ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Такси: довезем быстро, возьмем меньше?
19.09.2013 / Газета: Одесские известия / № 102(4521) / Тираж: 18937

Долгое время жители Кодым­ского района не имели возможности пользоваться услугами такси. Автопарк стремительно падал в финансовую пропасть, сворачивал маршруты. И одной из первых была ликвидирована служба такси. В начале 2000-х эту нишу в районе заполнили таксисты из Балты. Со временем «проснулись» от шока и кодымские водители, создав таксофирму «Лада», за ней – «Джокер» и совсем недавно в районе появились объявления и визитки такси «Кодыма». Однако по району автомобилей с таким названием не видно. Налоговая инспекция тоже уверяет, что такой фирмы не существует. А тем временем «Кодыма» заявила о своей деятельности в районной газете, распространила визитки и принимает заказы, организовав подвоз клиентов по городу не за 15 гривень, как у «Лады», а за 10. Поэтому клиенты от «Лады» устремились в «Кодыму», мол, пять гривень карман не жмут. Но конкурентов по бизнесу возмущает не столько необоснованная «такса», сколько факт недобросовестной конкуренции. Ведь таксофирма «Кодыма» нигде не зарегистрирована, не имеют пятнадцать ее водителей и лицензий, а следовательно, в отличие от водителей «Лады», не платят налогов.

– Если бы ежемесячно нелегалы платили более 600 гривень налогов, как мы, то и цена на перевозку у них была бы значительно выше, убеждены водители. Налоговая инспекция, куда мы подали обращение о недобросовестной конкуренции и нечестном поведении на рынке таксоперевозок, лишь отписалась, мол, фирма такси «Кодыма» в районе не зарегистрирована, – рассказывает руководитель «Лады» Федор Кищук.

Тему тарифов вторично подняли таксисты фирмы «Лада», придя на встречу с руководством района. Водителей (24 человека) принял первый заместитель председателя райгосадминистрации Геннадий Гладенький. На встрече также присутствовал начальник экономического отдела РГА Петр Жук. Разговор был эмоциональным и оставил горький привкус в душах заявителей. В конце они подали в райгосадминистрацию письмо, которое содержало ряд требований и предложений, среди которых установление единого тарифа на перевозку легковым автотранспортом. Это они считают на сегодняшний день самой важной проблемой.

Как говорят перевозчики, направить свои требования в РГА их заставили отписки и отговорки на их неоднократные обращения в различные инстанции, среди которых обращения в райгосадминистрацию, налоговую инспекцию, райотдел внутренних дел, к представителю Одесского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины.

– Мы – за экономически обоснованные расчеты и за установление единого тарифа на услуги такси, – объясняет Федор Кищук. – Мы требуем справедливости со стороны структур, отвечающих за развитие малого предпринимательства в районе, и честной конкуренции от партнеров по бизнесу. Но почему-то, когда мы обратились с просьбой навести порядок, указали марки и номера автомобилей, которые нелегально работают на рынке таксоперевозок, начались проверки нашей фирмы. А нелегалы как работали, так и работают. Неужели власть района не заинтересована в поступлениях средств в бюджет и Пенсионный фонд?

Нас уничтожает нелегальный бизнес, мы скоро не сможем содержать свои семьи, однако в районе не принимают меры по привлечению нелегалов к ответственности, нарекают водители фирмы «Лада».

– Этот вопрос может быть решен только после проверки и выявления (дважды) незарегистрированных лиц на перевозке пассажиров. В районе работает временная комиссия по вопросам погашения задолженности по заработной плате и легализации доходов. Создана рабочая группа, которая проводила рейды. Сейчас зафиксированы факты работы водителей без лицензий и без регистрации. Принимаются меры, в частности, водителям-нелегалам разъясняют,что необходимо вести свой бизнес легально, прозрачно. Если общий язык не будет найден, тогда документы будут переданы в правоохранительные органы, – подчеркнул Геннадий Гладенький.

Заявители, покидая зал, выражали свое недовольство итогами встречи, мол, ничего конкретного так и не прозвучало. А ситуация, как нарыв, вот-вот прорвет, потому что так долго продолжаться не может, конфликт, как признаются водители, может перерасти в кулачные бои…

По официальным данным, в Украине около 220 тысяч автомобилей предоставляют услуги такси, из них только 51 тысяча имеет лицензионные карточки. Остальные работают без лицензии.

Не первый год в Украине пытаются реформировать работу такси. Основной проблемой, которая стоит перед участниками рынка, является отсутствие законодательной базы, которая отрегулировала бы правила и интересы перевозчиков и потребителей.

По данным экспертов, сегодня нужно решить три основные проблемы. Во-первых, ввести лицензионные требования в информационно-диспетчерские службы, что положительно повлияет на качество услуг и будет препятствовать нарушениям прав потребителей. Во-вторых, детенезировать рынок таксомоторных перевозок. Значительно сократится количество водителей, работающих нелегально и не платящих налоги. В-третьих, урегулировать вопрос электронного информационного обмена между информационно-диспетчерскими службами (обмен информацией о принятых заказах на перевозку). Поскольку пока информация о принятых заказах просачивается к нелегальным водителям, не несущим ответственности ни за качество предоставляемых услуг, ни за жизнь и здоровье пассажира.

В начале августа нынешнего года обнародован проект Закона Украины «О перевозках на такси», который оживленно обсуждается среди таксистов и потенциальных клиентов, свидетельствуя, что проблема тарифов и детенезации, которую подняли кодымские таксисты, общеукраинская. Ведь реально теневые таксисты составляют ощутимую конкуренцию официальным службам такси, которые и налоги платят, наполняя госбюджет, и зарплату выплачивают не в конвертах. А в результате – остаются в проигрыше. Поэтому при установлении единого тарифа, как подчеркивают водители «Лады», должна учитываться экономическая выгода предприятия, ведь работа на убыток отрицательно скажется не только на доходах предпринимателей, но и на техническом состоянии автомобилей и на безопасности пассажиров. Внедрение единого тарифа, уверяют водители, приведет к конкуренции не по ценам на услуги, а по уровню качества обслуживания пассажиров.

Что же, сегодня есть возможность всем вместе создать правовое и законодательное поле. При этом каждый будет иметь равные возможности. Ведь есть время для обсуждения законопроекта, высказывания собственной точки зрения по деятельности на рынке автоперевозок, нахождению компромиссных решений, которые будут способствовать развитию бизнеса, повышению качества и безопасности услуг, наполнению государственного бюджета. По официальным данным, ежемесячно государственная казна недополучает более 100 миллионов гривень, за год это приблизительно 1,5 миллиарда.

С января 2013 года вступили в силу изменения в некоторые законодательные акты, касающиеся государственного регулирования и управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства. Но пока ощутимых изменений на рынке такси нет. А в районе даже прослеживается увеличение количества нелегалов.

«Ладовцы» надеются, что новый закон поставит в цивилизованные рамки рынок такси, а местные органы власти и Госавтоинспекция не будут разводить руками, а будут принимать жесткие меры по нарушениям на рынке таксомоторных перевозок. Однако положительные изменения им необходимы уже сегодня. И их они ждут от власти на местах.

Автор: Любовь Кузьменко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту