергоснабжения, зависит от поставок электроэнергии из других государств, в частности, с Молдавской ГРЭС, расположенной в непризнанной Приднестровской республике. Это не раз приводило к возникновению опасных ситуаций, грозивших отключением региона от энергоснабжения.
Особое значение в контексте Дунайской стратегии для нас приобретает реализация совместных проектов градостроительного развития трансграничных регионов. Ее суть состоит во взаимном согласовании пространственного развития приграничных территорий. Эти территории, как правило, являются периферийными и депрессивными. Совместное планирование даст возможность избежать несбалансированного использования территорий по обе стороны границы. Хочу напомнить, что, в соответствии с Генеральной схемой застройки Украины, предусмотрено создание совместных проектов градостроительного развития трансграничных регионов Украина-Румыния, Украина-Молдова, Украина-Венгрия и других. В ходе конференции я высказал предложение о необходимости активизировать работу в этой сфере.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |