![]() |
|
![]() |
![]() |
Итальянский мануш-джаз и французский post-bop, классика джазовых стандартов и экзотическое этно, карибский джаз и рафинированность рояльных импровизаций…
Карнавалом стилей, марафоном высококлассных фестивальных концертов, встречами с легендарными джазменами и открытием новых джазовых звезд прогремел по городу OdessaJazzFest-2013.
Одесский джазовый фестиваль, открывающий новые имена, зажигающий новые звезды на джазовой карте мира, на сегодняшний день не только завоевал преданную любовь одесситов, стал мастер-классом для одесских музыкантов, но и заинтересовал историков и теоретиков джаза. OdessaJazzFest-2013 с профессиональным визитом посетил хранитель джазовых архивов Библиотеки Конгресса США Лэрри
Эпплбаум, чье мнение в мире джаза весьма весомо. И сделал для себя новое замечательное открытие – одесское джазовое трио FKP в составе Мирослава Пятникова (труба), Виталия Фесенко (контрабас), Тараса Кузнецова (фортепиано).
Одесские музыканты представили авторскую программу из пяти композиций, четыре из которых принадлежат Виталию Фесенко, одна – Тарасу Кузнецову. На мой взгляд, королевой трио стала потрясающая труба Мирослава Пятникова, наполнив композиции ослепительной яркостью звука. Впрочем, столь вдохновенное соло контрабаса тоже услышишь не часто. А его дуэт с чутким, отзывчивым роялем – просто великолепен. Филигранно сыгранное одесское трио играло чисто одесский джаз – тончайшее переплетение еврейских, восточных, балканских мелодий. У одесских музыкантов, помимо блистательного профессионализма, свое неповторимое лицо. И президент фестиваля Юрий Кузнецов всенародно пообещал, что сделает все для того, чтобы FKP звучали во всем мире. Будем наблюдать за развитием их музыкальной карьеры. А на сегодняшний день Анатолий Вапиров – не только блестящий саксофонист, но и организатор большого джазового фестиваля «Варненское лето», давший старт прекрасной одесской вокалистке Тамаре Лукашовой, – собирается пригласить их на свой фестиваль.
Почувствуйте разницу! На сцене фестиваля – «продвинутый» европейский джаз. Холодноватый, прозрачный, выверенный, кажется, тщательно «сконструированный», на мой взгляд, противоречащий самой сути, душе джаза, его импровизационному безумию, безбашенному драйву. Музыка-размышление, музыка-погружение… И вдруг достаточно «усыпительный» урбанистически сдержанный свинг большого города взрывается фонтаном эмоций, а его хорошо организованная какофония – нежнейшим пианиссимо. Музыканты из Швейцарии, Германии, Франции продемонстрировали виртуозное мастерство, современное джазовое мышление и были приятно удивлены обилием доброжелательной и искушенной публики.
А вот когда изысканная европейская школа – в данном случае лондонская – микшируется с кубинской, эффект превосходит все ожидания. Взрывной темперамент и единство джазового мышления сделали этот проект удивительно органичным. Лидеру жизнерадостного и неутомимого англо-кубинского квинтета скрипачу-виртуозу Омару Пуэнте (кстати, солисту лондонского Королевского Филармонического оркестра) подвластен точный и ясный язык классической музыки и джазовой импровизации, латино-американские и специфичные карибские ритмы. Музыкантам блистательно удалось выдержать полифонию ритмов, музыкальных построений и убедить слушателей в том, что все это – легко и просто. В конце выступления – сюрприз. «Душераздирательный» жестокий романс и томная босанова в дуэте с Юрием Кузнецовым. И совершенно естественно, что, как и в день открытия фестиваля, – танцуют все!
Блестящим подарком фанатам «настоящего» джаза, джазовой классики стало выступление московского трио Олега Бутмана (ударные, клавишные, контрабас) и американской вокалистки Лисы Хенри. Об исполнительском уровне музыкантов можно судить по тому, что познакомились они на фестивале, где певица выступала с группой Кенни Гаррета и Херби Хэнкока. А сам Олег Бутман в свое время играл в аккомпанирующем составе американской звезды, саксофониста Ричи Коула. Потрясающие авторские композиции, блестящий дуэт певицы и ударных (Олег Бутман), высокий стиль и бешеный драйв, когда пианистка (Наталья Смирнова), кажется, творя невозможное, просто «летала» по клавишам.
Такой же драйвовый, улыбчиво-дурашливо-развеселый разгуляй закатили итальянские музыканты, играющие джаз-мануш, а попросту – цыганский джаз. Как и положено в цыганских ансамблях, – три виртуозные гитары и потрясающие аранжировки всем известных и любимых заводных мелодий.
С языком индийской импровизации – экзотическим звучанием удивительных музыкальных инструментов, виртуозным ритмом, уникальным изобразительным эффектом голоса, дополняющим партитуру, – познакомил поклонников этноджаза индийско-германский проект Ahimsa.
И, конечно, «золотые» джазовые стандарты в исполнении польского пианиста Кубы Станкевича! Рояль по праву признан королем музыкальных инструментов. Его возможности мелодического, гармонического развития музыки, ее архитектоники иногда позволяют ему звучать, как оркестр. Тем более, когда за роялем выдающийся музыкант. Такой, как Куба Станкевич. Очень красивые, рафинированные и смелые импровизации музыканта покорили публику. А великолепный дуэт с Юрием Кузнецовым, где прозвучали импровизации на музыку Шопена и Эрола Гарднера, «вечнозеленый» «Се си бон» и любимейший «Есть город, который я вижу во сне…», вызвал шквал оваций.
Карнавал стилей и направлений, созвездие джазовых школ и исполнителей. Одесский джазфест вновь порадовал и удивил поклонников джаза. Уверены, следующий фестиваль вновь преподнесет одесситам неожиданные сюрпризы. Ведь «Самое страшное в джазе – это прогнозируемость», – убежден президент одесского джазфеста Юрий Кузнецов.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |