ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
«Украинские «подфлажники» — самые беззащитные из всех моряков мира»
03.09.2013 / Газета: Вечерняя Одесса / № 129 (9851) / Тираж: 10407

Такое мнение высказала народный депутат Украины, член наблюдательного совета благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль» Светлана Фабрикант на пресс-конференции, посвященной возвращению домой капитана Сергея Масленникова, которому удалось освободиться из испанской тюрьмы во многом благодаря заступничеству вышеназванной общественной организации.

О том, на основании какого чудовищного и надуманного обвинения украинский моряк оказался за решеткой, и почему за его освобождение пришлось так долго бороться, «Вечерняя Одесса» рассказывала не один раз. В частности, в этом году печальной, но поучительной одиссее капитана Масленникова посвятила два материала: «Вернется только полностью оправданным (номер за 15 июня) и «Непобежденный» (номер за 8 августа). Сейчас, когда украинский «подфлажник» почти месяц дома, и все хлопоты, связанные с его спасением из испанского «плена», уже позади, есть повод проанализировать случившееся и понять: а почему такое вообще было возможным?

— Занимаясь несколько лет судьбами наших моряков, которые, работая на судах под различными «удобными» флагами», достаточно часто попадают в те или иные неприятные ситуации, пришла к твердому убеждению: украинские граждане — самые незащищенные, — отметила С. Фабрикант. — Наши моряки страдают больше других, и им сложнее помочь. Не знаю, в чем причина. Может, корни надо искать в том, что наше государство не имеет должного авторитета на международной арене, поэтому с его гражданами можно творить любое беззаконие. И судьба украинского капитана — лишнее тому подтверждение.

Сергей Масленников действительно оказался непобежденным. Ведь у него была возможность уехать из негостеприимной Испании, не дожидаясь суда. Но украинский моряк остался. Для того, чтобы полностью смыть грязь обвинений, предъявленных ему и членам его экипажа. На это ушло несколько лет. Масленников попал в тюрьму, но не отступил.

Однако за победу над правовым абсурдом и предвзятостью испанского правосудия пришлось заплатить высокую цену. Прежде всего, здоровьем. После двух перенесенных онкологических операций на горле капитану было непросто общаться с журналистами. Но он старался отвечать на все вопросы, прекрасно понимая, что его опыт, возможно, поможет кому-то не оказаться в подобной ситуации.

— Уже гораздо позже, в тюрьме, узнал, что буксир «Zudar Sexto», на котором работал украинский экипаж, наркомафия действительно хотела «втемную» задействовать в перевозке зелья, — рассказывает Сергей Масленников. — То есть кинули бы нам на борт смертельный груз и приказали бы куда-то его доставить. Понятно, что по бумагам числился бы какой-то безобидный товар, а не наркотики. Но даже до этого дело не дошло! В силу различных причин буксир выпал из преступной комбинации. Однако испанские правоохранительные органы уже «нарисовали» себе схему операций обосновавшейся на Пиренеях российско-украинской наркомафии, в которой был задействован и наш буксир, и отступать от нее не захотели...

— Дело капитана Масленникова с возвращением его домой не закрыто, — отметила председатель правления БО «Фонд помощи морякам «Ассоль» Анна Муругова. — Предстоит долгий процесс реабилитации после перенесенных испытаний. Необходимо продолжить лечение. И трудоустроить капитана, ведь он еще полон сил. Ну а для нас всех, кто занимался освобождением несправедливо обвиненного украинского гражданина, успешный финал этой истории стал дополнительным свидетельством того, что любую проблему можно решить объединенными и скоординированными усилиями.

— благотворительная организация продолжит заниматься судьбами других моряков, которые оказались в похожих ситуациях, — подчеркнула исполнительный директор фонда Наталья Кламм. — Так, в греческих тюрьмах сейчас находится 64 украинских моряка. Говорю с полным основанием: процентов 70—80 из них оказались за решеткой по чьей-то злой воле. Моряков просто, как говорится, подставляют, вынуждая перевозить нелегальных мигрантов, контрабанду, наркотики. И за такие преступления дают нешуточные сроки. Так, двум молодым украинским морякам, совершавшим свой первый «подфлажный» рейс, греческий суд отмерил по 83 года тюрьмы якобы за перевозку нелегалов. А одной нашей соотечественнице, которая никого не убила, не ограбила, тамошняя Фемида вынесла приговор: 256 (!) лет тюрьмы. Что это за инквизиция, в каком веке мы живем?!

Увы, так будет продолжаться до тех пор, пока Украина не станет системно защищать своих граждан-трудовых мигрантов. По словам народного депутата Светланы Фабрикант, законопроект, посвященный этой проблеме, уже готовится. А вообще, считает член наблюдательного совета БО «Фонд помощи морякам «Ассоль», надо начинать с изменения отношения к «подфлажникам» внутри страны.

К примеру, в Одессе четверть населения так или иначе связана с морем, с работой за судах под «удобным» флагом. Это сами моряки, члены их семей. «Подфлажники» привозят в Одессу заработанные нелегким трудом деньги, на которые потом покупается недвижимость, земельные участки, автомобили, другие дорогостоящие товары. То есть моряки инвестируют средства в региональную экономику. Поэтому, считает С. Фабрикант, тружеников моря есть все основания считать «градообразующим предприятием».

Но тогда к ним должно быть соответствующее отношение. К примеру, на Филиппинах моряки загранплавания — уважаемые люди. Они имеют многочисленные налоговые льготы, их социально-трудовые интересы надежно защищены. Привилегии своим морякам Филиппины дают только потому, что данная категория граждан ввозит в страну деньги. Украинский же «подфлажник», подытоживает Светлана Фабрикант, о таком отношении со стороны государства может только мечтать...

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту