ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Первый троллейбус: сорок лет спустя
10.08.2013 / Газета: Одесский вестник / № 31(5279) / Тираж: 5481

Сорок лет назад на городские маршруты вышли первые машины троллейбусного депо № 2. После ликвидации в 1997 году депо № 1 на улице Зоопарковой депо на улице 25-й Чапаевской дивизии стало единственным троллейбусным парком в Одессе. Из названия убрали двойку, ничьим именем не назвали и с тех пор для троллейбусов всех четырнадцати городских маршрутов — это родной дом.

Коллектив этого предприятия трудно собрать вместе даже по случаю юбилея. Сказывается специфика работы. Половина работников — на своих рабочих местах: за рулем, в диспетчерских, ремонтных мастерских. Поэтому в клубе троллейбусного депо на праздничное мероприятие собрались только те, кто не был на смене или же в отпуске.

Все было по-семейному: сладкий стол, а также выставка детских рисунков на тему «Троллейбус будущего», концерт художественной самодеятельности воспитанников детской базы отдыха «Мечта». О проблемах предприятия почти не говорили: повод не тот. Приятнее было слушать о перспективах, которые у троллейбусников, безусловно, есть. Городу очень нужен электротранспорт, и его будут развивать. На это неоднократно обращало внимание руководство города. Решение проблемы с нечистыми на руку кондукторами, которые не доносили часть выручки до кассы предприятия, модернизация участков путей, поэтапная замена, пусть и подержанного, но отлично сохранившегося подвижного состава из Чехии,- далеко не весь перечень вопросов, которые активно решаются в последние годы.

- Руководством Одессы сейчас прорабатывается вопрос о получении кредита на закупку нового подвижного состава, — сказал директор КП «Одесгорэлектротранс» Дмитрий Полунин. — Новый подвижной состав — это и новые маршруты, и улучшение качества обслуживания. Вопрос актуальный, если учесть, что город в преддверии Евробаскета-2015.

- Мы обязаны уделять серьезное внимание именно развитию горэлектротраспорта, если хотим занять достойное место туристической жемчужины, — отметил исполняющий обязанности заместителя городского головы Кирилл Шаламай. — Поэтому сегодня с надежными работниками, которые трудятся не только в троллейбусном депо, но и в трамвайных, во всем «Горэлектротрансе», с таким замечательным руководителем, как Дмитрий Борисович Полунин, у нас хватит сил найти правильные направления развития этой сферы.

По поручению мэра Алексея Костусева Кирилл Шаламай в торжественной обстановке вручил награды работникам предприятия. За многолетний добросовестный плодотворный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, весомый личный вклад в обеспечение пассажирских перевозок в Одессе и по случаю 40-й годовщины основания троллейбусного депо коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс» Почетным знаком одесского городского головы «Знак почета» наградили директора предприятия Дмитрия Полунина. Почетного знака одесского городского головы «Благодарность» удостоены слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Николай Кулиш, мастер цеха по ремонту подвижного состава Василий Чудак, водители троллейбусов Михаил Брижчук, Николай Дурбала и Светлана Солод-кова. Со своей стороны, Дмитрий Полунин приказом по предприятию поощрил двадцать пять работников депо. Отдельной строкой в приказе отмечены рабочие-ремонтники, которые принимали активное участие в развитии и становлении предприятия, а также те, кто занимался ликвидацией последствий урагана 31 мая этого года. В первые дни июня в ремонте контактной сети, питающих фидеров, а также тяговых подстанций участвовало пять специализированных бригад службы энергохозяйства и столько же бригад из работников трамвайных депо. Были ликвидированы 536 упавших деревьев, заменено около одного километра •контактного провода и более двух километров опорно-натяжного троса. К 10 июня все маршруты гор-электротранспорта работали в обычном режиме.

Вспомнили на празднике и руководителей депо, которые стояли у истоков создания этого подразделения городского электротранспорта.

- Те, кто давно работает, помнят, как в 70-х годах был своеобразный бум развития в нашей отрасли: вводились новые маршруты и тяговые подстанции, было построено депо, приобретался новый подвижной состав, — сказал Дмитрий Полунин. — От всей души поздравляю всех, кто вложил свой труд в то, чтобы этот транспорт и сегодня доказал свою жизнеспособность. Вы на деле доказали, что мы можем выполнить поставленную городом задачу.

Подтверждает слова Дмитрия Полунина и заслуженный работник сферы услуг Украины Михаил Козырев, четыре десятка лет занимавшийся вопросами городского хозяйства. Михаил Иванович, который сейчас пишет книгу под рабочим названием «Как мы работали», рассказывает, что в советское время городскому электротранспорту уделяли огромное внимание, выделяли большие средства На его развитие. Одесское трамвайно-троллейбусное управление (ОТТУ) было одним из лучших в Украине и СССР, занимало призовые места, а депо боролись за звания образцовых. Вспоминает Михаил Козырев и историю с троллейбусным депо на улице 25-й Чапаевской дивизии. Оно строилось медленно, срывались сроки сдачи его в эксплуатацию, нужно было что-то делать. И вот совет ветеранов-транспортников решил обратиться к тогдашнему первому секретарю Одесского обкома КП Украины Павлу Козырю с просьбой незамедлительно рассмотреть этот вопрос. Было созвано бюро обкома, на котором с речью выступил Михаил Козырев, занимавший уже тогда пост заместителя заведующего коммунальным хозяйством Одессы. Это был 1972 год, делу дали толчок, и через год депо выпустило первый троллейбус.

Кстати, фильм «Первый троллейбус», который снимали в Одессе десятью годами ранее (в 1963 году), во многом сформировал романтическо-лирический образ девушки-водителя. Любопытно, что героиню нашего репортажа звали так же, как и протагониста, -Светлана, и ей также нравилась песня «За тобою вслед», ставшая хитом после выхода фильма. Светлана Солодкова работает водителем троллейбуса с 1966 года. Окончив курсы вождения троллейбуса, она сначала работала на троллейбусах МТБ, потом — на ЗИУ-5 (водители называли их «лайнерами»), ЗИУ-9 (они были с реактивными штангами, обеспечивающими мягкий ход машины, как и свеженькие «шкоды», которые курсируют по улицам Одессы с начала этого года). По признанию водителя с многолетним стажем, «шкоды» — великолепные машины, хоть и подержанные, но отлично сохранившиеся. Побольше бы их на маршрутах города! За всю профессиональную жизнь у Светланы Солодковой было шесть закрепленных за нею машин, и ко всем им она относилась с любовью. В депо на 25-й Чапаевской она — со дня его открытия: работала водителем, заместителем начальника цеха, заместителем начальника депо. Сейчас — снова за рулем: с февраля работает на новой «шкоде» и на любимом, считающемся молодежным, седьмом троллейбусном маршруте.

- Мне очень нравится моя работа, общение с пассажирами. Я этим живу, -говорит Светлана Петровна. — Сейчас водителю троллейбуса тяжело на дороге, он должен быть виртуозом, ему сложнее, чем коллеге — вагоновожатому, потому что он «крутится» среди всех «крутых»: тех, кто знает правила, кто с ними считается, и кто их абсолютно игнорирует. Почему-то многие участники дорожного движения не желают понимать, что водитель троллейбуса подчиняется не только свободной дороге, но и контактной сети.

Водители троллейбусов стараются обеспечить на маршрутах безаварийное регулярное движение, высокую культуру обслуживания. Работая в сложнейших материально-технических, кадровых, погодных условиях, работники депо делают все от них зависящее, чтобы одесситы и гости города были довольны качеством обслуживания.

Своеобразным апогеем праздничного мероприятия стало вручение лучшим водителям депо символических ключей от четырех «шкод» марки Тг 14, закупленных недавно в Чехии. Троллейбусы прошли всю необходимую подготовку и в ближайшее время выйдут на маршруты №3, №11 и № 12.

Автор: Александр БЕЛЯЕВ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.013
Перейти на повну версію сайту