![]() |
|
![]() |
![]() |
Хищническая эксплуатация посевных площадей становится нормой, а тем временем чиновники сельскохозяйственной инспекции протирают штаны в кабинетах и ждут заявлений от сознательных граждан
В современном мире сельское хозяйство — такой же бизнес, как и любой другой. Но если в цивилизованных странах бизнес ограничен законодательными правилами игры, то в условиях дикого капитализма, существующего в Украине, действует только одно правило: прибыль превыше всего. И аграрный сектор — не исключение. В последнее время хищническая эксплуатация земли в нашей стране приобрела такие масштабы, что знаменитые украинские чернозёмы стремительно деградируют. Между тем государство лишь делает вид, что пытается урегулировать эту ситуацию нормативно-правовыми средствами.
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе Украины наиболее рентабельными являются масличные и прочие технические культуры — подсолнечник, рапс, соя и др. Как известно, они очень истощают почву, поэтому их производство должно быть связано с жёстким соблюдением норм севооборота. Например, доля подсолнечника на посевных площадях не должна превышать 15%, а периодичность появления этой культуры на одном и том же поле — не менее 7 лет. В теории. А на практике аграрные дельцы откровенно плюют на любые нормы.
Когда председатель Ренийской райгосадминистрации Василий Арнаут в период уборки ранних зерновых осмотрел поля ЧАО «Перше травня» (с. Лиманское), то в глаза бросилось огромное количество подсолнечника. Глава РГА поручил районному управлению агропромышленного развития вникнуть в посевную статистику по данному хозяйству. И тут выяснилось, что в текущем году на полях ЧАО «Перше травня» (управляющий — Владимир Аждер) подсолнечник занял почти 45%, а с учётом других технических культур этот показатель достиг 70%! В то же время зерновые культуры в Лиманском оказались на последних ролях: урожайность озимой пшеницы составила здесь всего 17,8 ц/га, ячменя — 11 ц/га, гороха — 5,9 ц/га.
Такие перекосы «хозяйствования» не удивляют: уже несколько лет местным сельхозпредприятием руководит пришлый инвестор, для которого сохранение плодородия лиманской земли — вопрос десятый. Примечательный эпизод: во время поездки чиновников РГА по полям ЧАО «Перше травня» начальник управления агропромышленного развития Виктор Стойловский пытался указать хозяину предприятия на нарушения агрономических норм, а также на необходимость рассчитаться с пайщиками, но в ответ услышал: «Не надо колотить понты!»
Данная лексика ярко характеризует значительную часть «крутых» инвесторов, которые сегодня «поднимают» украинское сельское хозяйство. Призывать подобную категорию людей к сознательности — наивно и смешно. Их может поставить на место только одно — «железная рука» государства. Но её не было и нет. Даже несмотря на наличие принятого в 2003 году Закона «Об охране земель» (последние изменения и дополнения в него были внесены в 2012 году).
Более детально механизм защиты земли от хищнического использования предусмотрен постановлением Кабмина «Об утверждении нормативов оптимального соотношения культур в севооборотах в различных природно-сельскохозяйственных регионах». Этим документом, в частности, определено, что в южной степной зоне доля всех технических культур не должна превышать 35%. Казалось бы, у профильных государственных служб есть все правовые основания для того, чтобы фиксировать нарушения и привлекать обнаглевших землепользователей к ответственности. Однако нормативные требования — это одно, а реальная практика их выполнения — совсем другое.
В ноябре 2010 года правительство ликвидировало Госинспекцию по контролю за использованием и охраной земель. Теперь её функции выполняет Госинспекция сельского хозяйства. Как удалось узнать, представители этого ведомства должны находиться в каждом районе, однако в Рени специалист уволился, его должность остаётся вакантной, и сейчас Ренийский район курирует болградский сотрудник инспекции. Вряд ли можно ожидать эффективной работы от человека, который «разрывается» между двумя районами.
Впрочем, нас интересуют не столько отдельные факты, сколько возможности инспекции в широком смысле: по какому принципу организована её деятельность, какими полномочиями она обладает и т.д. С этими вопросами мы обратились в Госинспекцию сельского хозяйства в Одесской области. Связаться с её руководством не удалось, однако с нами пообщался один из юристов службы.
Как оказалось, инспекция может осуществить проверку соблюдения законодательства об охране земель только на основании заявления. Такое заявление может написать как юридическое лицо (к примеру, орган власти, организация или предприятие), так и любой гражданин. В тексте заявления обязательно надо указать характер нарушения. Если данное нарушение связано с действиями юридического лица, то областная инспекция обязана согласовать вопрос на уровне Киева — именно столичные чиновники должны разрешить или не разрешить проверку по указанному факту. Если же нарушение допустило физическое лицо, то инспекция вправе начать проверку напрямую.
Юрист отметил, что нарушитель в любом случае будет нести административную ответственность, но не смог по памяти назвать суммы предусмотренных законом штрафов (они зависят от характера и тяжести нарушения). На вопрос о том, может ли сообщение в СМИ рассматриваться как заявление о нарушении, мой собеседник ответил, что в законе об этом ничего не сказано. Следовательно, газетная (электронная) публикация или видеосюжет не являются основанием для проведения проверки.
Внимательный читатель заметит, что порядок организации работы инспекции выглядит, мягко говоря, странно и даже нелепо. Почему, собственно, государственный контролирующий орган должен ждать каких-то заявлений и, стало быть, не может действовать по собственной инициативе? Давайте представим себе, что в таком-то районе нет заявлений по поводу хищнического использования земли. Их нет месяц, два месяца, три… Ну, не хотят сельские жители «стучать» на своего «барина», а местные власти просто «крышуют» его. И что? Всё это время территориальный представитель инспекции и с места не сдвинется? Так и будет в кабинете штаны протирать? А если какой-нибудь деятель начнёт вывозить вагонами чернозём, как это делали нацисты во время войны с СССР? Это тоже можно не замечать без заявления? Но тогда возникает вопрос: чем занимаются сотрудники службы в рабочее время, за что государство платит им зарплату?
Не хотелось бы быть излишне подозрительным, но очень настораживает то обстоятельство, что даже областная инспекция обязана согласовывать с Киевом проверки относительно юридических лиц. С чего бы это? Неужели контролирующий орган областного уровня не способен самостоятельно разобраться в ситуации? Или здесь заранее предусмотрена потенциальная почва для коррупции? Предположим, что нарушитель — богатый и влиятельный дяденька. Значит, на него можно «наехать» и «срубить бабло». А в этом случае совсем не обязательно делиться с областными подчинёнными. Если же дяденька настолько влиятельный, что с ним лучше не связываться, то лучше заранее пресечь любую активность со стороны территориальных подразделений службы. А для этого все рычаги управления должны быть в руках Киева.
Конечно, большинство юридических лиц в сфере землепользования — рядовые сельхозпредприятия. Но если учесть, что даже в самую отдалённую глубинку сегодня активно внедряются аграрные инвесторы (зачастую — в кавычках), то принципы работы сельскохозяйственной инспекции можно понять: обладателей крупного капитала лучше не раздражать. Ведь рано или поздно земля станет товаром, и тогда…
Пусть каждый читатель сам составит прогноз, что будет тогда.
Кстати
За последний период доля масличных культур и сои на посевных площадях Украины выросла с 26% в 2007 году до 33% в 2012 году,и этот показатель продолжает увеличиваться. Вместе с тем эрозии подвержено уже 15 млн га сельхозугодий, или более 35% их общей площади.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |