![]() |
|
![]() |
![]() |
Для чего одному из одесских монополистов – «Инфоксводоканалу» нужны подробные сведения о его потребителях?
Этот вопрос все чаще задают в своих письмах в адрес редакции наши обеспокоенные читатели. Аналогичные требования поступают жителям области и от «Одессаоблэнерго».
«Почему частные организации требуют у одесситов, в квартирах которых установлены приборы учетов воды и электричества, для заключения договора, кроме паспортных данных со штампом о регистрации по месту жительства, еще и справку о составе семьи, документы о праве на недвижимость, да еще с обязательной регистрацией в МБТИ? Для чего им столько информации? Как они будут ее использовать? Я не собираюсь неизвестно кому и непонятно для чего предоставлять свои документы». Это из письма Тамары Владимировны С., проживающей в Малиновском районе Одессы.
Подобные письма редакция получила и от жителей других районов города. Кроме того, люди возмущены тем, что постоянно получают извещения о якобы имеющихся у них долгах, а также – требованиями ежемесячно по телефону извещать поставщика о количестве потребленной воды…
«…Я понимаю еще, когда речь идет о льготе. Но зачем это требуют от всех? Даже банки, выдавая кредит, не ставят такие условия (разве что только в случае ипотеки). Впечатление такое, что документы нужны для создания базы данных, с помощью которой потом можно будет отнимать квартиры у наименее защищенных слоев населения. У сотрудников «Инфоксводоканала» ведь есть номер лицевого счета каждого из потребителей и акт установки прибора учета. Этого вполне достаточно! Кроме того, они постоянно приписывают несуществующие долги, даже тем, кто приходит к ним на сверку данных. А за поверку водомеров каждые 4 года деньги берут (кстати, немалые) и обязывают менять водомер не через 12 лет, как это положено, а каждые 4 года!» Это из письма жителя Приморского района Одессы А.Н. Николаенко.
За разъяснениями мы обратились в «Инфоксводоканал» и получили ответ от пресс-секретаря этой организации Елены Миловой.
– Итак, какие требуются документы?
– Для заключения договора на услуги водоснабжения и водоотведения, открытия лицевого счета и осуществления начислений за оказанные услуги «Инфоксводоканал» просит потребителей предоставить следующий пакет документов:
– копию паспорта собственника квартиры (домостроения);
– копию справки о присвоении идентификационного номера;
– справку формы № 1 о составе семьи;
– копию документа, подтверждающего право собственности на квартиру (домостроение);
– копию документа, подтверждающего право на льготу;
– копию акта установки (последней поверки) приборов учета воды;
– копии квитанций по оплате за услуги водопотребления по показаниям водомера за 2008 года
– На основании чего от одесситов требуют их личные данные и прочую информацию?
– Согласно части 1 статьи 28 Гражданского кодекса Украины, физическое лицо приобретает права и обязанности и осуществляет их под своим именем. Так, для подтверждения соответствующих фамилии, имени и отчества «Инфоксводоканал» требует копии соответствующих страниц паспорта абонента. Копия идентификационного кода требуется для идентификации абонента и возможности учета льготы (в соответствии с приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 4 октября 2007 года № 535 «Об утверждении формы для расчета расходов на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот, и Инструкции о порядке ее заполнения»).
Справка формы № 1 о составе семьи необходима для правильного расчета стоимости услуг водоснабжения и водоотведения по нормам водоснабжения в случае постоянного или временного отсутствия прибора учета воды. Кроме того, указанная справка важна для определения круга лиц, пользующихся льготой (самого льготчика и членов его семьи, которые имеют право на скидку при оплате за услуги водопользования), и расчета стоимости услуг с учетом льгот. Такая справка должна предоставляться при заключении договора, а в дальнейшем, если среди проживающих есть льготчики, ее нужно предоставлять в первом квартале каждого года для подтверждения факта проживания льготчика по адресу, по которому предоставляется льгота. Если же льготчики отсутствуют, такая справка предоставляется повторно в случае изменения количества проживающих – в течение месяца с момента возникновения изменений.
Требование о предоставлении копий документов, подтверждающих право собственности на квартиру, обосновывается тем, что согласно статье 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» договор на услуги водоснабжения заключается с собственником (нанимателем, арендатором) квартиры. Следовательно, при заключении договора «Инфоксводоканалу» необходимо подтвердить статус абонента как собственника квартиры.
Согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничения» от 11 февраля 2010 года № 1878-VI, государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество является обязательной. Информация о правах на недвижимое имущество и их ограничения подлежит внесению в Государственный реестр прав. Право на недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Таким образом, для подтверждения права собственности на объект недвижимого имущества необходимо подтверждение его регистрации.
До 1 января 2013 года государственная регистрация проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации (БТИ) в пределах определенных административно-территориальных единиц, обслуживание на территории которых осуществлялось БТИ.
Начиная с 1 января 2013 года данные функции возложены на государственных регистраторов, нотариусов, как специальных субъектов, на которых возлагается регистрация прав на недвижимое имущество.
Относительно копии документов, подтверждающих право на льготу, сообщаем, что пункт 22 «Правил предоставления услуг централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотведения», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630, предусматривает, что в случае получения права на льготу потребитель подает исполнителю письменное заявление и документы, которые ее подтверждают. Оплата за услуги с учетом льгот рассчитывается с даты подачи документов, подтверждающих право на льготу.
При заключении договора, а в дальнейшем только при установке нового либо при проведении очередной поверки (ремонта) водомера, потребителю необходимо предоставлять акт приемки (последней поверки) водомера, для возможности вести учет потребленной воды по показаниям прибора учета воды. В случае невозможности предоставить такие документы лично в приемную абонотдела, их можно направить по почте.
Копии квитанций об оплате услуг водоснабжения за 2008 год необходимы для разграничения в зависимости от периода оплат, произведенных абонентом в ЖКС и непосредственно ООО «Инфокс» как Исполнителю услуг водоснабжения и водоотведения в данное время, а также для исключения двойного начисления по показаниям водомера.
В соответствии со статьей 28 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности», порядок представления физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности, – собственниками средств измерительной техники (результаты измерений которыми используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду) на периодическую поверку этих средств и оплаты за работы, связанные с поверкой, устанавливается Кабинетом Министров Украины. Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) указанных средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электрическому, тепловому, газовому и водному снабжению.
– Почему поверка водомеров происходит за счет потребителей?
– Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины
№ 630 от 21 июля 2005 года – пункт 8, услуги предоставляются потребителю в соответствии с договором, который оформляется на основании типового договора о предоставлении услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой, водоотведения. Пункт 9 Правил предусматривает, что квартирные средства учета устанавливаются за счет потребителя и берутся исполнителем на абонентский учет, а периодическая поверка и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных средств учета проводятся за счет исполнителя.
Однако ни Законом Украины «О метрологии и метрологической деятельности», ни Постановлением Кабинета Министров Украины № 630 не предусмотрен механизм возмещения понесенных «Инфоксводоканалом» затрат на поверку приборов учета воды, собственниками которых являются физические лица (не субъекты предпринимательской деятельности).
В соответствии со статьей 31 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», исполнитель жилищно-коммунальных услуг осуществляет расчет экономически обоснованных затрат на производство своих услуг и подает их на утверждение органам, уполномоченным устанавливать тарифы.
В соответствии со статьей 32 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», тарифы на предоставление услуг водоснабжения рассчитываются на основании нормативов затрат и должны полностью возмещать эксплуатационные затраты и обеспечивать надежную работу объектов централизованного питьевого водоснабжения и водоотведения. Таким образом, затраты, понесенные предприятием – исполнителем услуг, должны быть возмещены потребителями услуг через тариф (цену) на соответствующие услуги либо дотацией из бюджета.
Постановлением КМУ № 869 от 1 июня 2011 года «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» утвержден Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение. Согласно пункту 3.4 Порядка, в состав затрат на услуги водоснабжения и водоотведения включаются затраты на периодическую поверку приборов учета воды, которые являются собственностью лицензиата, то есть «Инфоксводоканала».
Квартирные приборы учета воды не являются собственностью филиала «Инфоксводоканал».
Таким образом, средства на выполнение работ по обслуживанию приборов учета воды, которые не являются собственностью предприятия, в том числе квартирных приборов учета, в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения не могут быть учтены. Следовательно, филиал «Инфоксводоканал» не имеет финансовых источников для осуществления периодической поверки средств учета воды, принадлежащих потребителю.
В то же время периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных приборов учета воды, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки, включаются в Перечень услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий согласно Порядку формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий (Постановление КМУ № 869 от 1 июня 2011 года).
Согласно письму-разъяснению Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21 июня 2011 года, «если периодическая поверка средств учета не включена в перечень услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, то потребитель оплачивает указанные услуги за счет собственных средств».
Для поверки приборов учета воды потребитель может обратиться в любую организацию, которая имеет свидетельство на проведение работ по поверке приборов учета воды, утвержденное госпредприятием «Одессастандартметрология».
– Почему граждане сами должны извещать «Инфоксводоканал» о потребленном количестве воды и почему им выставляют завышенные счета?
– Услуги водоснабжения и водоотведения оказываются на основании договора.
Пункт 3.4.1 договора предусматривает ежемесячную передачу данных потребителем о фактически потребленных кубах по показаниям квартирных приборов учета холодной и горячей воды (было – стало). Это связано с тем, что начисления за услуги проводятся на основании пункта 14 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению (далее – Правила), утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины № 630 от 21 июля 2005 года. Показания квартирных средств учета снимаются потребителем ежемесячно. Фактические показания на конец месяца, т.е. основание для фактического начисления, известны только потребителю. По сообщенным потребителем фактическим показаниям за предыдущий месяц (за который производится оплата), все корректировки (в том числе и ввод фактически потребленных кубов холодной и горячей воды по показаниям квартирных приборов учета) производятся в текущем месяце, что связано с невозможностью одновременной передачи показаний потребителя и их внесения в базу для проведения начислений по состоянию на первое число месяца. Поэтому, получая информационную распечатку о коммунальных платежах, потребителю достаточно вписать фактические показания водомеров за расчетный месяц и произвести оплату по фактическому потреблению и действующим тарифам.
Если показания потребителем не передаются, то алгоритм программы предусматривает условное начисление за услуги по лицевому счету в размере пол-нормы на одного зарегистрированного. В этом случае при передаче показаний потребителем в любой форме (сообщение на сайт www.infoxvod.com.ua, сообщение по телефону, личная передача данных, квитанция – при условии наличия показаний по всем установленным квартирным приборам учета холодной и горячей воды), по лицевому счету производится перерасчет с учетом фактически потребленных кубов.
Согласно пункту 18 Правил, «расчетным периодом для оплаты услуг является календарный месяц. Оплата за услуги вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным».
Кроме того, при наличии у потребителя льгот, на основании пункта 22 Правил, по лицевому счету потребителя должна учитываться льгота путем пропорционального распределения фактически потребленных кубов в зависимости от количества зарегистрированных в квартире и количества льготников.
Предлагаем нашим читателям дать свои комментарии в отношении этой информации и отправить их в адрес редакции.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |