![]() |
|
![]() |
![]() |
Через месяц наступит сто дней с момента вступления в силу закона о морских портах. В политике этого срока достаточно, чтобы уловить тенденцию. Пока ирорабы перестройки плодят все новые и новые советы и объединения. Насколько этот тренд окажется продуктивным, очень скоро будет ясно. Но, как известно, любой успех зависит от квалификации кадров, какая перспек тива у специалистов сегодня в портовом секторе экономики? С этим вопросом «Моряк Украины» обратился к одному из наиболее опытных гидротехников и на «фабрику» кадров в Одесский национальный морской университет (ОНМУ).
Олег Чеботарев: Наша задача — объединить гидротехников всех портов Украины
Сегодня, когда порты разделены на администрацию и перегрузочные комплексы, нерешенной задачей остается контроль за гидротехническими сооружениями, без которых невозможны сами перегрузочные операции, считает Олег Чеботарев, технический директор «Ремстройтре-ста ЧМП». В Украине вряд ли найдется еще специалист, который 55 лет служит гидротехнике, и 10 лет возглавляет профильный комитет Ассоциации украинских портов «По проектированию, строительству и технической эксплуатации портовых инженерных и гидротехнических сооружений»
Ремонтно-строительный трест ЧМП, который сегодня занимается ремонтом портовых сооружений, причалов, волноломов, оснований маяков, был создан в эпоху создателя морской отрасли Алексея Данченко. Сегодня трест единственный сохранил аббревиатуру ЧМП, хотя и выделен в самостоятельное предприятие, и работает в портах. С 1990-го его возглавляет Олег Чеботарев.
Кабинет гидротехника заполнен уникальным архивом документов и фотографий строительства и ремонта различных гидротехнических сооружений за последние полвека. В каждой ячейке целая история: возведение и реконструкция причалов в Южном, Ильичевске, Одессе.
Сегодня на повестке вопрос о разборке сооружений старого заводской волнолома, чтобы большие суда могли заходить в Одесский порт. Здесь снимки причалов в малых портах, где уже нужна срочная реконструкция.
- Сегодня 60 % причалов в Украине превысили срок эксплуатации 40 лет, — говорит Олег Николаевич. — 17 % причалов уже не пригодны к использованию. Если не принимать мер, не реконструировать, будет катастрофа. При Союзе, контроль за гидротехникой, нагрузками на причальную территорию осуществлял отдел гидротехнических инженерных сооружений (ОГИС). Сегодня причалы большей частью отданы в пользование частника. В погоне за прибылью, они не принимают во внимание, что происходит перегруз причальной территории. Причал теряет устойчивость, анкерная тяга может лопнуть. Были случаи, когда в порту отходила стенка от причала. Поэтому, первая задача гидротехника -следить за^агрузками. Вторая — за техническим состоянием, проводить осмотр подводной и надводной части, и сразу принимать меры. И третье — контроль за правильной эксплуатацией. Сегодня же уровень технического руководства упал. Руководят в стивидорках бывшие силовики, пожарники, люди, которые о гидротехнике понятия не имеют, считая ее второстепенным звеном, и не уделяя должного внимания.
Удержать высокий уровень профессионализма может системное общение специалистов. В государственной подчиненности была одна семья портов, общие интересы. Все помогали друг другу, делились новинками, это работало на развитие портов. Мы, когда создали комитет десять лет назад, удалось сплотить эти семейные принципы, — подчеркивает Олег Николаевич. — Сегодня каждое заседание нашего комитета собирает полные аудитории слушателей. Но, перегрузочные комплексы теперь зависят от частного инвестора, да и ассоциация «Укр-порт» ослаблена выходом ряда крупных портовых организаций.
В этих условиях я уже не уверен, что такой уровень открытых отношений сохранится.
Поэтому, для успеха реформы портов, я считаю, первым делом нужно объединить интересы всех гидротехников портов. Другой возможности пообщаться коллегам Измаильского порта. Севастопольского, Мариупольского и так далее, нет. Их раздирают на части, а мы собираем. Мы привлекаем специалистов ЧерноморНИИпроекта, кафедры ОНМУ, частных стивидоров. Мы бесплатно организуем семинары, показываем новинки техники и строительных технологий для гидротехники портов. 30 мая на нашем последнем в полугодии заседании профильного комитета зал был полон. Сейчас мы планируем развить тему подготовки кадров. Порты должны быть заинтересованы в подготовке специалистов, которые придут к ним по окончанию вуза, как это было раньше.
Когда я учился на гидростроительном факультете, нашу группу вели с первого курса, порт заботился о своих молодых кадрах. А сейчас это никого не интересует. И, если, дело не сдвинется, нам придется привлекать иностранных специалистов.
Кстати, сегодня на украинском рынке активизировалась российская фирма, которая уже предлагает такой же семинар по гидротехнике, как мы проводим в рамках нашего комитета. Правда, каждый участник должен заплатить 600 евро. Мы же организуем для наших членов Ассоциации «Укрпорт» все на бесплатной основе, — заключил Олег Николаевич.
Алексей Немчук: Факультет «начальников портов» сменил вывеску, но не изменился по сути
Факультет механизации портов ОНМУ, в шутку называют факультетом начальников портов. Новый учебный год «мехи» начнут под новой вывеской. Изменения по форме, или по содержанию, спросили у декана, председателя профильного комитета «По механизации, технологии и информатике (КМТИ)» ассоциации «Укрпорт» Алексея Немчука.
- Алексей Олегович, решили в ногу с реформой портов идти?
- На самом деле мы ле-реименовались 1 марта 2013 года. Хотя смена вывески планировалась намного раньше, — Олег Алексеевич задумывается и делает экскурс в историю. — Факультет образован почти семьдесят лет назад, в 1944-ом, когда порты были разрушены, сплошной ручной труд только начинали механизировать. А с 70-х годов уже надо было управлять. И сейчас мы готовим специалистов, которые организовывают технологический процесс. Ин-женеринг включает в себя весь комплекс инженерной деятельности. И главное, это понятно зарубежным партнерам, ясно во всем мире. Мы ввели три специализации: технологическое оборудование Логистических узлов, эксплуатация перегрузочного оборудования, организация и управление надзором То есть, мы готовим технологов, которые организовывают процесс, механиков, кто обслуживает и контролирует, и тех, кто следит за безопасностью. В этих специализациях само название говорит, что мы закладываем, подразумеваем в дальнейшем — руководительские посты. Ведь в карьере наших выпускников всегда особую роль играло обучение технике. При остановке машин останавливается сам процесс. И, главными тут, всегда механизаторы. Естественно, этих людей и двигают. Конечно, сегодня мы набираем в два раза меньше, чем при Советском Союзе. Сейчас немного другая ситуация. Нет распределения, предприятия не всегда заинтересованы в подготовке молодых сотрудников. Практику в Одесском порту нам даже приходится оплачивать. В порт «Южный» и Ильичевск берут только студентов, проживающих в регионе. Тем не менее, все наши выпускники находят работу, потому что такого рода специалисты сегодня везде востребованы. Я думаю, все можно преодолеть. И мы позитивно смотрим в будущее, надеясь на лучшее.
- Алексей Олегович, 12 лет эксперты портового бизнеса обсуждали версии законопроекта о морских портах. Третий месяц, как он вступил в силу. Как наука поучаствовала в этом деле?
- Обращений, к нам, увы, не было. В свое время еще наш ректор, академик Юрий Воробьев писал письма в Министерства с предложениями, были доклады на заседаниях Транспортной академии Украины (ТАУ), статьи наши в журналах и газетах. Инициатива шла от ученых. Но, системного подхода не было. Я думаю, была какая-то другая аналитическая школа. С другой стороны, мы не производственники, которых непосредственно коснулся «Закон о морских портах». Каждый порт по своему встраивается в разные системы грузопотоков, региональных приоритетов развития перегрузочных комплексов и представлен в администрации морских портов Украины. Мы пока наблюдаем этот процесс и стараемся быть в нем полезными.
- На днях правительство наделило порты специализацией. Что думаете по этому поводу, чего, по вашему мнению, ждать украинским портам?
- Как говорит наш выпускник Михаил Жванецкий, если в стране ситуация плохая, в нее завозят, если хорошая — вывозят!
Порты находятся на границе этого процесса, они всегда будут востребованы. Специализация портов — это хорошо при наличии стойких грузопотоков, тогда есть что закреплять. Многие порты работают по универсальным схемам. Если страна сможет обеспечить грузопотоки — хорошо, если нет, это катастрофа. Государство должно задать политику и правила игры. А специалисты и предприятие сами найдут выход. У нас пока все хаотически. Вчера в одну сторону мчались, сегодня в другую.
- Какую роль по-вашему, должен играть «Укрпорт» в новых условиях?
- Во всех странах такие организации очень авторитетны. Это, по сути, витрина этого бизнеса. И в наших условиях ассоциация морских портов сейчас должна быть главной площадкой для поиска лучших моделей предоставления портовых услуг. Объединение профильных специалистов дает возможность системно оценивать проблему, и быстро находить оптимальные решения. Наработаны, за более чем десять лет, прочные связи и методики разрешения проблем. А слухи доходят, что руководители не пускают специалистов на заседания профильных комитетов. Без общения, специалист теряет квалификацию и опыт. Нам профессионалы больше не нужны?
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |