![]() |
|
![]() |
![]() |
На международных пунктах пропуска — самая горячая пора
Давно пересекали границу? Тем более, что теперь, с развалом СССР, куда ни глянь — иностранные государства и границы, границы, границы: Судите сами: только в зоне деятельности Южной таможни Министерства сборов и доходов Украины, которая охватывает территорию всей Одесской области, функционируют 35 пунктов пропуска.
«Зеленый коридор» и гражданин в багажнике
Сейчас на этих международных пунктах пропуска — самая горячая пора. И дело вовсе не в палящем солнце: курортный сезон, как правило, увеличивает наплыв туристов, более чем в три раза. А это значит, что во столько же раз увеличивается и нагрузка на международные пункты пропуска.
Недавно мы в этом сами убедились, побывав в пунктах «Староказачье-Тудора» таможенного поста «Белгород-Днестровск» и «Кучурган-Первомайск» таможенного поста «Раздельная» Южной таможни Миндоходов, которые находятся в зоне деятельности Белгород-Днестровского пограничного отряда.
Здесь и в самом деле — жара, причем в прямом и переносном смыслах. Помогает пограничникам и таможенникам Миссия ЕС (EUBAM) по приграничной помощи Молдове и Украине. Да, все еще с большим трудом верится, что Молдова и Приднестровье зовутся теперь «зарубежьем», и что нас разделяют границы.
Машины продвигаются своим чередом, грузы — тоже, тем более, что теперь на грузовом транспорте активно применяется ноу-хау: замки с GPS-навигацией, позволяющие следить за перемещением транспорта с грузом круглосуточно.
Как поясняет заместитель начальника таможенного поста «Белгород-Днестровск» Николай Гуляк, до сих пор транзитные грузы были защищены от незаконной выгрузки только пломбами. Но пломбы легко подделать. Что же касается нового замка, то любые действия с ним специалисты смогут фиксировать в режиме реального времени. То есть, каждый пройденный километр и каждая остановка фиксируется спецсистемой.
Вот они — «зеленый» и «красный» коридоры, через которые должны пройти автомобили, пересекая границу. В чем разница? Какой выбрать? Или выбор за специалистами, которые трудятся на пунктах пропуска?
— Нет, выбирает сам водитель, который пересекает границу на автомобиле. В Украине для граждан действует двухканальная система таможенного контроля товаров и транспортных средств. «Красный коридор» (обозначен символами красного цвета) — предназначен для перемещения товаров, подлежащих письменному декларированию, налогообложению и таможенному оформлению. «Зеленый коридор» (обозначен символами зеленого цвета) — канал упрощенного таможенного контроля, предназначенный для пересечения границы гражданами, перемещающими товары в объемах, не подлежащих налогообложению таможенными платежами и письменному декларированию. Граждане, которые проходят (проезжают) через «зеленый коридор», освобождаются от представления письменной таможенной декларации, но это не означает освобождение от обязательного соблюдения порядка перемещения товаров через таможенную границу Украины, — поясняет заместитель начальника штаба Белгород-Днестровского погранотряда Михаил Гриневич.
— То есть, через «зеленый коридор» легче проскользнуть?
— Не проскользнете. По инициативе должност-ного лица подразделения по охране государственной границы или таможенного органа на основании результатов анализа и оценки рисков транспортное средство может быть выведено из общего потока и перенаправлено с полосы движения «зеленый коридор» на полосу «красный коридор».
Пытаются ли пересекающие границу люди по-прежнему провезти что-нибудь «эдакое»? Михаил Гриневич говорит, что такое случается:
— Чаще всего, это различные наркотические средства, бывает и оружие. Обнаружить что-либо подобное нам помогают служебные собаки, которые специально обучены. Собаки проходят специальную «школу», но проблема в том, что они обычно лучше работают при температуре до 25 градусов тепла. Хотя наши псы отыскивают наркотические вещества и при более жаркой погоде, к примеру, такой, как сейчас.
Михаил Гриневич рассказывает, что совсем недавно был случай, когда «недозволенным грузом» в автомобиле стал: гражданин Российской Федерации без документов, которого пытались провезти в багажнике: закидали его целой кучей самых разных вещей, думали — пройдет. Не прошло.
Разговариваем с людьми, пересекающими границу. Есть ли жалобы? Может, на долгие очереди? Может, на излишне «придирающихся» таможенников с пограничниками? Но то ли день такой выдался, то ли люди были более чем в прекрасном расположении духа, но нареканий на работу пунктов пропуска мы не услышали. Если водители на что и жаловались, то на плохие дороги (что в Молдове, что в Украине) и на состояние этих самых дорог: говорят, на них много мусора. Как рассказывает водитель Василий Гидрашко, часто по роду службы пересекающий границу, как ветер поднимется, так и летят в стекла машины то пустые пластиковые бутылки, то обрывки бумаги. Ну и еще на жару люди жалуются, но это, как сами понимаете, вне компетенции работы пунктов пропуска.
А вот как рассказал нам Вячеслав Чумаченко, заместитель начальника отдела таможенного оформ-ления в пункте пропуска в Старкозачьем, бывает, что люди, пересекающие границу на пунктах пропуска, ведут себя, скажем так, не совсем адекватно. К примеру, бывают случаи, когда пересекающие границу прямо из окна собственного автомобиля решают вдруг выбросить из машины мусор — непосредственно на пункте пропуска, хотя там и контейнеры для мусора есть, и вообще желательно вести себя по-человечески.
Пешком через Страсбург
Пункт пропуска «Кучурган-Первомайск». Узнаем здесь, кстати, любопытную деталь: оказывается, в 1808 — 1944 годах Кучурганы именовались, ни больше, ни меньше: Страсбургом.
Здесь те же «зеленый» и «красный» коридоры. А еще пешеходный — для тех, кто пересекает границу пешком. Тут тоже много людей, такая себе очередь, словно, в советские времена, когда что-то выбросили> или «дают». Впрочем, люди продвигаются довольно быстро, некоторые из них явно делают это очень часто: видно, что давно привычные к такому переходу границы.
Какой же здесь человеко- и грузопоток? Только в июне, как нам сообщают, через «Кучурган-Первомайск» проследовало (въезд/выезд) около 317 тысяч человек, что почти на 40 тысяч больше, чем в мае. Такая же ситуация наблюдается и в отношении транспортных средств: их количество в июне составило более 66 тысяч.
А как же оснащение пунктов пропуска? Все продумано — от радиологического контроля «на месте» до различных «изысканных» средств. Особенно впечатлили средства принудительной задержки автомобилей: они при нажатии «кнопочки» так и «вылетают» прямо из-под асфальта: попробуй, сдвинься с места. Что же до скорости оформления документов, то вместе с инспектором мы совершили таможенный контроль легкового автомобиля за одну минуту семнадцать секунд! Это, конечно, для тех случаев, когда с документами все в порядке и нет никаких нареканий. А на пункте пропуска мы даже обратили внимание на специальный контейнер для сжигания на месте продуктов животного происхождения: через границу с колбасой, да еще в такую жару, не пропустят!
А теперь — об умных четвероногих помощниках инспекторов пропускных пунктов. Они тут как тут: спаниель Джерри в пункте пропуска в Старокозачьем и овчарка Юнкер в Кучурганах. Это большие профи, специализирующиеся на поиске наркотиков. Кажется, никакая жара им не помеха. Свое дело знают, с задачей справляются отлично: нос — поветру, так и снуют между машинами. Юнкер по праву собой гордится: не так давно обнаружил наркотики, которые пытались провезти через границу в автомобильном колесе, а «унюхать» наркоту в таком месте может далеко не каждая собака, даже специально обученная.
Служба на пунктах пропуска идет круглосуточно, здесь не бывает выходных и праздничных дней. А автомобильный и людской поток, между тем, не убывает. И, значит, работы пограничникам и таможенникам не убавится.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |