ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Реформа местного самоуправления: отрубить высохший хвост и оставить загнившую голову...
26.09.2013 / Газета: Слово / № 38(1057) / Тираж: 14515

Принятие этого документа — одно из непременных условий вступления Украины в ассоциацию с Евросоюзом. Однако есть опасения, что после таких преобразований вступать в эту ассоциацию будет уже некому...

Любая реформа, проводимая волевым решением «сверху», без всякой инициативы «снизу», почти обречена на провал. Впрочем, сама идея этой реформы, как и многие теоретические идеи очень даже хороша. Однако между любой теорией и ее реализацией на практике, как известно, лежит целая пропасть...

Суть будущих перемен...

До 2017 года нам предстоит, отказавшись от вертикальной системы государственной власти, построить систему горизонтальную. Последняя должна держаться на органах местного самоуправления. Государство должно передать им большую часть своих нынешних полномочий, оставив за собой лишь функцию выработки общих правил и стандартов.

В качестве примера жесткой государственной вертикали специалисты Одесского регионального института государственного управления всегда приводят абсолютную монархию. А примером эффективной модели демократического управления почти всегда служат Соединенные Штаты Америки. В первом случае даже судебная власть сосредоточена в руках лишь одного человека. Во втором — административные округа имеют свои законы, силовые структуры и все решения там всегда принимаются при активном участии местной громады.

Идея создания такой «демократической горизонтали» и лежит в основе проекта концепции местного самоуправления. Хотя при изучении этого документа уловить ее суть довольно трудно. По словам самих же специалистов Одесского регионального института государственного управления при Президенте Украины, проект концепции носит обобщенно-декларативный характер.

— Государство, — объясняет суть предстоящих перемен профессор кафедры государственного управления и местного самоуправления Одесского регионального института государственного управления при Президенте Украины Сергей Саханенко,- даст гражданам права самим решать все вопросы местного значения. А как вы этими правами пользуетесь — это уже ваша ответственность. Не сумели самоорганизоваться, плохо у вас жить — ну и кто вам виноват? Раньше государство у каждого из нас даже прокладки в кранах меняло. Сегодня государство говорит: «это ваш кран и ваша прокладка»:

Первая часть проекта концепции местного самоуправления представляет собой весьма солидный перечень демографических, хозяйственных, экологических и политических проблем Украины. Среди них — «угрожающая изношенность коммуникационных сетей и жилищного фонда, старение населения и безлюдность сельских районов, непрозрачность деятельности органов местного самоуправления, их коррумпированность и чрезмерная централизация властных полномочий». Цель концепции сформулирована просто — это «определение механизма и сроков формирования эффективного местного самоуправления». Затем следует раздел «Пути и способы решения проблемы». Он имеет два основных пункта. Первый- это разграничение полномочий между государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Второй — максимальное привлечение населения к принятию управленческих решений. Следующий раздел концепции называется «Задания реформы». Он по сути дела представляет собой упомянутый выше перечень проблем.

Итак, государственный аппарат собирается передать органам местного самоуправления большую часть своих полномочий и, таким образом, решить почти все существующие в нашей стране проблемы. Что и говорить — лихо. Все равно, что размахнуться и рубануть с плеча. Примерно также в свое время с помощью, так называемой, обвальной приватизации решались проблемы промышленных предприятий. Чем это все закончилось, мы прекрасно знаем. Неподготовленная, торопливая приватизация превратилась в массовое воровство и уничтожение промышленного потенциала страны. Зато экономические проблемы предприятий перестали быть головной болью чиновников. Что же нас ждет на этот раз? Будем разбираться по порядку:

Сухое зерно демократии...

Начнем с самого главного: с гражданской активности населения, которое должно контролировать свои местные советы, вместе с их исполнительными органами. На фоне повышения полномочий и тех и других такой контроль становится архиважным. Готова ли основная масса людей участвовать в процессе управления своими земельными ресурсами, коммунальными предприятиями и местным бюджетом? Думаю, никак нет. Хотя бы уже потому, что даже во время выборов на избирательные участки, по статистике, приходит лишь около пятидесяти процентов избирателей. А из множества официально зарегистрированных общественных организаций реально работают лишь 1-2%.

Причин такому положению вещей много. Но, думается, основная из них — это плохая информированность населения. К примеру, в той же Швеции закон о доступности к публичной информации был принят еще в 1766 году. У нас же этот закон, наконец, приняли только в 2010 году. Выходит, нашу юную демократию от шведской отделяют почти 250 лет истории. А если еще учесть, как этот закон у нас выполняется, то может и того больше:

К слову, тот же Одесский аэропорт недавно из коммунального предприятия превратился в частное. При этом, на официальном сайте нашего города нет ни одного документа, проливающего свет на эту метаморфозу. Более того, на соответствующие запросы депутатов городского совета из его исполнительных органов приходили одни лишь нелепые отписки. Такого рода засекреченность возможна только при тоталитарном режиме. Мы же сейчас толкуем о развитии или углублении демократии...

В общем, никакого народовластия на местах, скорее всего, не получится. Значит, в процессе реализации реформы местного самоуправления дополнительные полномочия получат не территориальные громады и, по большому счету, даже не местные советы, а одни лишь местные чиновники. К чему это приведет? Разумеется, к одним лишь дополнительным злоупотреблениям.

Пострадают школы и больницы...

Попробуем представить себе, что будет. Основные полномочия, делегированные государством органам местного самоуправления — это содержание школ, детских садиков, поликлиник и больниц. Значит, предстоящая реформа в первую очередь затронет именно эти учреждения. Судьбу каждого из них смогут решать местные депутаты вместе с чиновниками, больше не оглядываясь ни на какие министерства.

До перевода школ или больниц на коммерческую основу дело, конечно же, не дойдет. Подобные меры, во-первых, антиконституционны, во-вторых, слишком непопулярны. Зато так называемых защищенных статей, из которых выплачивалась зарплата врачам и учителям, в местном бюджете тоже, скорее всего, не будет. Кстати, таких статей и раньше не было. Еще каких-нибудь лет десять назад выплата заработной платы работникам бюджетной сферы была делом совести городских чиновников. А те зачастую расходовали предназначенные для таких выплат ассигнования на другие цели, разумеется, не без некоторой пользы для себя. К примеру, еще совсем недавно за счет тех же врачей и учителей в Одессе строились дороги. Сколько денег при этом было отмыто и украдено — это, конечно же, тайна за семью печатями. Зато не такой уж секрет, что для последующего пополнения бюджета использовались банковские кредиты.

И вполне логично предположить, что банковские структуры, как и строительно-подрядные организации, тоже были весьма благодарны городским чиновникам.

Разумеется, все подобные кредиты брались на основании соответствующих решений городского совета. Но поскольку всякий раз речь шла о выплате заработной платы врачам и учителям, такое решение принималось, как говорится, «сквозняком».

Безобразие же с нецелевым использованием бюджетных средств прекратилось лишь после появления еще одного государственного органа финансового контроля — казначейства. И теперь, собираясь наделять местное самоуправление дополнительными полномочиями, мы, похоже, собираемся наступить на старые грабли.

Впрочем, во всем старом всегда есть и что-то новое. Двадцать лет назад наши врачи и учителя, по крайней мере, не были так развращены бесконечными поборами, как теперь. Значит, в результате грядущей реформы над всеми школами, поликлиниками и больницами сгустится еще больший мрак, чем был когда-либо...

Нашествие «голодной саранчи»...

Со всей остальной собственностью территориальных громад, думаю, и так все ясно. Все что только можно украсть, местные чиновники, скорее всего, украдут.

Разумеется, в этом тоже нет ничего нового. И, все-таки, если раньше две ветви власти: государственная и местная, хоть как-то уравновешивали друг друга, то в результате реформы такое равновесие, скорее всего, будет грубо нарушено.

Взять, к примеру, одесское побережье, которое давно дразнит аппетиты власть имущих. Перед началом последнего курортного сезона там, по заданию Генерального прокурора Украины Виктора Пшонки была проведена ревизия строительных объектов. В результате нее выявлено множество нарушений земельного законодательства.

И надо отметить, что после этого на одесском побережье кое-что все-таки изменилось к лучшему. А кое-где прибрежные земельные участки и вовсе остаются пока свободными.

Между тем, в проекте концепции реформы совершенно определенно говорится, что органы местного самоуправления должны иметь право распоряжаться земельными ресурсами в пределах своих территорий. Значит, после реформы никаких прокурорских ревизий у нас на побережье уже не будет. К чему же это приведет? Ясно, как Божий день: ни к чему хорошему...

По логике вещей, перед наделением органов местного самоуправления дополнительными полномочиями следовало бы, по крайней мере, сначала оптимизировать их структуру. В частности, еще сравнительно недавно при Одесском городском совете работала лишь небольшая протокольная часть. Сегодня на ее месте уже работает целый департамент организации работы городского совета. При этом есть еще департамент архивного дела и деловодства. Выросло целых два департамента и на месте муниципальной пресс-службы: департамент информации и связей с общественностью и департамент внедрения информационных технологий. Поскольку все промышленные предприятия Одессы уже приватизированы, давно утратило свою значимость управление экономики. Тем не менее, это структурное подразделение не было сокращено. Напротив, оно тоже сейчас имеет статус департамента. Подобных примеров можно привести еще множество.

Но, несмотря на весь этот «кадровый понос», в проекте концепции нет даже намека на оптимизацию структуры местного самоуправления. По мнению специалистов института государственного управления, эта структура и ее кадровая численность должны стать личным делом каждой территориальной громады.

Значит, и без того раздутые штаты служащих местного самоуправления еще больше «разбухнут»? Тем более, что для этого будет отличный повод — появление дополнительных функций.

Этот фактор на фоне всех остальных, конечно же, не имеет принципиального значения. Однако он, безусловно, усугубит все остальные отрицательные последствия реформы. Ведь одно дело, когда имущество территориальной громады растаскивается небольшой горсткой чиновников, а другое — целым полчищем «голодной саранчи».

Незавидная участь малочисленных громад...

Единственное с чем в проекте упомянутой концепции можно было бы согласиться это — с необходимостью административно-территориальной реформы, и то никак не в сочетании со всем остальным. Эта реформа подразумевает укрупнение административных районов, имеющих свои органы местного самоуправления.

Для ее обоснования в проекте концепции приводятся следующие цифры. С 1991 года и по настоящее время численность сельского населения в нашей стране уменьшилась примерно на два с половиной миллиона человек. Зато количество сельских советов, наоборот, увеличилось на 1067 единиц. При этом почти половина территориальных громад имеет не более одной тысячи жителей. Немало и таких административных районов, где проживает даже менее пятисот человек. Само собой, все бюджеты таких районов являются дотационными.

И даже элементарная логика подсказывает, что бедные малочисленные районы следует присоединить к густонаселенным и богатым.

Почва для предстоящей территориальной реформы в настоящее время уже готовится весьма интенсивно. В институте государственного управления проходят различные семинары, где секретарям сельских и поселковых советов объясняют ее суть и причины. Ни то, ни другое особых возражений не вызывает. Однажды на одном из таких семинаров один из секретарей лишь сказал: «Рыба портится с головы, но чистить ее всегда начинают с хвоста».

Однако суть предстоящей реформы местного самоуправления заключается как раз в том, что «подгнившая голова» останется на своем прежнем месте и даже расширит свои полномочия. На фоне этого дальнейшая участь сельской глубинки представляется весьма печальной. К какой бы административной территории любое малочисленное село не присоединилось, оно непременно станет депрессивной окраиной. Именно его жители в первую очередь станут заложниками жадности зарвавшихся чиновников и различных коррупционных схем.

Туман над европейской дорогой...

Далеко не праздный вопрос: понимают ли инициаторы предстоящей реформы, к каким последствиям она может привести? Рискну предположить, что да. Поскольку не понимать этого просто нельзя. Возможно, именно поэтому упомянутый проект концепции реформирования местного самоуправления написан столь неконкретно и обтекаемо. Может у тех, кто его писал, просто руки дрожали или этих людей совесть мучила? А может, на это и расчет: так провести данную реформу, чтобы никто ничего толком не понял? Разве не гениальный план для власть имущих: все разворовать и удрать по только что вымощенной европейской дороге?..

Автор: Надежда СУПРАНОВИЧ


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту