ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Черноморский шпрот: из невода на прилавок
01.10.2013 / Газета: Одесские известия / № 107(4526) / Тираж: 18937

Более двух тысяч тонн рыбы выловили в Черном море рыбаки Одесщины к концу сентября. Половину этого количества поставило на стол потребителя ООО «Лиман». На сегодняшний день это самое крупное морское рыбодобывающее предприятие юга Украины. Три судна добывают камбалу, шпрот, хамсу, кефаль в Черном море. На одном из них – «Григолети», в конце сентября я вышел на промысел.

Перегрузочно-транспортный рефрижератор «Григолети» построен в Астрахани и спущен на воду в начале 1991 года. Судно было приписано к одному из грузинских портов. Однако, так толком и не начав свою производственную деятельность, этот прекрасно оборудованный рефрижератор по известным экономическим причинам был обречен оказаться на вечном приколе… Но в 1994 году он перешел в собственность одесских рыбодобытчиков и после ремонта превратился в траулер-рефрижератор.

…После определенных формальностей с властями Ильичевского порта «Григолети» в три часа ночи берет курс в открытое море. Справа проплывают огни порта и города.

– Почти целый месяц мы не ловили рыбу, – говорит капитан судна Анатолий Радимов. – Не везло с погодой. Но сегодня думаем наверстать упущенное.

И вот мы в точке – на траверзе порта Южный. Капитан внимательно вглядывается в рыбопоисковый прибор. Но тот фиксирует только небольшие косяки. По рации связываемся с другими рыбодобывающими судами, ведущими промысел рядом с нами. Это «Віка» и «Надія». Они двигаются навстречу нам и уже ведут первые траления. Капитаны давно знают друг друга, дружат и поэтому постоянно обмениваются информацией о ходе промысла.

– Они сейчас идут по течению, – поясняет Анатолий Радимов. – А мы попробуем против течения.

Звучат три звонка – команда к постановке трала. Этот ответственный для каждого рыбака процесс проходит быстро и слаженно. Со скрипом тросов и блоков, урчанием электродвигателей трал уходит за корму. Скорость с девяти узлов снижается до 3,5-3,7.

«Григолети» снабжен современной рыбопоисковой и навигационной аппаратурой. Вместе с капитаном на мониторе наблюдаем наполнение трала. Двигаемся в сторону Ильичевска. Правильный ли район промысла выбрал капитан? Ведь наши соседи уже поймали немного рыбы и идут в противоположном направлении. Остается ждать.

Проходят томительные часы. Но вот звучат три долгожданных звонка – сигнал для подъема трала. Команда занимает места по штатному расписанию, и огромный сетчатый мешок осторожно втягивается на борт. Напряженно скрипят блоки, как струны натягиваются тросы, тяжело наматываясь на барабаны. По правому рабочему борту заводится конец, к которому крепится дележный строп. После нескольких специальных операций над палубой зависает первая часть улова. Звучит команда трал-мастера, и в отведенное на палубе место сыпятся первые тонны долгожданной рыбы. Тут же матросы специальными лопатами сбрасывают ее в трюм, где уже начинается обработка. Часть шпрота пересыпается льдом, остальной – засаливается в тузлуке. На палубе постоянно звучат команды «майна» и «вира», постепенно трал опорожняется. По предварительным подсчетам, после первого траления в трюм «Григолети» поступило почти семь тонн черноморского шпрота.

– Честно говоря, я не ожидал такого подъема после недавних сильных штормов. У вас легкая рука, – говорит мне капитан.

Снова звучат три звонка – команда на постановку трала. Операция повторяется с той же последовательностью.

Пока ловится рыба, команда спускается в кают-компанию, где рыбаков ждет сытный обед, крепкий чай, кофе. Есть время немного вздремнуть, посмотреть новости по телевизору, просто поболтать, поиграть в шахматы или домино.

Проходит несколько часов, и снова звучат три раскатистых звонка – поднятие трала…

Оно принесло еще более пяти тонн шпрота.

Темнеет. Мы берем курс на Ильичевск. Капитан связывается по рации с властями порта и коллегами в море. Они еще продолжают работу, но улов у них гораздо меньше нашего.

Уже в темноте входим в Сухой лиман и швартуемся возле холодильника рыбного порта, у причала ООО «Лиман» в Бурлачьей Балке. Дается команда на отгрузку рыбы для реализации.

У причала уже ждут авторефрижераторы для перевозки улова на рынки Одессы, Ильичевска, Белгорода-Днестровского. Утром малосольная и охлажденная рыба будет на прилавках. А «Григолети» в четыре часа снова выйдет в море.

Автор: Игорь Москаленко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.009
Перейти на повну версію сайту