![]() |
|
![]() |
![]() |
Что же будет, когда никаких материальных ценностей в государственной и коммунальной собственности в Южной Пальмире уже не останется?
Вскоре после избрания на должность Одесского городского головы Алексея Костусева информационное медиа-пространство буквально взорвалось оглушительной новостью: Одесский аэропорт фактически перешел из коммунальной собственности в частные руки.
Однако растаскивание его инфраструктуры началось задолго до этого события.
Разделить, как зарезать
Еще в 1999 году во время приведения регламента воздушных перевозок к международному стандарту из объединенного авиаотряда был выделен непосредственно сам аэропорт вместе с пассажирским терминалом и всей авиатехнической базой и государственная авиационная компания (ГАК) «Одесские авиалинии», на балансе которой оставались все воздушные суда. Правда, один из новейших на тот период самолетов ТУ-154М таинственным образом исчез с территории Украины. В связи с этим было возбуждено уголовное дело, но оно так и не было доведено до логического завершения.
Разделившись таким образом на две части, некогда объединенный авиаотряд должен был дальше работать уже на договорных условиях. Иными словами, ГАК «Одесские авиалинии» уже надлежало платить аэропорту за стоянку самолетов, диспетчерское сопровождение полетов и прочие услуги. Все это, безусловно, затрудняло работу всей воздушно-транспортной структуры, которая некогда была единой.
Кроме того, при разделении финансового баланса между аэропортом и ГАК возникло множество различных неувязок. Дебиторская и кредитор-ская задолженности были распределены между двумя предприятиями никак не в соответствии с разделением имущества. Большая часть старых долгов тяжелым бременем легла на «Одесские авиалинии».
Разумеется, подобная «несправедливость» вызвала множество жалоб и протестов. Однако министерские чиновники, всегда столь медлительные, на этот раз проявили небывалую расторопность и быстро передали аэропорт в коммунальную собственность города Одессы. После этого вопрос о разделении финансового баланса из административной плоскости перешел в судебную.
Впрочем, судебных процессов по инициативе «Одесских авиалиний» было много. Наиболее серьезный из них связан со специальным постановлением Кабинета министров о порядке выплат в Пенсионный фонд. Этим постановлением Кабинет министров фактически обязал «Одесские авиалинии» выплачивать пенсии всем бывшим работникам воздушных сообщений. Общий объем затрат, возложенный на это предприятие, оказался почти равен фонду его заработной платы. Судебное разбирательство со множеством апелляций длилось примерно год. Но, в конце концов, Киевский хозяйственный суд упомянутое постановление фактически отменил, как антиконституционное.
— Такое впечатление, — говорит депутат Одесского городского совета Василий Полищук,- что государственная авиакомпания уничтожалась намеренно — для того, чтобы частные без труда могли захватить все прибыльные международные линии.
Частную фирму, как «ни корми», все равно за рубеж смотрит...
Думается, ГАК украинским чиновникам все-таки была нужна, однако, лишь в качестве козла отпущения. Как раз для того, чтобы «повесить» ей на баланс все старые долги, выплачивать за ее счет пенсии бывшему летному составу и, наконец, самое главное — передать ей все убыточные авиалинии. Сразу после распределения этих линий государственная авиакомпания оказалась в самом невыгодном положении. Ей достались рейсы на Киев, на Москву, где примерно 75 % себестоимости билета составляет стоимость авиационного горючего. Тогда как самолеты частных авиакомпаний получили возможность летать в дальнее зарубежье, где в несколько раз выше даже порядок цен на билеты.
Влача жалкое существование, ГАК «Одесские авиалинии» была не в состоянии обновлять свои основные фонды — в первую очередь, воздушные суда. Примерно в таком же положении оказались аналогичные предприятия и в других городах. Поэтому отечественным авиационным заводам стало нехватать надежных заказчиков.
Между тем, частные авиакомпании обычно брали в лизинг воздушные суда иностранного производства. Это позволяло на законной основе выводить денежные капиталы за границу. Кроме того, значительно завышая стоимость лизинговой сделки, многие компании, таким образом, скрывали свою прибыль.
Иными словами, все надежды на развитие воздушно-транспортной отрасли путем создания рыночных отношений никак не оправдались. Хотя ради этого, в сущности, и была грубо разорвана некогда единая структура объединенного авиаотряда. Новые «хозяева небес» стали развивать одну лишь зарубежную экономику.
Отделение «лакомых кусочков»
Не менее удручающе обстояли дела и в Одесском аэропорту, который вдруг свалился на головы местных чиновников, словно манна небесная. Именно в те годы ночную тишину впервые прорезал таинственный низкий гул военного грузового самолета. Этот специфический гул турбовинтовых двигателей самолетов С-130 военные люди узнают безошибочно. Скорее всего, НАТОвские «Геркулесы» летают через наш аэропорт на Афганистан уже лет десять.
Тогда же, еще в каденцию городского головы Руслана Боделана, из структуры одесского аэропорта был выделен топливно-заправочный комплекс. Его тогдашние городские власти передали в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Интерим Сервис» за смехотворно низкую плату: лишь несколько тысяч гривен в месяц. И поскольку все договора-аренды обычно заключаются с правом дальнейшего выкупа, то, скорее всего, этот «лакомый кусок» уже давно находится в частной собственности.
В течение нескольких лет аппетиты власть имущих дразнил и аэропортовский ВИП-зал.
В конце концов, под предлогом развития конкуренции на месте склада для пассажирского багажа было открыто аналогичное заведение. Через некоторое время дирекция аэропорта, по благовидным предлогом, закрыла ВИП-зал на своей территории.
И все-таки одесский аэропорт со всеми его авиатехническими службами оставался прибыльным предприятием. Трудно сказать, можно ли было за счет его доходов покрывать убытки от содержания горэлектротранспорта, как писали некоторые СМИ. Однако несколько лет назад КП «Международный аэропорт Одесса» выделило другому коммунальному предприятию «Одесгорэлектротранс» кредит в несколько десятков миллионов гривен. Через некоторое время этот кредит решением сессии городского совета был признан безвозвратным.
Известно также, что в бытность городского головы Эдуарда Гурвица одесский аэропорт делал финансовые отчисления на реконструкцию своей взлетно-посадочной полосы.
И возможно, если бы не смена городской власти, эту полосу ему удалось бы отремонтировать своими силами.
«Изнасилованные» депутаты...
Итак, это предприятие всегда по праву называлось жемчужиной коммунальной собственности города. Хотя там, похоже, была провернута не одна махинация. Однако все эти махинации меркнут по сравнению с головокружительным «кульбитом» нынешней муниципальной команды.
Примерно через полгода после избрания на пост Одесского городского головы Алексея Костусева сессия городского совета приняла решение о создании совместно с ООО «Одесса аэропорт девелопмент» общества с ограниченной ответственностью, которое сохранит старое название: «Международный аэропорт Одесса». Доля городского совета в уставном фонде нового ООО составляла 25%, а ООО «Одесса аэропорт девелопмент» — 75%. При этом упомянутое предприятие создавалось фактически на базе КП «Международный аэропорт Одесса», принимая на баланс почти все его основные фонды, за исключением одной лишь взлетно-посадочной полосы.
По сути дела, одесский горсовет просто отказался от своих законных прав на одесский аэропорт, передавая его частной фирме.
Правда, некое частное предприятие «Бюро Маркуса» оценило всю стоимость имущества одесского аэропорта всего лишь примерно в 118 миллионов гривен. При этом, фирма «Одесса аэропорт девелопмент», судя по документам, вкладывала в уставный фонд создаваемого предприятия целых 355 миллионов гривен, наличие которых весьма сомнительно.
К упомянутому решению был также приложен солидный перечень имущества, передаваемого с баланса на баланс. Там скрупулезно перечислялось практически все: от электронного табло до инструментальной тумбочки. Не было лишь самого дорогого и самого главного — площади передаваемого земельного участка. Этот «подарок» частная фирма получила несколько позже, в соответствии с другим решением горсовета. Таким образом, стоимость занимаемой аэропортом земли не была учтена в стоимости его основных фондов.
Позаботившись о соблюдении приличий, городские власти нашли для своего «подарка» и благовидный предлог. Им стало строительство взлетно-посадочной полосы и нового пассажирского терминала. Взяв на себя эти обязательства, фирма «Одесса аэропорт девелопмент», скорее всего, рассчитывала на благоволение со стороны общественности и депутатов.
Тем не менее, депутаты проглотили заготовленный для них «рыболовный крючок» далеко не сразу.
— Когда первый раз проект этого решения был вынесен на сессию, депутаты его решительно отклонили, — рассказывает Василий Полищук.
— Второй раз уже на следующей сессии по этому вопросу разгорелись жаркие прения. Многие выступали против. Выступил и я, сказав, что пропускной способности нынешнего пассажирского терминала вполне достаточно. Когда решение опять не прошло, в зале раздались аплодисменты. Мы перешли к другим вопросам повестки дня. Через какое-то время многие ушли из зала.
И вдруг кто-то из депутатов предложил провести еще одно голосование по тому же вопросу. Результат этого очередного голосования оказался противоположным двум предыдущим. Решение было принято с перевесом буквально в несколько голосов. После этого в зале повисла напряженная тишина. Затем многие из депутатов направились к выходу. Костусев возмущенно крикнул: «Куда вы? Сессия еще не кончилась!» Я же в ответ крикнул, что это они уже пошли за деньгами.
Никаких денег за «правильный» результат голосования депутаты, разумеется, не получают. Однако у многих из них есть в городе, к примеру, рестораны, которые работают на едином налоге, магазины, построенные с нарушением земельного законодательства и прочий, не вполне законный бизнес. В общем, говоря иносказательно, у многих народных избранников «рыльце в пуху». И за этот «пушок» их, время от времени, «дергают»:
Скорее всего, подобная схема «продавливания» нужных решений применяется по всей вертикали власти. По весьма достоверной информации, тот же Алексей Костусев, поддержав фактическую передачу аэропорта в частные руки, при этом ничего, кроме «головной боли» не нажил. Городской голова просто выполнил команду, поступившую из Киева.
Через некоторое время на рассмотрение городского совета был вынесен еще один интересный проект решения, скорее всего напрямую связанный с решением, упомянутым выше. В нем говорилось о наделении коммунального предприятия «Международный аэропорт Одесса» специальными полномочиями для получения кредита под гарантии городского совета. Спрашивается, зачем нужен этому предприятию кредит? Ведь оно только что передало другому предприятию почти все свои основные фонды и осталось существовать, по сути дела, лишь формально, на бумаге. Логичнее всего предположить, что полученные в кредит денежные средства должны были отправиться вслед за основными фондами. Этот проект решения депутаты сумели отклонить уже безвозвратно.
Новая метла по-новому метет...
Получив в свое распоряжение аэропорт, его новые хозяева первым делом принялись сокращать там штат служащих. Возможно, этот штат, как и на большинстве коммунальных предприятий, и в самом деле был раздут. Однако, судя по всему, во время его пересмотра сыграл свою роль «позвоночный» принцип. В итоге, уволив значительное количество людей, администрация аэропорта тут же приняла на работу почти такое же количество новых служащих.
— Меня уволили фактически за то, что я не подписал акты приема в эксплуатацию рулежной дорожки и взлетно-посадочной полосы, оснащенных новым светотехническим оборудованием,- рассказывает бывший начальник службы радиосветотехнического обеспечения полетов Виктор Трандафилов.- Вообще, с кадрами сейчас в аэропорту, как говорится, «полный аллес». Профессиональных и опытных людей почти не осталось:
Недавно в одесском аэропорту произошло маленькое ЧП: приземлившийся самолет выкатился за взлетно-посадочную полосу. Правда, по мнению Виктора Трандафилова, служащие аэропорта в этом не виноваты. Скорее всего, сам самолет неправильно зашел на посадку. Сказалось и плачевное состояние взлетно-посадочной полосы.
И все-таки, когда думаешь о том, что сейчас многие технические службы, от которых зависит безопасность полетов, возможно, доверены новичкам, становится не по себе.
Забытые обязательства...
Обещанное строительство пассажирского терминала фактически началось лишь в прошлом году. Тогда же в Кабинете министров решился вопрос о финансировании из государственного бюджета строительства взлетно-посадочной полосы. Этот объект должен быть сдан в эксплуатацию к предстоящему чемпионату Европы по баскетболу. Ловко воспользовавшись сопутствующими обстоятельствами, новые хозяева аэропорта сумели «увильнуть» от значительной доли своих обязательств. Однако у городских властей теперь есть повод для расторжения договора с фирмой «Одесса аэропорт девелопмент». Иными словами, аэропорт еще можно вернуть в коммунальную собственность города. Во всяком случае, ставить точку в этом деле пока еще рано.
На сегодняшний день небольшая площадь перед старым терминалом изуродована цветными пластиковыми парапетами. С их помощью очерчены специальные дорожки для въезда и выезда машин. С каждой машины, заезжающей на парковку аэропорта, взимается плата. Новые хозяева воздушной гавани зарабатывают здесь деньги буквально на каждом метре. При этом, явно стараясь ничего не вкладывать в развитие вверенного им комплекса. Во всяком случае, сделать по краям дорожек бетонные ограждения и разбить за ними цветники, как это принято в таких случаях, им явно не пришло в голову.
Изнутри здание пассажирского терминала перегорожено множеством гипсокартонных перегородок. Некогда нарядный вестибюль стал теперь и кассовым залом, и залом ожидания. Здесь же находятся и таможенные стойки для багажа. Прежний зал ожидания теперь используется для служебных целей. Несмотря на все эти новшества бывший вестибюль наполовину пуст. И множество кресел здесь свободно.
Допустим, после ввода в экс-плуатацию новой взлетно-посадочной полосы пассажиропоток в аэропорту в несколько раз увеличится. Однако при желании в здании терминала можно все вернуть на свои места. И тогда его пропускная способность тоже значительно возрастет.
Думается, особой необходимости в строительстве нового здания одесского аэропорта не было и нет. Однако, допустим, по международным стандартам в пассажирском терминале должны быть еще гостиничные номера, рестораны, торгово-развлекательный комплекс и прочий сервис. Но зачем же «дарить» фирме, которая все это построит, и сама же будет эксплуатировать, еще и весь остальной аэропорт?!
«Гуляем» на старых запасах!
По неофициальной информации, буквально на днях в Симферополе была предпринята аналогичная попытка передать воздушную гавань в частные руки. Однако там, среди местных жителей начались столь серьезные волнения, что не в меру напористым предпринимателям пришлось отступить. У нас же, в Одессе, все случаи отчуждения коммунальной собственности проходят почти как по маслу.
— Не все ли равно, будет аэропорт в частных руках или нет? — говорили мне многие рассудительные люди.- Главное, чтобы он работал и платил налоги в бюджет.
Но, во-первых, если этот объект был настолько в тягость городским властям, его можно было, в крайнем случае, продать с аукциона. А вырученные деньги направить в бюджет развития и построить на них, к примеру, новую школу.
Во-вторых, неужели никого ничему не научил пример с теми же частными авиакомпаниями? Вместо заказов отечественным авиационным заводам, они закупают самолеты за рубежом. А вместо уплаты налогов, эти предприятия зачастую выводят капиталы в оффшорные зоны.
Иными словами, нашей экономике толку от частных компаний немного. И та же фирма «Одесса аэропорт девелопмент», по слухам, зарегистрирована в Лондоне.
Итак, все началось с безобидного, на первый взгляд, разделения объединенного авиаотряда. Затем, уступив дорогу частному капиталу, оказалась на грани финансового краха государственная компания «Одесские авиалинии».
От самого аэропорта местные власти тоже все время продолжали «отщипывать куски» пока он, наконец, почти целиком не перешел в частные руки. Что же, в конце концов, будет, когда коммунальной и государственной собственности и вовсе не останется?
Думается, именно тогда и будет по настоящему решен вопрос о будущем нашей страны.
А пока единая и независимая Украина живет, «проедая» материальные ценности, накопленные еще во времена Советского Союза.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |