![]() |
|
![]() |
![]() |
Почему упал резко спрос на рядовых из Украины? Они и рады в рейс, но их не берут. Уходят только 10-15 % из тех, в контрактах с которыми заинтересована компания, оценившая их профессионализм по прежним контрактам. Не лучше положение с прохождением практики и в мореходных училищах.
Мастеровитость — тот «конек», на котором обычно украинские моряки обходили острые углы трудоустройства. Даже несмотря на хромающую дисциплину и английский со знаками запинания. Что до греков, первыми взявшими их под свой флаг, то это было не только признание нашего профессионализма, но и акция христианского милосердия, в какой-то степени, по отношению к славянам-единоверцам.
Кроме того, тех спецов долго растили на флоте ЧМП, привив, помимо знаний и умения заботься о заведывании, еще и любовь к судовым обязанностям. Но большинство носителей давних флотских традиций по возрасту уже безвозвратно сошли на берег. А у тех, кто сегодня сменил их на вахте, нет той подготовки, практической учебы и моральной закалки, которые в целом называлась «хорошей морской школой». Поэтому ветеранов ЧМП, чьи дети сейчас стоят на мостиках и у пультов управления главным двигателем, удивляют и огорчают появившиеся нарекания на недостаточную квалификацию украинских «подфлажников». Некоторые, возможно, излишне категорично, заявляют даже о кадровой деградации.
Нелестное мнение у дедов-капитанов усилилось невольно сложившимся впечатлением, что моряки не могут повысить разряд, не приплатив за получение новых «корочек». К сожалению, те, кого устраивает способ покупки диплома и не смущает фактическое несоответствие должности, пользуются корыстолюбием экзаменаторов. Не понимая, что настоящий экзамен начнется в море.
Уже забываются времена, когда по Таможенной площади в Одесский порт маршировали строем воспитанники Школы мореходного обучения, так называемой «шмойки». Почти каждый день своего двухлетнего курса подготовки они нарабатывали на судах практические навыки. Многие члены судовой команды — рядовые разбирались в профессиональных вопросах не хуже иных командиров флота.
Но ШМО кануло в Лету вместе с почти тремя сотнями судов ЧМП, служивших огромным полигоном для стажировки будущим матросам и мотористам. К ним действительно было приложимо звание «аЫе seamen» — настоящий моряк, или, как говорили еще на парусном флоте, — «справный». Из других ПТУ приходили токари и сварщики. Сегодня «низы» штампуют за три месяца. Скорость и необременительность таких курсов, легкость получения свидетельств о квалификации привлекает многих. Чтобы наспех переквалифицироваться в «шульцев», в тренажерные центры и другие инкубаторы кадров хлынул случайный народ, который не прижился на других работах. В основном, соблазненные «подфлажными» заработками.
Разочарование, в таких случаях обычно наступает, когда они с документами приходят в службы найма. Два-три контрольных вопроса выявляют их незнание судна и неумение выполнять судовые работы, особенно авральные.
- Где проходили практику? — спрашивают их. И кандидаты, краснея, сознаются, что один стажировался на водолазном боте, который два раза отчаливал, но не выходил дальше Воронцовского маяка. Другой набирал опыт швартовки, работая на катере, совершающем прогулки вдоль пляжного побережья. Кто-то оббивал ржавчину на леерах плавкрана, кто-то нес службу у трапа маломощного буксира портофлота.
Вот одно из объяснений, почему упал резко спрос на рядовых из Украины. Они и рады в рейс, но их не берут. Уходят только 10 — 15 % из тех, в контрактах с которыми заинтересована компания, оценившая их профессионализм по прежним контрактам. Не лучше положение с прохождением практики и в мореходных училищах. В тех же преданиях о славном прошлом серия теплоходов-«профессоров», составлявших особую группу учебно-производственных судов. Давно порезаны «Иван Сусанин» и «Горизонт», на которых проходили плавпрактику учащиеся средней мореходки. У курсантов нынешней Морской академии еще есть возможность набирать ценз в качестве кадетов на судах иностранных компаний. Но, поскольку далеко не каждый судовладелец примет такое предложение от посредника, количество счастливчиков порядком ограничено. Что касается колледжей, то там ситуация еще менее радужная. Среднее образование как базовое, утратило имидж. И тем, кому не повезло, остается осваивать морскую науку все на тех же бункеровщиках, «водолеях», буксирах, самоходных баржах, земснарядах, поставленных на прикол, плавучих причалах.
Отсутствие возможности получать полноценную практику в сфере украинского морского образования порождает не только проблему трудоустройства, но и профессионального роста будущих выпускников. Да, представители высшего комсостава требуются постоянно. Но, чтобы стать старме-хом или капитаном, нужно определенное количество лет поработать на низших должностях. Как же может проявить себя начинающий специалист, если он заканчивает мореходку без рабочего диплома, поскольку за годы обучения не мог набрать нужный ценз? Если даже он согласится идти рядовым, это может вызвать у судовладельца подозрение, что он неважный специалист и не соответствует уровню образования, заявленному в дипломе. А подняться по карьерной лестнице до руководителей высшего звена можно только, начав работать с «низов». В свою очередь, «верхи», хоть и востребованы, не могут удовлетворить запросы всех судоходных компаний на старший офицерский состав. И постепенно уступают позиции выходцам из других стран.
Эта рыночная коллизия по мере прогрессирования чревата в будущем потерей популярности морских учебных заведений среди желающих овладеть флотскими профессиями. Вместе с уменьшением гарантий трудоустройства по их окончанию, теряется и рациональный смысл поступления в мореходки всех уровней аккредитации. Не витает ли над системой морского образования тень незабытой участи расформированного ШМО?
Еще, говорят действующие капитаны, принимая в экипаж новобранца, подготовку молодой смены ослабляет отсутствие требовательности, рожденной контрактным обучением. Учеба за плату становится равносильной халатности одной стороны и ангажированности другой. После присоединения Украины к Сводной Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве», вопрос платного обучения вообще может стать проблематичным, потому что, по новым стандартам подготовка специалиста к несению вахты должна быть бесплатной. В общем, куда ни кинь, всюду клин. Хотя, выходом могло бы стать приобретение или постройка учебно-производственного судна для прохождения курсантской практики.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |