![]() |
|
![]() |
![]() |
1 октября начался последний военный призыв граждан Украины на срочную воинскую службу. Это предусмотрено в Государственной комплексной программе реформирования и развития Вооруженных Сил Украины. Однако реформа предусматривает и многие другие важные аспекты. Что именно? На этот вопрос отвечает народный депутат Украины Сергей Гриневецкий, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны.
На что живет армия?
О необходимости радикальной и серьезной военной реформы говорилось давно. За 22 года предпринимались неоднократные попытки провести преобразования в военной организации страны. Однако, как правило, все сводилось к банальному сокращению личного состава Вооруженных Сил Украины.
Основной проблемой армии стало ее хроническое недофинансирование. Согласно Закону «Об обороне», в свое время финансирование оборонных потребностей не должно было быть ниже трех процентов от валового внутреннего продукта, но практически никогда это требование не выполнялось. Так, в государственном бюджете Украины на 2012 год Министерству обороны были предусмотрены ассигнования в сумме 16 млрд. 374,3 млн. грн. (1,09% от валового внутреннего продукта). Фактически поступило 14 млрд. 761,9 млн. грн. (0,98% от ВВП) или 90,2 % годовых назначений.
Для сравнения: на одного военнослужащего Вооруженных Сил в Украине в год тратится порядка 6 тысяч долларов, в то время как, например, во Франции около 153 тысяч долларов. Или возьмем более близкие примеры — Польшу и Россию. Здесь, соответственно, более 56 тысяч и более 41 тысячи. Понятное дело, что при таких затратах добиться должного уровня боеспособности крайне сложно.
Отсутствие средств сказывается и на качестве боевой подготовки. Яркий пример. Если в соответствии с мировой практикой на содержание Вооруженных Сил (денежное содержание, довольствие и т.д) выделяется около 50% всех военных расходов, то в Украине в среднем больше 85%. Опять же, если на военную подготовку в других странах направляется порядка 20% средств, то в Украине этот показатель в 2010 году составил 5,1%, а в 2011 — 4,2%. И только в 2012 году удалось изменить ситуацию к лучшему — удельный вес затрат на боевую подготовку увеличился до 5,7%.
Если учесть еще и тот факт, что 92% военной техники и вооружений находится в эксплуатации более 20 лет, то картина становится совсем неприглядной.
Реформа будет в два этапа
Тем временем за последнее время в военной сфере произошли существенные изменения. Изменился характер военных конфликтов, которые носят преимущественно локальный и быстротечный характер, характеризуются применением высокоточного оружия. На смену массовым армиям приходят профессиональные и высокомобильные части, способные оперативно реагировать на военные угрозы. Одновременно на первый план выходят угрозы невоенного характера, такие как терроризм, пиратство, организованная преступность, незаконная торговля оружием, наркотрафик, нелегальная миграция и киберпреступность. Все это требует качественно иного подхода к качеству Вооруженных Сил.
Недавно Указом Президента Украины была утверждена Государственная комплексная программа реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2017 года. А еще раньше была принята Концепция реформирования Вооруженных Сил Украины до 2017 года. Создана необходимая правовая база для военной реформы: принята новая Стратегия национальной безопасности Украины, новая Военная доктрина, подготовлен Стратегический оборонный бюллетень.
Согласно Концепции, военную реформу планируется провести в два этапа.
Первый предусматривает:
• оптимизацию состава и численности Вооруженных Сил;
• завершение формирования их перспективного состава;
• освобождение Вооруженных Сил от выполнения несвойственных им функций, а также от излишнего военного имущества;
• повышение государственных социальных гарантий военнослужащих; '
• обеспечение социальной защиты лиц, которые увольняются с воинской службы в связи с реформированием.
На втором этапе планируется:
• обеспечить способность войск к своевременному реагированию на угрозу пограничного вооруженного конфликта;
• наращивание оперативных возможностей в особый период для отражения вооруженной агрессии;
• переход к комплектованию Вооруженных Сил исключительно на контрактной основе;
• приведение показателей подготовки, технического оснащения и материального обеспечения до показателей вооруженных сил ведущих европейских государств.
Уже произошло определенное сокращение личного состава Вооруженных Сил, чья численность к концу 2012 года составляла до 184 тысяч человек, в том числе до 139 тысяч военнослужащих. На данный момент более чем на 90% укомплектованы контрактниками войска специального назначения, четыре бригады воздушных сил и армейская авиация сухопутных войск. Осенью этого года планируется провести последний военный призыв.
Еще одним шагом стало формирование в 2012 году нового рода войск — высокомобильных десантных войск, которые были созданы на базе воздушно-десантных и аэромобильных воинских частей. Значительное внимание уделяется увеличению денежного содержания военнослужащих с целью повышения привлекательности воинской службы по контракту. Так, министр обороны Украины Павел Лебедев заявил, что в 2014 году вдвое увеличится финансовое обеспечение военнослужащих. Если сейчас рядовой стрелок-контрактник получает около 1500 гривен, то с июля 2014 року его ежемесячное денежное обеспечение должно составить 3000 гривен. Соответственно, должно возрасти и денежное довольствие сержантского состава.
В Одессе — тоже большие перемены
Однако в Концепции есть направления, с которыми я не согласен и как народный депутат, и как одессит. Это, в частности, касается перевода штаба Южного оперативного командования из Одессы в Днепропетровск. Месторасположение оперативного командования обусловлено, в первую очередь, геополитическим фактором. От Одессы расстояние до границы с Молдовой — 70 км, до границы с Румынией — 300 км. Штаб находится в непосредственной близости от одной из так называемых «потенциальных горячих точек» — Приднестровья, где находятся значительные запасы вооружений. В городе Одессе и области, кроме Южного оперативного командования, дислоцируются:
• штаб и воинские части Воздушного командования «Юг»;
• Западная военно-морская база;
• Южный региональный военно-медицинский центр;
• Юго-Восточное квартирно-эксплуатационное управление;
• прокуратура Южного региона Украины;
Как объяснить решение о переводе штаба Южного оперативного командования жителям города, который одним из первых получил высокое звание «город-герой» и имеет давние военные традиции?
• контрольно-ревизионное управление;
• части и подразделения разведки;
• базы и склады материально-технического обеспечения, проведения ремонта техники и вооружений.
Стоит отметить, что на нынешнее время оперативное командование в своем составе имеет большинство подразделений для выполнения задач, присущих именно оперативному командованию. Личный состав Южного оперативного командования по своим функциональным обязанностям постоянно исполняет задачи, присущие органу управления оперативно-стратегического звена. Большинство офицеров запаса— военнообязанных, годных по возрасту к военной службе — проживают в городе Одессе и имеют значительный опыт работы в органе военного управления, что дает возможность без дополнительной подготовки личного состава выйти на штаты мирного времени и доукомплектовать по штатам особого периода.
Существуют и возражения морально-психологического плана. Как объяснить решение о переводе штаба Южного оперативного командования жителям города, который одним из первых получил высокое звание «город-герой» и имеет давние военные традиции? Можно вспомнить, что одесситы восприняли перевод Одесского института сухопутных войск как обиду. Аналогичный негативный общественный резонанс можно ожидать и в случае перевода штаба Южного оперативного командования. Остается надеяться на то, что здравый смысл в данном вопросе все же возобладает.
Нам удалось сохранить в Одессе один из старейших военных вузов Украины. Причем мы сохранили его не только для Одессы, но и для всей страны, поскольку здесь есть серьезная база для подготовки специалистов и солидная научная школа. А без развития военного образования и науки невозможно представить себе развитие Вооруженных Сил.
На протяжении последних лет сеть высших военных учебных заведений и военных учебных подразделений была оптимизирована по видовому принципу. Созданы профильные научные центры. Такая оптимизация позволила сосредоточить на единых учебных базах подготовку, переподготовку и повышение квалификации военных специалистов всех уровней образования и обеспечила интеграцию военного образования и науки, а также уменьшила бюджетные затраты на их содержание. Концепция развития и реформирования ВСУ до 2017 года предполагает не только развитие материальной базы высших учебных заведений, но и повышение уровня военных исследований. Характерный пример — по результатам научно-технического сопровождения исследовательско-конструкторских работ на протяжении 2010-2012 годов на вооружение армии было принято более 25 образцов военной техники.
Согласно Государственной программе реформирования Вооруженных Сил, на ее реализацию до 2017 года требуется 131,7 млрд. грн. Учитывая те проблемы, которые возникали с финансированием армии в предыдущие годы, Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны будет держать на строгом контроле вопрос о выделении средств для реформирования и обеспечения Вооруженных Сил.
Цифры
На одного военнослужащего Вооруженных Сил в год тратится:
6 тысяч долларов — в Украине; болев 41 тысячи долларов — в России; болев 56 тысяч долларов — в Польше; 153 тысячи — во Франции.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |