ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Наш человек в Ашгабаде
12.10.2013 / Газета: Одесские известия / № 112(4531) / Тираж: 18937

«Мы, одесситы, куда бы ни забросила жизнь, везде начнем строить свою маленькую Одессу». Эти слова, сказанные несколько лет назад лауреатом Государственной премии СССР, академиком РАМН, заведующим первой в СССР исследовательской лабораторией компьютерной томографии, а ныне кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова, доктором медицинских наук Сергеем Терновым, поразили своей простотой и мудростью. Ведь на самом деле наши земляки, каждый по-своему, по всему миру стараются создать вокруг себя пространство, напоминающее о далекой родине. Да и родной город нет-нет, да и напомнит им о себе.

Вот и скрипач Гарольд Исаакович Неймарк, воспитанник прекрасных педагогов детской специализированной музыкальной школы им. профессора П.С. Столярского Фани Ефимовны Макстман и Артура Леонидовича Зицермана, оказавшись в далеком Туркменистане, не потерялся. Созданному им ансамблю скрипачей «Мукан» – коллективу, уникальному не только в масштабах своей страны, исполняется 34 года. Из девяти педагогов, которые преподают в детской специальной музыкальной школе при Туркменской национальной консерватории нынешнего Ашгабада – шесть являются учениками Неймарка. В этой школе учатся уже дети первых его воспитанников. Труд Гарольда Исааковича отмечен званием народного артиста Туркменистана. Он – единственный скрипач за всю историю Туркменистана, удостоенный этого звания.

А началось все с того, что выпускник Одесской консерватории получил направление в Казахский симфонический оркестр. Перед отъездом он давал концерт в Доме ученых, на котором ему предложили отправиться в другую средне­азиатскую республику – Туркмению. Там катастрофически не хватало кадров. Поскольку любил путешествовать, решил поехать на годик. Но задержался там на десятилетия.

Отсчет времени существования «Мукана» можно вести с первомайской демонстрации 1968 года. Молодой первый секретарь горкома партии Ашхабада, будущий Президент суверенной страны Сапармурат Ниязов вызвал к себе директора специальной музшколы и преподавателя Гарольда Неймарка с просьбой придумать что-то новое и интересное, чтобы оживить демонстрацию. Тут Гарольд Исаакович и вспомнил, как в Одессе ансамбль скрипачей школы Столярского шел вдоль праздничных трибун, вызывая шквал аплодисментов. Марш «Широка страна моя родная», исполненный юными скрипачами, и здесь имел небывалый успех. К Неймарку даже стали приходить молодые туркменские композиторы, начавшие писать специально для ансамбля скрипачей. То есть, не будь школы Столярского и ее ансамбля, неизвестно, как сложилась бы жизнь Неймарка в Туркмении.

В 1989 году Гарольд Исаакович установил контакты со всеми детскими специализированными музыкальными школами Казах­стана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Киргизии. Передал им ноты исполняемых его коллективом произведений, взял кое-что из их репертуара. Затем все встретились в Ашхабаде. Ребят поселили в семьях участников ансамбля под руководством Неймарка. Они не просто сыгрывались на репетициях, но еще и сдружились. Сразу после празднования нового 1990 года состоялись концерты в рамках программы «Интер-ансамбль 90». Успех был оглушительным. Затем юные музыканты проехались по всем столицам, выступили и в Москве. Фирмой «Мелодия» была даже выпущена пластинка с записью того концерта. Но, увы, сегодня ее уже не на чем прослушать. Аналогичная участь постигла и пленочные бобины с записями выступлений ансамбля Неймарка в Кремлевском дворце съездов. Вот такие «подарки» технического прогресса…

«Мукан» всегда выступает на праздновании Дней независимости в посольствах Германии, США, России. С Днем независимости Украины сложнее – в это время педагог в отпуске, а его ученики на каникулах. Но однажды «Мукан» все-таки произвел фурор на выставке украинских художников в Академии художеств, исполнив написанные Неймарком попурри на темы украинских песен.

Ученики Неймарка сегодня успешно работают по всему миру. Гарольд Исаакович убежден, что для музыканта очень важно, чтобы в его воспитании была определенная преемственность, и педагоги исповедовали принципы одной исполнительской школы. Именно так произошло в его жизни: окончив школу Столярского и поступив в консерваторию, он обучался у ученика Ф.Е. Макстман профессора А.А. Станко. Потом поступил в аспирантуру музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве к М.И. Фихтенгольцу – ученику П.С. Столярского.

– В подходах каждого педагога к учебному процессу есть детали, – говорит Неймарк. – Если этих деталей будет слишком много, исполнительская манера ученика станет хаотичной. Потому в работе со своими подопечными я ценю их верность авторскому стилю исполняемого произведения, поиск своего прочтения, не навязывая свою точку зрения. Именно это и формирует индивидуальность музыканта.

Далее Гарольд Исаакович вспоминает своих кумиров – потрясающего лирика Давида Ойстраха и непревзойденного виртуоза Леонида Когана. Первый никогда не исполнял сложнейшие концерты Паганини, второй – проникновенный концерт Чайковского. Будучи воспитанниками одной школы, и Ойстрах, и Коган стали ярчайшими и очень разными звез­дами мировой величины.

– Под влиянием современных, не весьма взыскательных музыка­льных вкусов, даже моя внучка недолго будет слушать Ойстраха, – продолжает Гарольд Исаакович. – В основном из уважения ко мне. Хотя с течением времени гений этого человека становится еще более значимым. И жаль, что записей его выступлений практически не сохранилось. Советская система музыкального образования – это уникальный кремень. Теорему Пифагора можно вывести на школьной доске, а вот объяснить уникальность исполнительской манеры Ойстраха без записей его выступлений не получится.

Не нужно думать, что Гарольд Исаакович не приемлет современные интерпретации классических произведений. Так, он с восторгом говорит о «Кармен-сюите» Бизе-Щедрина. Хотя сначала ему казалось недопустимым вмешательство в гениальное творение. Но, придя в Большой театр и увидев «Кармен-сюиту» с неподражаемой Майей Плисецкой, Гарольд Исаакович пришел к выводу, что Родион Щедрин продлил жизнь произведения Бизе, подарив ему совершенно иное звучание.

– Ференцу Листу принадлежит гениальное высказывание: «Искусство – это чуть-чуть», – говорит Гарольд Исаакович. – Любые переборы, заигрывания с публикой ради популярности у нее отдаляют исполнителя от искусства. Сегодня это происходит стремительно, так как прак­тически не осталось телеканалов и программ, где можно было бы послушать исполнение классических произведений выдающимися музыкантами и оркестрами. Уходят лучшие педагоги, прекратили свое существование многие серьезные конкурсы. Как следствие – не происходит новых ярких открытий, таких, какими в свое время были Ван Клиберн, Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган.

Говоря о реформе музыкального образования в нашей стране, Гарольд Исаакович сделал весьма справедливое замечание: эффективно руководить, например, кафедрой может только тот, кого уважают как профессионала. Если же человек как музыкант посредственный, полупрофессионал, то и воспринимать его всерьез, скорее всего, не станут. И таланты им вряд ли будут воспитаны.

Со справедливостью сказанного трудно не согласиться. Радует только то, что на склоне лет Гарольд Исаакович намерен вернуться в родную Одессу. И у юных музыкантов появится уникальная возможность пообщаться с Мастером – представителем той самой известной всему миру одесской школы, с человеком, который всю свою успешную карьеру строил благодаря таланту и трудолюбию, а не покровительству и протекционизму.

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту